Искоренение имущественного неравенства

Илья Бусуркин
         Искоренение имущественного неравенства.

        «С несправедливостью либо сотрудничают, либо сражаются»
        (А. Камю)

Когда человек решил, что имеет большую ценность, чем другие члены общины, он придумал идею о том, что и потреблять должен больше, чем другие, соразмерно определяемой им самим ценности. С тех пор человечество имеет проблему имущественного неравенства.
Каждый из ныне живущих видит зримые проявления этой проблемы своими глазами. В убогих избушках по соседству с кирпичными особняками, в телевизионных репортажах о голоде в странах Африки, на заборе с табличками «частная собственность» которые преграждают подход к водоёму. Кроме того, большинство жителей планеты сталкивались с унижением и чувством незащищённости, которые стали следствием имущественного неравенства. Известно, что обладающий избыточными материальными средствами всюду имеет преимущество над тем, кто ими не обладает.
Имущественное неравенство, которое в разной степени присутствует во всех государствах планеты, по нашему мнению, является ключевым препятствием прогрессивному развитию человечества.
Прежде, чем обоснуем данное утверждение, считаем необходимым уточнить наше понимание сути прогрессивного развития. Прогрессивным мы называем такой процесс общественного преобразования, в ходе которого большая часть человечества получает предельные возможности для своей творческой самореализации.
Однако система общественного устройства, которая предполагает наличие имущественного неравенства, не может удовлетворить стремлениек общечеловеческой творческой самореализации. Это так, потому что большая часть материальных и нематериальных ресурсов находится в руках узко-корпоративных, элитарных групп (далее – владетельного класса).
Концентрация ресурсов под управлением владетельного класса в ущерб большинству порождает между ними неразрешимое противоречие. Оно выражается в постоянном давлении малоимущих масс на владетельный класс, что заставляет последний все силы и средства бросать на защиту и укрепление своего положения.
Среди методов защиты владетельного класса от малоимущего большинства, помимо полицейских и военных, выделяются методы манипуляции общественным сознанием. Например, навязываемая всему миру «Американская мечта» есть ни что иное, как инструмент мировоззренческой манипуляции в интересах владетельного класса. Пропаганда индивидуального успеха (зачастую в ущерб обществу), эгоцентричного восприятия мира, разобщает малоимущее большинство, ставит его в условия конкурентной борьбы внутри себя самого, и тем служит делу сохранения позиций владетельного класса.
Необходимость защиты своего положения делает владетельный класс незаинтересованным в самореализации каждого человеческого существа и ставит перед ним проблему соблюдения баланса между необходимой степенью квалификации рабочей силы и комфортным для идеологических манипуляций уровнем всеобщего образования. Как известно, манипуляциям легче поддаются малообразованные, а значит имеющие меньше возможностей для самореализации слои населения.
Хорошо прослеживается манипуляция владетельного класса с образованием на примере реформ в этой сфере, которые были предприняты в США после публикации доклада «Нация в опасности: необходимость реформы образования» в 1983 году. Результатом реформы стало воспитание многочисленного класса послушных рабочих, способных справиться с современной техникой, но совершенно лишённых гуманитарного знания и навыков свободного мышления. Полноценное, качественное образование осталось прерогативой владетельного класса. Аналогичные процессы можно проследить в недавней истории почти всех государств Запада.
На протяжении всей известной нам истории цивилизации владетельный класс, определявший направление и темпы развития человечества, был олицетворением единственно возможной системы человеческого общежития. Действительно, в условиях крайне ограниченного запаса ресурсов, малых производственных мощностей и наличия энергии исключительно биологического происхождения, содержание учёных, деятелей искусства и прочих «прогрессоров» требовало паразитической эксплуатации большинства. В это время общественное устройство, предполагающее имущественное неравенство, было безальтернативным.
Однако сейчас, когда в результате технологического и социального прогресса монополия владетельного класса на создание и распространение знания нарушена, а производственные силы человечества возросли настолько, что могут обеспечить достойный минимум (питание, кров, доступ к медицине и образованию) каждому жителю планеты, владетельный класс становится регрессивным классом, поддерживающим устаревшую форму общественного устройства.
Таким образом, имущественное неравенство сегодня является следствием наличия в системе человеческого общества владетельного класса, который выступает в роли консервативной силы, стремящейся повернуть процесс эволюции человечества вспять.
Здесь считаем возможным привести занимательное наблюдение.
С 80-х годов XX века мировые кинематограф и литература перестали производить научную фантастику. Жанр прогностики будущего был заменён на жанр «фэнтези», отсылающий в средневековое прошлое, пусть и выдуманное. Если допустить, что искусство всегда выполняет социальный заказ, то налицо обращение мысли человечества вспять.
Из этого мы делаем вывод, что все заинтересованные в прогрессивном развитии человечества силы должны объявить проблему имущественного неравенства ключевой глобальной проблемой, а также признать невозможность её решения без кардинальной смены устоявшейся системы человеческого общества.
Считается, что стремление человеческого существа самореализоваться через накопление как можно большего количества материальных благ и возвышение над другими членами общества является следствием природы человека, и потому неистребимо. Мы считаем данное утверждение ошибочным, и относим стремление человека самореализоваться через стяжательство и властолюбие не к его природе, а к сложившейся с течением исторического процесса этике. А её, как известно, можно корректировать.
Мы обращаем внимание читателя на разницу между декларируемой и реально практикующейся этикой. В дальнейшем речь пойдет исключительно об обуславливающих поведение масс морали и нравственности.
Исходя из положения о том, что существующую этику можно корректировать, мы убеждены, что проблему социального неравенства можно решить устранением института частной собственности и внедрением в сознание масс идеи совместного, бережного пользования всеми материальными и нематериальными благами. При этом эгоцентричное стремление человека самореализоваться через возвышение над другими членами общества заменяется стремлением к самореализации через внесение наибольшего вклада в дело общечеловеческого развития. Притом все личные стяжательные интересы презираются в обществе.
Скептики могут пенять на неудачный опыт СССР, в котором декларируемая этика разошлась с реально практикуемой, что и стало первопричиной его крушения. Однако они не учитывают тот факт, что на XXII съезде ЦК КПСС одной из основных задач партии была сформулирована задача «обеспечения высокого уровня доходов и потребления населения», что поставило страну в прямое потребительское соревнование с богатейшими странами Запада, и главное – вполне официально подменило ранее декларируемую нестяжательную этику на этику индивидуального обогащения, что, по нашему мнению, и предопределило разложение коммунистической партии, а впоследствии всей страны.   
Кроме того, во времена СССР ещё не началасьинформационная революция, которая сегодня значительно увеличивает шансы построения нового, лишённого проблемы имущественного неравенства, общества.
С появлением интернета и электронных социальных сетей огромные массы населения планеты, ранее разделённые расстоянием, языками и традицией, теперь находятся в едином информационном поле. Более того, массы все более участвуют в формировании информационного поля, вырывая управление из рук владетельного класса.
Мы замечаем всё большее количество текстовых, аудио и видео материалов, созданных без влияния владетельного класса, что говорит нам о возрастающей роли общества в процессе определения векторов развития человечества.
Таким образом, владетельный класс находится под небывалым ранее, и всё более возрастающим давлением неимущих масс. Обычные методы идеологического воздействия, широко употребляемые ранее, даже помноженные на технологические достижения информационной революции, теряют свою эффективность ввиду утраты владетельным классом монополии на производство и распространение знаний.
Такое положение вещей даёт нам умеренный оптимизм считать, что в ближайшее время мы будем наблюдать всё больший контроль власти со стороны общества, что является реальной предпосылкой к переходу человечества на новую систему общественного устройства.
Фундаментом нового общественного устройства, в котором не будет места явлению имущественного неравенства, станет практическое применение новой этики. Её распространение, с помощью всех современных средств информационных коммуникаций, будет происходить из центра общественной пирамиды к её основанию, а затем вверх.
Ясно сформулированная, слившаяся с культурой этика над законом, в условиях жёсткого контроля власти обществом, по нашему мнению, решит проблему имущественного неравенства в долгосрочной перспективе.
Вместе с тем, ни одно общественное устройство невозможно представить без института распределения материальных благ. Именно в этом узле общественного механизма возможны наибольшие злоупотребления. Однако и здесь на помощь практическому воплощению новой этики приходят технологии, которые уже сейчас позволяют создание прозрачной и понятной большинству кибернетической системы.
Также, для исключения злоупотреблений, считаем перспективной идею «аскетичной власти», суть которой сводится к тому, что чем большую ответственность перед обществом берёт на себя человек, тем меньше он может позволить себе в личной жизни, вплоть до полного от неё отрешения на высоких уровнях ответственности.
Такой взгляд на общественные проблемы консолидирует в деле их решения лучшие силы человечества, тем самым значительно ускоряя прогресс.
Очевидно, что владетельный класс и значительная часть населения, заворожённая миражом «кормушки», не приемлет новой этики. Однако, история знает примеры подобных фундаментальных переходов. Например, переход от языческой к христианской этике, или отмена рабства.
Стоит отметить, что юридически рабовладение на Земле было прекращено только в 2007 году (последней страной, отменившей рабовладение, стала Мавритания), а фактически присутствует в некоторых уголках мира до сих пор. При этом, процесс явно демонстрирует положительную тенденцию и близится к завершению.
Мы убеждены, что единственным действенным методом внедрения новой этики может служить метод просвещения в условиях межгосударственной, межнациональной, межклассовой дискуссии.
В конечном счёте, доказанная эффективность практического применения новой этики должна сыграть решающую роль в деле смены системы общественного устройства.
Не вызывает сомнений тот факт, что дальнейшее благополучное развитие человечества невозможно без окончательного решения проблемы имущественного неравенства. Также, какбез окончательного решения проблемы войнв условиях наличия на планеты термоядерного оружия. Однако человечество, существующее в текущей системе общественного устройства, в которой меньшинство паразитирует на большинстве и манипулирует им в своих узко-корпоративных, корыстных интересах, не способно решить эти проблемы. Значит на повестке дня остро встаёт вопрос о смене системы. Вопрос фундаментальный, прямо касающийся выживания человеческого рода.
Мы убеждены, что новая система должна базироваться на принципах равенства и братства всех людей, на исключении любой формы собственности кроме общественной, а главной её ценностью должен стать человек, а не промышленное производство.
Человек рождён для счастья, которое есть жизнь в любви и творческая самореализация. Эти простые составляющие каждому человеческому существу должна обеспечить новая система общественного устройства. В противном случае человечество захлебнётся в котле социальных противоречий и взаимоисключающих интересов.
Мы с надеждой смотрим в будущее и призываем всех свободных от заблуждений индивидуализма уже сегодня разрабатывать и внедрять новую этику, делать первые шаги к справедливому обществу, в котором не будет существовать проблема имущественного неравенства.

        «Наше общество, идущее вперёд без преданий, недоразвившееся ни до какой религии, ни до какого долга, и, однако, думающее, что оно переросло уже всякую религию и всякий долг, широкое лишь вследствие внутренней расслабленности».
(В.В. Розанов)