Рюхи - городки

Анатолий Аргунов
У нас на полустанке появилась новая игра – городки. Привез ее городской парень, Виталька Мореев, внук фельдшера  Степана Андреевича, который каждый год приезжал из Питера в Веракушу, на летние каникулы. Виталька был спортивным парнем: высокий ,с широкими плечами  и гордо выпеченной грудью. Он производил на местных девчонок большое впечатление. Парни с железки смотрели на него с пренебрежением.
- Мол, знаем вас, городских.  Понта много, а дела пшик.
Но, в душе завидовали за его спортивность и независимость.  А тут такое дело, Виталька новую игру притарабанил, было чему завидовать вдвойне. Витьке Жбану хоть и был нанесен по самолюбию удар, но  не подавал  вида и, встретив соперника,как ни в чем не бывало,предложил:
- Давай сыграем в городки? - Виталька улыбнулся, чуть скривив губы влево.
- А умеешь?
- Чего уметь-то. Ты покажи, что и как,  и все дела. Как-нибудь разберусь...
Виталька принес сумку, в которой лежали нарезанные кусочками, словно сардельки, аккуратные чурочки, сантиметров пятнадцать в длину и четыре-пять в диаметре. А еще были в сумку уложены три палки, каждая чуть больше  полметра.
- Биты – пояснил  Виталька.
- Где играть будем? – задал вопрос Витька.
- Пошли на волейбольную площадку, там места много,городки есть где разместить... - ответил Виталька.
- Ну, да,места хватает! – согласился охотно Витька.
Остальные ребята зашагали рядом. На площадке Виталька нашел палочку и отчертил на земле, что-то вроде квадрата.
- Это городок.  В нем можно разместить десять вот таких деревянных солдатиков. Можно складывать из них разные фигурки. Вот, например, "бабка" в окошке, - и он ловко соорудил  из коротких чурочек  подобие окошка, их которого выглядывала «бабка». Сделал еще  окошко и уже две «бабки» высовывались наружу.-Понятно!Что дальше?-небрежно спросил Витька.
-  А теперь отходим на десять шагов и берем в руку биту. – Вот эту, - и  Виталька взял длинную палку в правую руку.  Размахиваемся – и он ловко швырнул биту в городок, где стояли «бабки» в окошках. Палка со свистом пролетела и ударила по одному из окошек с «бабкой», да так, что короткие чурочки подпрыгнули вверх и  разлетелись из квадрата городка в разные стороны.
У ребят сперло дыхание от увиденного. Такой удар мог произвести только настоящий мастер. Эффект был достигнут полный. Виталька довольный и вальяжный стоял ,как бог,в ареоле славы.
- Вот этими  битами нужно выбить все десять солдатиков. Кто сделает это первым - выигрывает.
Но, Витька не поддался общему восхищению, лишь коротко бросил:
- Дай-ка  палку, попробую!
Виталька протянул вторую биту.
- Сделай одолжение...
Витька хмуро взял биту в руки, поплевал на ладонь, размахнулся и со всей силой швырнул палку во второе окно с «бабкой». Бита со свистом пролетела мимо городка  и ударилась  об столб, на котором была натянута сетка для волейбола и рикошетом ,чуть не задела рядом стоящего Федула.
- Жбан, ты что творишь, так можно человека убить! - вскрикнул Федул, отскочив в сторону.
Витька ничего не ответил. Он, молча, натянул кепку на голову и,  не попрощавшись, ушел.
На второй день рано утром Витька пришел ко мне в дом.
- Толян, давай свои рюхи сделаем, и будем тренироваться.
- Какие рюхи? – не понял я друга.
- Эти городки – рюхами называют. В городе их зовут городками, а в деревне рюхами. Ну, как свиней, которые лежат в грязи. Правда, похожи?
Я кивнул в ответ.
- Ладно, рюхи, так рюхи. Главное научиться в них играть.
- Затем и пришел – ответил Витька. Сказано – сделано. Мы принялись за дело.
- В сарае у дяди Пети, отца Витьки, мы нашли   несколько длинных палок, видно, что  заготовки для черенков вил или лопат.
- Во, подойдут – сказал Витька.
Мы распилили палку на десять рюх, по 15 сантиметров каждая, а из оставшихся, вышло ровно три биты по полметра.
- Теперь айда тренироваться – сходу предложил Витька.
Мы  собрали изготовленные рюхи и биты, положили их в пустую плетеную корзину для сена и пошли во двор. Там около стены сарая начертили городок и поставили две фигуры «бабки" в окошке, взяли по  бите. Отсчитали от задней черты городка пятнадцать шагов и провели черту.
- Вот рубеж.  Отсюда будем лупить по рюхам. У тебя, Толян три попытки и у меня  - три.  Кто первым выбивает рюхи , тот победитель-скомандовал Витька.
Я согласно кивнул головой, но спросил:
- Витька, а что кроме «бабок" в окошке других фигур нет?
-Почему нет. Есть.  Я прочитал в журнале «Умелые руки», что таких фигур можно десятка два выставить.  Вот тут на листке я нарисовал самые главные. Вот, смотри, - и Витька вытащил из нагрудного кармана, мятый тетрадный листок. Там были нарисованы разные фигуры, сложенные из чурочек.
- Вот эта! – Витька ткнул пальцем в рисунок, называется «письмо». Четыре рюхи по краям городка, а в центре пятая, как печать. Выбить нужно сначала печать, а потом остальные.  – Или вот, - и он показал еще на один рисунок. - Называется «артиллерия», две пушки, а в центре командир.  Или вот, самая трудная «колбаска». Пять рюх в один ряд лежат.
– Понятно, Витек! Давай играть, а там посмотрим, какие трудные, а какие так себе, - предложил нетерпеливо я другу.
Витька охотно согласился.
- Кто разжигать будет? – спросил он. 
- Давай посчитаемся, кто выходит, тот и начнет -  ответил я.
- Идет! – согласился Витька.
- Шишел, мышел ,взял да вышел –  начал считалку я.
- Да почему ты вышел, а я остался? – возмутился Витька. Почему начал с меня, а не с себя? – разошелся не на шутку Витек. – Шишел, мышел...- передразнил он меня.
- Лучше давай две спички возьмем, кто вытащит короткую, тот и разжигает, так по-честному!
Я не стал возражать. Мне выпала короткая спичка.
- Все равно я разжигаю! – весело прокомментировал я результат.
- Не радуйся, начинай  – буркнул Витька, явно огорченный результатом жеребьевки.
Мы отошли к рубежу, и я, взяв биту в правую руку,  поднес к виску правого глаза, а потом несильно бросил. Рюхи со звоном подскочили к верху, ударяясь об стенку сарая.
- Вот так удар! – восхищенно произнес Витька. – Да ты лучше Виталика играешь.Гдеж-ты так насобачился?Я скромно пожал плечами-Так получилось...
Второй битой я так же уверенно выбил и вторую «бабку" в окошке.
А потом взялся за дело Витька. Игра пошла такая азартная,что мы позабыли обо всем на свете. После недельной тренировки Витька стал обставлять меня по выбитым рюхам, как нечего делать. Я злился, а Витька успокаивал.
- Толян не обижайся, ты не так кидаешь. Нужно резче бить и под рюху стараться попасть, так чтобы она подскочила, - учил меня Витька, после моего очередного промаха.
И вот наступил момент, когда мы оба почувствовали, что можем обыграть  Витальку. И такой случай вскоре представился. Городки быстро распространились по полустанку и в них стали играть почти во всех дворах.
В тот день мы с Витькой и Пушой шли к реке, чтобы искупаться и путь наш лежал  мимо дома Виталика. И на наше счастье, он играл с ребятами из соседних домов в городки.
- На ловца и зверь бежит! – пробормотал Витька.
- Здорово, Виталька! – крикнул зычно Витька.
- Привет, если не шутишь! – отозвался тот.
- Не шучу! Давай, сыграем в городки еще раз.  Только чур,без поддавков и на спор.
- А какой спор-то? - не понял  Виталька.
- Например, если кто проиграет, то покупает -Витька замялся на секунду,- Килограмм пряников.
- И две бутылки лимонада – добавил я.
Виталик усмехнулся своей знаменитой кривой улыбочкой.
- Идет! Расставляйте любую фигуру, я готов!
- Лады. Толян, давай начнем  с «колбаски» по малой спасской.  Как Виталик, не возражаешь?
- Пойдет! – ответил радостно тот.
- Я быстро положил рюхи одна за другой длиною в пять штук в «колбаску».
- Кто первый бьет? – спросил Витька.
- Можешь начинать ты  – согласился  милостиво Виталька.
-  А из скольких партий будет игра? –не стал противиться Витька.
- Давай из пяти, чтобы случайности не было – деловито ответил Виталька, примеряя биту под свою руку.
- Заметано! – уверенно ответил Витька Жбан.
- Игра пошла! – радостно провозгласил я.
Вокруг столпились пацаны из соседних домов, человек семь.  Все с интересом ждали игры. Или ребята с железки утрут нос этому городскому задаваке, Витальке или он станет неоспоримым лидером среди  ребят полустанка. Игра стоила свеч. 
Витька решительно подошел к стартовой черте, взял в руки биту, осмотря ее со всех сторон, отложил  в сторону, взял другую.
- Ты как будто невесту выбираешь – крикнул кто-то из ребят.
Витька даже не повернул головы, молча встал на линию, прищурился правым глазом и метнул биту. Палка ударилась плешмя, задев по бокам все пять рюх, и они со свистом улетели из городка. Удар явно был мастерский.
- Ну, ставь  теперь мне, – попросил Виталька  соседнего мальчишку, Котьку Хотунцева.
Тот быстро выставил «колбаску».
Виталька встал на черту, опустил руку с битой вдоль ноги, потом стремительно ее поднял, и, казалось бы, не целясь, бросил в сторону городка.
Рюхи все до одной вынесло из очерченного квадрата. Ребята ахнули.
- Вот это удар! Так его! – радостно прокричал  Котька Хотунцов. – Хорошо бьешь! Здорово!
- Да не ори ты так: Хорошо, хорошо! А у Витьки, что плохо? – одернул я Хотунцова.
 Пошла игра нервов, у кого они окажутся  крепче, тот и выиграет эту серию, - почему-то подумал я.
У Витьки они оказались крепче. Из пяти партий, Витька выиграл все пять.
- Ну, вот городки-городками и рюхи- рюхами – удовлетворенно  проговорил после игры Витька Жбан.
Виталька, молча, протянул три рубля.
- Тут хватит на пряники и лимонад, - Он отвернулся и отправился к дому.
- Да, ты чего? Виталька, без тебя не будем отмечать – обиделся  уже Витька.
- Хватит воду мутить и дрыгаться. Проиграл – сдержись, выиграл – прояви благородство!
- Ладно, после речки заходите, вместе пойдем к ларьку пряники лопать, – согласился Виталька. – Только матч-реванш за мной.
На радостях Витька бросил:
- Хоть завтра!
И мы дружно пошагали к реке, обмывать победу!