Композитор Василий Медведь. На перекрестках судьбы

Елена Узун
Витиевата судьба композитора в наше время. Сложна, непредсказуема и часто необъяснима. Не всякий раз она улыбается творцу музыкальных откровений, чаще путает следы и долгой вязью петляет, пока проясниться, что привело автора к cозданию музыки и какой миссией его наделила судьба.
  Василий Медведь – пример необычной самореализации на перекрестке
различных стран и музыкальных школ. Родился он Могилеве-Подольском Винницкой области, учился в Молдавской консерватории на джазовом отделении 5 лет, затем поступил на композицию в класс Ливиу Штирбу, у которого проучился два года. Затем судьба резко изменила траекторию жизни, и ему пришлось эмигрировать в США по семейным обстоятельствам. Как говорится, ни сном, ни духом.
   Жизнь такова, верткая, резкая, куда заведет — неизвестно, зачем — тоже вопрос. Но Василий не сдался. И получил музыкальное образование в США. Вначале это были степени Бакалавра, Магистра музыки в Консерватории Маннэси в Нью –Йорке  (1999; 2001 гг.). А после учебы в аспирантуре Бостонского Университета и защиты диссертации Василий Медведь был удостоен Докторской Степени по Композиции в 2009-м году.
   Теперь Василий преподаёт и делится творческим опытом со своими студентами. Душа же по-прежнему связана с родными землями, всеми помыслами перекликаясь с «музыкальными траекториями» Молдовы и Украины. Василий Медведь стремится все знать о наших творческих новостях. Жаждет быть понятым и принятым своими коллегами на территории детства и молодости. Ибо там начало начал и светлое время для всякого из нас.
   Свершилось. Весной и летом 2014 года были исполнены сразу два произведения Василия Медведя в Украине и в Молдове. Поначалу запорожский филиал Союза композиторов Украины  стимулировал исполнение опуса «Новая осень в Англии» симфоническим оркестром местной филармонии под управлением дирижера Вачеслава Реди, что стало первым важным этапом возвращения музыки Медведя «на круги своя». «Новая осень в Англии» — одна из лучших работ композитора, экспрессивная, знаковая, насыщенная множеством слоев и красок, с большим потенциалом. Такой опус в зависимости от замысла может иметь продолжение по принципу «Времена года» или «Годы странствий»…
   Второй важный шаг в пересечении музыки Медведя и второй его Родины Молдовы состоялось 6 июня 2014 года в Союзе композиторов и музыковедов нашей страны в виде «Сонатного вечера», на котором прозвучали фортепианные опусы не только самого Василия Медведя, но и местного покойного автора Анфисы  Фёдоровой.
   Это была замечательная встреча друзей и коллег. Мы познакомились не только с весьма интересной музыкой, но и с молодыми талантливыми пианистами Александром Пригало и Инесой Чолпан - учениками известной пианистки и педагога Заслуженной артистки Молдовы Инны Хатиповой. Педагог Хатипова взяла на себя миссию освоения современного фортепианного репертуара молдавских авторов вместе со своими замечательными ребятами. И надо сказать, что её класс весьма преуспел в освоении столько нелегкого дела. Благодаря Инне Алимовне состоялся сонатный вечер, который, надеемся, будет иметь продолжение. Тем более, что он предварялся весьма познавательной преамбулой музыковеда, профессора Академии Светланы Циркуновой, давшей подробный анализ обеих сонатных композиций.
  Соната композитора Василия Медведя, опус 2012 года, прозвучала в исполнении пианиста Александра Пригало. И надо отметить, что Александр, несмотря на молодость, мыслит цельно, зрело, концептуально. Пианист он чуткий, тонкий, корректный, что вполне резонировало замыслу композитору. Соната Медведя в его трактовке прозвучала достойно, драматургически верно, без преувеличений и по-мужски взвешенно.
     Мне импонирует конструктивность мышления Александра. Ничего не вылезает, без неровностей, концепция свободно изложена. У господина Медведя современное видение жанра Сонаты отразилось в первой части с зеркально-усеченной репризой и в форме пяти «отражений-эскизов» во второй части, хотя сама Соната традиционно трехчастна.
    Фортепианную сонату 2012 года Василия Медведя отличает непохожесть и ненавязчивость. Творчество Медведя, как и сам автор, это диалог со слушателем. Василий по сути своей философ, мыслитель, но не демагог. Ему важен сам процесс мышления, беседы, результат которой вариативен и бесконечен. В основе драматургии Сонаты вроде традиционный для романтизма знак вопроса. Но сама Соната отнюдь не романтична. В ней нет порывистости, патетики, заштампованности, как должно или не должно писать музыку. Вопросительность Медведя не мучительная, не демонстрационная. Это постоянный поиск-вопрос, в принципе, не особо нуждающийся в ответе.
    Вопросительность существования нормальна для Бытия, и у Василия она постоянна и поступенна. Вот эта не патетика, естественность плюс не презентационная концепция с отражениями-эскизами и вариативность, как некая игра смыслов, недосказанность, прерывистость — это интересно.
    13 июня 2015 года  Фестиваль Новой музыки в Молдове представил еще один важный опус Василия Медведя  - дуэтный «Ноктюрн» в исполнении альтиста Андрея Попа и пианистки Ксении Столярчук. 
    «Ноктюрн» - это драматическая повесть о глубоких душевных переживаниях, сложный диалог души на грани «порога», когда не знаешь, перейдешь заветную черту, или нет? Нужен ты  или путь твой завершен? Поэтому был выбран альт, как символ мужского начала, и фортепиано, как взаимопонимающий инструмент, способный отвечать вопросам солиста.  «Год создания «Ноктюрна» 2007, - комментирует сам композитор. - Тогда на последнем курсе композиции в США я получил известие о том, что отец заболел раком. Это совпало с раздумьями о пьесе, о ее характере. Новость о болезни отца, живущего на Украине, перевернула меня всего, и я задумал написать пьесу о последней песне души, собирающейся вскоре отправиться домой, к Богу. Но история имела неожиданное продолжение; отец прошел через две онкологические операции, выдержал все и  поправился. И я осознал, что жизнь приобретает истинное значение в момент расставания с нею. Как только отец пошел на поправку, сестра Наташа за месяц до 50-летия ушла из жизни мгновенно во сне  без ясной на то причины. В целом получилась пьеса не о смерти - о жизни и о том, как сердце учится все выдержать и не ожесточаться. Жизнь и Смерть постоянно меняются местами, так и в «Ноктюрне» исполнители меняются своими партиями. Партия Земного облагораживается  исполнением Небесного, а именно партией Души; а партия Небесного - берет на себя исполнение Земного».
    В  2016 году произошло ещё одно важное событие, - Василий Медведь стал членом Союза композиторов Украины. И это уже этап признания композиторского статуса на территории его истинной Родины. К вступлению в Союз Василий шёл долго, непросто, проявив себя как истинно творческая личность, постоянно совершенствующаяся и очень интересная во всех ипостасях: философа, композитора, педагога и человека, общение с которым становится очень важным для всех, кто с ним знаком. Я не знаю аналога его искренности, дружелюбию, благородству, желанию помочь, поддержать и, главное, понять коллег-музыкантов. Он очень нравится молодым музыкантам Молдовы, желающим вновь и вновь возвращаться к его произведениям, а также исполнять новые сочинения Василия Медведя с большим энтузиазмом.
    Судьба редко дарит встречи с такими людьми, потому что быть «Человеком  во всем» в творческом мире непросто. Но это единственный путь, на котором достигается самый интересный, светлый и продуктивный  результат, не гарантирующий однако легкого пути. Хочу поздравить Василия с его очевидными успехами и пожелать достойного понимания и адекватного человеческого окружения, способного  понимать и продвигать музыку этого интереснейшего человека, получившего признание на творческом перекрестке Украины, Молдовы и США!
   
                ***

В дополнении процитирую эссе "КОМПОЗИТОР ВАСИЛИЙ МЕДВЕДЬ" члена Союза композиторов Украины и его Правления, председателя Запорожского филиала НСКУ, заслуженного деятеля искусств Украины Натальи Боевой.

"Наше знакомство с прекрасным человеком Василием Медведь началось случайно…
Увидев круг друзей композитора на страницах сайтов интернета, появилось желание познакомиться с ним. Началась  переписка  о  любимых писателях и книгах. Почувствовала, что между нами существует некое духовное родство, проявляющееся в стремлении к самовыражению посредством музыки, в схожем  восприятии жизненного кредо, в  честности,  прежде всего, перед самим собой...
    Василий Медведь открылся для меня настолько ранимой и чистой личностью, что для себя определила этого человека практически в понятии ангела! Позже слушала его "Ноктюрн для альта и фортепиано в исполнении" запорожских солистов Илоны Турчаниновой и Павла Талаболина. Ощутила Музыку композитора сродни звучанию Колокола, призывающего прислушаться к биению сердца: совпадает ли оно с ритмами жизни Вселенной, органично ли с покоем Мира, его гармонией?
    Просмотрев список сочинений, поняла: исторические даты их создания и жанры раскрывают тайны познания композитором самого себя в разнообразном мире музыки. Этот факт поразил.  В. Медведь изучает жанры и формы музыкального искусства со всей тщательностью учёного, теоретика и композитора. Он не ждёт особого вдохновения или посещения Музы!
    Василия Медведя музыка встречает ежеминутно и ежечасно в  самых различных жанрах от старинной музыки – через Романтизм – в музыку Нового времени. Музыка  находит  композитора повсюду: осенью - в Новой Англии (произведение с аналогичным названием  для камерного оркестра), в России - у камина, где он вслушивается в голос  поэзии Марины Цветаевой («У камина» для меццо-сопрано и фортепиано). 
    Голосами эпохи Барокко она взывает к нему из Франкфурта, Балкан, Японии («Вариации на Хоралы» И.С. Баха для фортепиано, «Франкфуртские инвенции» для двух кларнетов,  «Балканское настроение» для Брасс – трио, Триптих на японские хайку для хора).
    В творчестве композитора существуют как полифонические формы (фуга, хорал, инвенция), так и жанры эпохи Романтизма. Среди них -  «Ноктюрн для альта и фортепиано»,  «Две песни для тенора и фортепиано» (стихи У. Блэйка), «Соната для фортепиано», «Дуэт для сопрано и флейты», «Концерт для флейты, гобоя, кларнета и фагота», «Маленькая пьеса для гитары» и др.
    Но как только заходит Солнце, и мир постепенно успокаивается, композитор всматривается в высокое небо с чувством  благодарности  Всевышнему за прожитый день и всеобъемлющие  чувства Любви – Прощения – Надежды, которыми наполняет его каждый прожитый день. Именно в такие вечерние минуты  или  на  рассвете Василий Медведь говорит со своим внутренним Ангелом!
    И, окрылённый чувством искренней Веры во всепобеждающий Разум, он обращает слова благодарности своим родителям (Григорию Николаевичу и Анисии Кондратьевне Медведь), супруге Татьяне,  да и нам – его друзьям, живущим в разных городах и странах («К моему Ангелу» для органа, «Тихая Молитва» для виолончели и фортепиано, Триптих «Троица» для четырёх виол да гамба, «Псалом 67 для хора и колоколов»).
    В 2016 году композитор Василий Григорьевич Медведь, согласно результатам тайного голосования («единодушно») был принят в члены Национального Союза композиторов Украины. Но в нашем городе Запорожье, столице казацтва с его прославленным островом Хортица, мы первыми познакомились с творчеством Василия.
     В  одном из концертов Запорожской организации Национального Союза композиторов Украины 16 мая 2014 года академическим симфоническим оркестром Запорожской областной филармонии во главе с народным артистом Украины Вячеславом Редей с большим успехом прозвучала сюита композитора «Осень в Новой Англии».
    В заключении хочется привести цитату великого писателя нашего времени Габриеля Гарсиа Маркеса. «…Господь, если бы у меня еще оставался кусочек жизни, я бы не провёл ни одного дня, не сказав людям, которых я люблю, что я их люблю…». На мой взгляд, именно она более всего подходят для описания глубокого и многогранного Музыкального Облика композитора Василия Медведь.