Пётр Павлович

Виктор Решетнев
                Пётр Павлович

    Его все так зовут уважительно, Пётр Павлович, и относятся к нему с почтением, я бы даже сказал, с пиететом каким-то. И немудрено, человек этот заслуживает уважения, и не только в силу своего возраста, ему семьдесят девять, а выглядит он молодцом, но и благодаря его огромной внутренней силе. Стоишь рядом с ним и чувствуешь, кремень мужик, скала, так и пышет от него здоровьем и уверенностью. 
    Познакомился я с ним на одной из тренировок лет десять тому назад. Я тогда только получил коричневый пояс, и сэнсэй стал доверять мне проводить тренировки без его участия сначала по субботам, а потом и в другие дни.
    В один из таких дней мы и познакомились с Петром Павловичем. Я проводил занятия в верхнем зале школы олимпийского резерва. Была суббота, середина мая, всё вокруг было зелено, и солнце яркое, ласковое и пока ещё не жгучее. Приятно заниматься в таких условиях, особенно если окна в верхнем зале почти во всю стену и высотой от пола до потолка.
    С самого начала моих самостоятельных занятий в качестве тренера я обратил внимание на видного мужчину среднего роста и средних же лет, приводившего тренироваться то ли дочь, то ли внучку, лет тринадцати-четырнадцати, очень красивую и подающую большие надежды. В нашей группе занимаются люди разных возрастов - от десяти лет до пятидесяти, есть и старше. Так вот мужчина этот иногда сидел на гимнастической скамейке у стены, а иногда прохаживался вдоль татами, с интересом поглядывая на мои действия, которые я производил на ковре. Что я не сэнсэй, он, по-видимому, догадывался или знал наверняка, поэтому его дочке-внучке я стремился уделить как можно больше внимания. Сам я во время тренировок не только прохаживаюсь по татами, отдавая команды ученикам, но и делаю всё то же самое, что и они. Скидки на возраст я пока себе не позволяю.
    И вот однажды после окончания занятий этот приятный на вид мужчина подошёл ко мне и поблагодарил за хорошо проделанную мною работу.
  - Пётр Павлович, - представился он, - Алина моя внучка, - он кивнул в сторону девушки, - ей нравится у вас заниматься. Это она мне велела подойти к вам и вас поблагодарить.
  - Сколько же вам лет? – не удержался я от бестактного вопроса, - если Алина ваша внучка.
  - Шестьдесят восемь, - улыбнулся Пётр Павлович, - а что, хорошо сохранился?
    В глазах его сверкнули озорные искорки.
  - Я не для того спросил, чтобы сделать вам комплимент за прекрасную сохранность, - огорошил я его, - у меня другие намерения. Хочу предложить вам тренироваться в нашей секции вместе с внучкой. Думаю, она этому будет только рада.
  - А я потяну? - насторожился моложавый дедушка.
  - Приходите, там посмотрим, - подзадорил я его.
    На следующую тренировку Пётр Павлович пришёл вместе с Алиной в новеньком кимоно. Я это сразу отметил, и мне это понравилось. Обычно Владимир Николаевич, наш сэнсэй, разрешает новым ученикам первый месяц ходить на тренировки в обыкновенном трико. Вдруг не понравится, или слишком тяжело станет, приходить расхочется, а форма, она ведь тоже денег стоит.
    Узнав, сколько лет новоиспечённому ученику, сэнсэй поблагодарил меня и поставил его в пару со мной. Сначала я старался не сильно стучать по моложавому дедушке, боялся, как бы не повредить его немолодые кости, но Пётр Павлович оказался крепким субъектом и в ответ колотил меня не за страх, а за совесть. И лоу-кики отвешивал увесистые и цуки по корпусу наносил отменные. Видать, он непросто тогда ходил вдоль татами, когда внучку к нам приводил, а с пользой для дела…
    Прошло пять лет после этого события, и в свой пятидесятилетний юбилей я аттестовался на чёрный пояс. Пётр Павлович к этому времени уже заслуженно носил коричневый. На аттестации, когда он его получал, он даже провёл пять непрерывных боёв. Сэнсэй дал добро на это, не побоялся, что с ним может что-то случиться, настолько был уверен в замечательном деде. И не сказать, чтобы спарринг партнёры делали скидку на возраст Петру Павловичу и старались подыграть ему. Вовсе нет. Пётр Павлович в этом совсем не нуждался. И ребята с телевидения, которые тогда приезжали, чтобы запечатлеть это необычное событие, были здорово удивлены. Это же надо, такой удивительный дед тренируется в секции Вадо-Рю…
    Потом прошло ещё пять лет, и Пётр Павлович куда-то пропал. Так в жизни бывает. Нет, он не постарел и не стал немощным. Мне кажется, он вообще не меняется со временем, просто Алинка, его внучка, окончила школу и уехала учиться в Москву. Пётр Павлович взялся ей помогать, устроился на работу, времени ходить на тренировки не осталось.
    Иногда он мне звонил, в основном в ночь с 31-го декабря на 1-е января, поздравлял меня и мою супругу с очередным Новым годом. Сначала я спрашивал его, когда он вернётся и продолжит тренироваться, но потом перестал. Жизнь есть жизнь, у каждого она своя - со своими проблемами и заботами. Но если честно, мне было немного обидно, что пришлось расстаться с таким талантливым учеником.
    И вот вчера я встретил его на улице, случайно. Я не сразу понял, что это он.  Мужчина средних лет, подтянутый, в футболке. Я тоже был в футболке и шортах, но я ведь ещё молодой. Какие мои годы?!
    Пётр Павлович обрадовался нашей встрече. Он обнял меня и прижал к себе. Я почувствовал упругое тело под футболкой, не потное, ничем не пахнущее, хотя на улице было под тридцать градусов и на небе ни облачка. Он всё также молодцевато выглядел, излучал всё ту же уверенность, и мне даже показалось, что он помолодел за то время, пока мы не виделись. Я спросил про Алину, как она там в Москве.
  - Окончила университет, первый год работает, оклад солидный, - похвастался Пётр Павлович, - копит деньги на первый взнос на квартиру. От меня больше помощи принимать не желает, не хочет, чтобы я продолжал работать.
  - А-а-а, так ты теперь свободный человек (мы давно с ним на «ты»), - обрадовался я, - сейчас конец июля, в августе у нас, как ты помнишь, каникулы, но первого сентября занятия возобновятся, и я тебя жду. Кимоно ещё цело? – поинтересовался я, - не выбросил?
  - Кимоно у меня в спальне в шкафу на верхней полке всегда выстиранное и отглаженное, я его иногда надеваю, когда ката делаю, но для полноценных тренировок я уже не гожусь, - вздохнул он.
  - Почему так пессиместично? - поинтересовался я, - на вид ты только помолодел!
  - А знаешь, сколько мне недавно стукнуло? – Пётр Павлович хитро улыбнулся.
  - Догадываюсь, - я пожал плечами, - но меня такими пустяками не проймёшь.
  - Семьдесят девять мне стукнуло, - сказал Пётр Павлович и вздохнул, - на Петра и Павла. У меня день рождения 12-го июля, - продолжил он взволнованно, - я ведь детдомовский, без роду и племени. Меня подкинули в этот день на крыльцо детского дома в далёком тридцать седьмом, потому и дали такое имя в честь святых апостолов Петра и Павла. Вот и живу я на этом свете Петром Павловичем.
  - И неплохо живёшь, - я приобнял его за плечо, - и судя по твоему цветущему виду, может, ещё лет двадцать протянешь. Я думал, что мой чёрный пояс в пятьдесят лет – это какое-то особенное событие, но ты можешь меня легко превзойти и в следующем году сдать на первый Дан. У тебя сейчас какой, коричневый пояс? - поинтересовался я, - я ещё не всё забыл?
  - Конечно, нет, - будущий претендент радушно улыбнулся, - но я сомневаюсь, стоит ли мне приходить, может, поздно уже?
  - Стоит, - утвердительно сказал я и продолжил, - за год я тебя поднатаскаю, и ты обязательно аттестуешься. И сэнсэй поможет, он только обрадуется твоему возвращению. Представляешь, чёрный пояс в восемьдесят лет. Твой рекорд уже никто не побьёт. А я документы подготовлю в книгу рекордов Гиннеса. Ты как, согласен?
  - Ты всё смеёшься, - Пётр Павлович похлопал меня по плечу, - а супруга твоя по-прежнему ходит с тобой?
  - А то как же, она тоже недавно аттестовалась на чёрный пояс. Дочь вот только в Москве бросила заниматься, так и закончила карьеру с коричневым поясом.
  - Передавай супруге привет, - Пётр Павлович улыбнулся, и в глазах его вспыхнули задорные искорки, - на счёт сентября я подумаю, - прибавил он, - а сейчас извини, спешу.
    Он крепко пожал мне руку, повернулся и лёгкой походкой зашагал в сторону Площади Партизан.
    Я залюбовался, глядя ему вслед, потом не выдержал и окликнул его:
  - В сентябре жду, - прокричал я.
    Услышал ли Пётр Павлович мой призывный крик, или нет, через месяц выяснится.

                30 июля 2016г.