Синьория Манфреди и культурная жизнь Фаэнцы

Ковалева Марина 2
СИНЬОРИЯ МАНФРЕДИ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ  ФАЭНЦЫ В XII – XV ВЕКАХ

Записки философского факультета Орловского государственного университета. № 2 (08), 2016.


Ссылка для скачивания для тех, кому нужны иллюстрации к статье:


Феодальный род Манфреди, установивший синьорию в Фаэнце – небольшом государстве в Италии в провинции Эмилия-Романья, создал одну из тех удивительных династий, которые своим правлением украсили эпоху итальянского Возрождения. 

Их возвышение началось с Франческо I Манфреди, который в 1302 г. был избран капитаном народа, а некоторое время спустя стал синьором Фаэнцы и Имолы с титулом папского викария. В то время Италия была разорвана на части борьбой гвельфов (сторонников римских пап) и гибеллинов (сторонников германских императоров). Франческо избрал партию гвельфов как более сильную и не ошибся.  В 1327 г. он утратил свою синьорию из-за сына Альбергеттино, захватившего власть в момент, пока отца не было дома. Однако через год Франческо вернулся вместе с отрядами папской армии и возвратил город в подчинение церкви. В 1333 г. он отказался от власти в пользу сына Риккардо, но был вынужден снова взять бразды правления после его смерти в 1340 году. Франческо был причастен к некоторым строительным проектам в городе. В частности, он возвёл замок Гранароло – впоследствии один из важных пограничных замков Фаэнцы, стал создателем семейной капеллы, начал возведение некоей башни в центре города, способствовал сооружению церкви сервитов. В период его правления было начато строительство моста через р. Ламоне с башнями по обоим его концам. [8, Р. 9]
При жизни Франческо подозревался в соучастии в преступлении своего кузена Альбергеттино, совершенном в 1285 г. и попавшем на страницы «Божественной комедии» Данте Алигьери. Альбергеттино получил пощёчину от одного из своих родственников, то ли  Манфредо, то ли Альбергетто Манфреди. Притворившись, что он позабыл об обиде, Альбергеттино пригласил их на обед, где они были убиты после сигнального возгласа: «Внесите фрукты!»  Выражение «фрукты брата Альбериго» вошло в пословицу, а Данте поместил  убийцу ещё при жизни в ад, где он был скован льдом. [1, С.172-173]

Наследники Франческо то верно служили папам в качестве кондотьеров, то оказывались с ними в конфликте. Синьоры Фаэнцы то были в почёте у пап, то изгонялись папскими войсками из их владений, но всегда возвращались. Некоторым из синьоров Фаэнцы в этой борьбе пришлось в прямом смысле потерять голову.  Так, в 1329 г. был казнён Альбергеттино, а в 1363 г. – Бельтране – оба сыновья Франческо, а в 1405 г. – Асторджо I Манфреди.

 Асторджо I был человеком, испытывавшим тягу к прекрасному.  Как и предки, он строил укрепления, например, замки Черапано и Русси, но также украсил дворец Синьории великолепными мраморными колоннами и фризами, приступил к реконструкции городских стен, подарил кафедральной церкви большой колокол.  [8. Р. 23, 27] Асторджо I дружил с флорентийским писателем Франко Саккетти (ок. 1330-1400), автором многочисленных стихов и сборника «300 новелл». Синьор Фаэнцы мог держаться с Саккетти на равных, так как сам писал сонеты: сохранились стихи, обращённые ими друг к другу. Также в одном из сборников сохранилось его стихотворение, посвящённое Деве Марии:

Царица славная, Императрица,
Дева святая, чистая, непорочная,
Каждому верному смертному подающая блаженство.
Покорная служанка, золотом коронованная
Сумма Бога-Отца, непоколебимая и стойкая опора
Для каждого грешника, сладостная моя заступница.
Поэтому я знаю, что тому, кто прибегает к тебе
 С кающимся сердцем, ты, скромная и благочестивая,
Подаешь свою помощь в ближайшее время.
Хотя грешна эта моя жизнь,
Душа печальна и чувства в смятении
В суете этого мира каждый раз;
Но  когда я гляжу в божественные
Твои очи, полные милосердия,
Берёт смелость мой беспокойный  дух
Прийти к тебе, чтобы обрести согласие
Между человеком и Богом,  с которым с помощью яблока запретного
Наш Враг навёл раздор. [7, С. 131-132]

Не сохранилось портрета Асторджо I, но в городской картинной галерее Фаэнцы находится его геральдический знак в виде козла, поднявшегося на задние ноги. На ленте перед ним по-немецки написано: «Когда я могу». (Илл.1)

Уже в средние века Фаэнца была центром производства майолики – керамики из обожжённой глины, политой сверху белой глазурью. Поверх глазури в XIV в. наносился несложный рисунок чёрной, зелёной и синей и жёлтой красками. Чаще всего местные мастера изготавливали посуду для повседневного использования. Местная керамика была в ходу и при дворе синьоров Манфреди. Сохранились кружки с гербами правящей семьи. Они имеют шарообразную нижнюю часть с расширяющимся донцем, цилиндрический верх с венчиком у горловины и изогнутую ручку. На одной из кружек изображён герб (щит, разделённый на четыре части: верхняя правая и нижняя левая – тёмные, остальные  - белые), висящий на гвозде, фланкированный двумя геральдическими щитами и грубо написанными растениями. (Илл.2)  Другой тип – кружка с подчёркнутым носиком и с более выраженным конусообразным телом. Её поверхность разделена на три яруса. В верхнем ярусе, прямо под носиком, расположен герб Манфреди. В центральном и нижнем ярусах находятся стилизованные изображения деревьев и цветущих веток, ограниченные полосами. Ручка расписана чередующимися мазками разных цветов. Рисунок выполнен в синих и черных тонах. (Илл.3) Третий тип посуды – кружки с грушевидным телом, более вытянутые, с плавными переходами в форме тулова. Их рисунок представляет собой герб Манфреди, охра-няемей с одной стороны геральдическим львом Фаэнцы с мечом в поднятых лапах, а с другой – растительным мотивом. (Илл.4) Ещё одной разновидностью оформления являются гербы в окружении растительных мотивов в виде завивающейся кольцом травы и вертикальных рядов с рисунком в виде буквы «V» или деревьев с листьями и корнями. (Илл.5,6)  Эти мотивы господствуют примерно до конца  XIV века. Особенностью блюд и тарелок этого периода было то, что рисунком покрывались донце и края. В начале XV в. встречаются яйцеобразные сосуды с гербом Манфреди, увенчанным тремя лилиями и рамкой в виде ягод. (Илл.7)

Достойный наследник Асторджо I нашёлся в лице его внука, Асторджо II (1412 – 1468), который сначала правил Фаэнцей  совместно с братьями, а в  1448 г. остался единственным синьором. Это первый из Манфреди, кого мы знаем в лицо, так как он заказал свой портрет талантливому флорентийскому скульптору Мино да Фьезоле (1430 – 1484), уже известному к тому времени портретами членов правящей Флоренцией семьи Медичи.  Портрет доблестного, блестящего капитана в возрасте 42 лет представлен в виде погрудного изображения. Взгляд глубоко посаженных глаз Асторджо внимателен и тревожен, лицо выражает напряжённую готовность к действию, губы сжаты.  Скульптор не скрывает ни утиного носа кондотьера, ни намечающейся возрастной дряблости шеи, ни теряющей чёткость линии подбородка. Асторджо одет в кольчугу мелкого плетения и кирасу, покрытую чеканными узорами. Мастер старательно передаёт неровную поверхность изношенного кожаного ремешка с железной пряжкой. (Илл.8)

Синьор Фаэнцы унаследовал  и литературные способности своего предка. Правда, он развивал их лишь в своих письмах. Сохранилось одно из его любовных писем, написанное с большой силой: «Благороднейшая и исключительная госпожа, в сумме добродетелей и ангельской красоты которой сосредоточена вся моя надежда, и которая является обителью всех моих любовных желаний…» [6, Р.. 192]
П
ридворным художником Асторджо был Джованни да Ориоло, о котором из старинных стихов Анжело Лапи известно, что он написал портреты двух дочерей Асторджо II – Барбары и Элизабетты. К сожалению, сейчас мы можем судить о нём лишь по одной сохранившейся картине – портрету Лионелло д’ Эсте (1447, Лондонская национальная галерея). Правитель Феррары изображён на синем фоне, в профиль, как это было принято делать на медалях. Живопись отличается тончайшей проработкой деталей  не только лица, но и одежды.[9, С.11] Художник упоминается как умерший  в 1474 году. (Илл.9)

Асторджо II продолжил энергичное сооружение  городских стен Фаэнцы, начатых его дедом, инициировал строительство церкви св. Себестьяна. В 1444 г. он отдал, с благословления папы Евгения IV, францисканцам – обсервантам монастырь Св. Перпетуи, которые посвятили его Св. Иерониму.  Для капеллы своей семьи в этом монастыре Асторджо II, длительное время находившийся на службе Флорентийской республики и близко знакомый с семьёй Медичи, заказал великому флорентийскому скульптору Донателло (1386 – 1466) деревянную статую святого Иеронима. Вероятно, скульптура была изготовлена около 1454 г., так как к этому времени относится письмо из переписки между правителем Фаэнцы и Пьеро ди Козимо Медичи, где упоминаются работы Донателло.

Донателло изобразил Иеронима в виде измождённого обнажённого аскета, ударяющего себя камнем в грудь в знак покаяния. Мастер с большим искусством передал ослабевшие мышцы тела, переплетённые под кожей венами. Лицо Иеронима с заострившимися скулами обрамляют длинная борода и спутанные волосы.  В правой руке он когда-то держал крест. Исследователи полагают, что нагота святого когда-то скрывалась повязкой из ткани.[11] (Илл.10)
Длительное время исследователи истории Фаэнцы приписывали этому же знаменитому скульптору бюст св. Иоанна Крестителя – мальчика, высеченный из белого каррарского мрамора. Сейчас он считается работой Джулиано де Майано (1442 – 1497). Антонио Арки отмечал «деликатность и живость выражения, легкость обработки мрамора, одновременно тонкие и нервные очертания, что, несомненно, позволяет определить бюст как шедевр XV века постдонателловской эпохи». [3, Р.67] Ф. Арньяни  полагал что в этом произведении «искусство побеждает материал настолько, юный Предтеча кажется живым, состоящим из плоти и способным заговорить». Сейчас обе скульптуры находятся в картинной галерее  Фаэнцы. [4, Р.74] 

После смерти Асторджо II в 1468 г. власть перешла к двум его сы-новьям – Карло II и его брату, епископу Федерико. Два младших брата, Галеотто и Ланчилотто, в 1476 г. покинули родной город.

В 1470 г. Фаэнца сильно пострадала от землетрясения. Братья вос-пользовались этим, чтобы начать грандиозную перестройку города. С этой целью было снесено много домов не только внутри, но и снаружи городских стен. В центре остались лишь дома тех горожан, кто мог поддержать их представительный  вид. По инициативе епископа началось возведение нового городского собора по проекту Джулиано де Майано. (Илл.11) В 1476 г. в местечке Ориоло Карло II  велел построить шестиугольную башню с двойными стропилами, сооружение, чьё архитектурное решение было единственным в своём роде для Италии. (Илл.12)
В городе работала мастерская Дезидерио и Джери де Сеттиньяно, изготавливавшая домашние камины и рукомойники из камня. В их мастерской был сделан камин белого мрамора, находившийся в дворце синьоров, а  ныне хранящийся в картинной галерее Фаэнцы. На его передней панели изображены два пухлых путти, держащих перетянутый лентой венок,  внутри которого находится привязанный к колонне ягнёнок, вероятно, геральдический знак  Карло II. По бокам высечены хирургические инструменты для кровопускания с шнуром для перетягивания руки – геральдический знак рода Манфреди.

Строительный размах синьоров привёл не только к нарушению имущественных прав многих горожан, но и к росту налогов. К тому же, жадный епископ решил заработать в неурожайный год, скупив зерно и убедив брата поднять цены. В результате народного восстания Карло и Федерико бежали из Фаэнцы, а синьором стал их брат Галеотто.[5, Р.507] Галеотто зарабатывал себе на жизнь в качестве кондотьера, но в мирное время любил читать и общаться с писателями. Он был знаком с  философами Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола, поэтом Анжело Полициано, который посвятил ему стихи. Синьор увлекался астрологией и математикой, знал латынь, был хорошим музыкантом. [2, С.21]Галеотто заказал картину в память и почитание блаженного  Джакомо Бертони для капеллы Сан Джованни Еванжелиста церкви Серви де Мария. На основании старинной записи о том, что мастеру Леонардо Скалетти было заплачено за изображение блаженного Бертони в 1483 г., этот художник традиционно считается её автором. [9, Р.10]  Картина показывает знакомство мастера с традициями феррарской школы живописи. Она изображает мадонну с младенцем, сидящую на троне, с расположенными по обеим сторонам св. Иоанном Крестителем в виде прекрасного молодого человека с книгой и молящегося блаженного Бертони. Яркий колорит картины сочетается с проработкой мелких деталей и подчёркнутой изысканной декоративностью. Фигуры первого плана словно застыли в безмолвной вечности. До них не долетает ни звука из кипящей на заднем плане жизни большого города. (Илл.13)

Свой собственный портрет синьор Фаэнцы заказал прославленному медальеру, автору скульптурных портретов многих итальянских государей Сперандио Савелли (1431 – 1504), который также выполнил портрет и его брата Карло II. Оба профильных портрета братьев отличает характерный «утиный» нос. Лицо Карло кажется более утончённым и менее предприимчивым. Кудрявую шапку волос венчает высокий головной убор, щеголеватая одежда отделана множеством мелких деталей. Некрасивое лицо Галеотто полно скрытой энергии и внутренней решимости. (Илл.14)
В период правления Галеотто Фаэнца прекратилась в центр культурной и религиозной активности. Яркая придворная жизнь отразилась в новых мотивах керамики.

Находясь в юности в странствиях в поисках службы и пристанища, Галеотто познакомился в Ферраре с дочерью аптекаря Кассандрой Павони, которая впоследствии оказалась вместе с ним в Фаэнце. Фамилия девушки, происходящая от слова «павлин», послужила появлению нового узора в керамике – «перо павлина». (Илл.15) Уже в первой половине XV в. появилась практика заполнения узором всей поверхности посуды, но краски были блеклых, спокойных тонов, а узор не выходил за рамки растительных, изредка животных мотивов и полос.  Теперь поверхность блюд разделялась на окружности, которые полностью заполнялись мелким, тщательно прописанным многоцветным узором. В число традиционных красок добавились оранжевая, жёлтая, малиновая. В центре, на донышке, изображались какая-либо птица (например, павлин) или животное. Далее окружности заполнялись мелким цветочным узором или гирляндами из павлиньих перьев. Новшеством также стало изображение на блюдах придворных дам и кавалеров в пышных нарядах.
В городе работало множество живописцев и ремесленников. Богатые горожане и церковные власти активно заказывали религиозные картины для церквей. В Фаэнце открыл собственную мастерскую Бьяджо д’Антонио да Фиренца (Туччи) (1446 – 1515). Он писал многочисленные молельные образы мадонны с младенцем, крупные религиозные картины, но больше всего ему удавались «истории» - картины, где в едином пространстве показывалось развитие какого-либо сюжета (например,  история Иосифа Прекрасного, Троянской войны и т.п.). В «историях» Бьяджо проявлял большую фантазию и изобретательность, превращая работу в пиршество красок. Художник очень любил животных: многочисленные собаки, лошади и верблюды становятся героями его «историй» наравне с людьми.   

В городской картинной галерее Фаэнцы хранится резной сундук для одежды, покрытый изысканным растительным узором в виде пальметт и вьющихся трав, который синьор города подарил своей возлюбленной Кассандре.
31 мая 1488 г. Галеотто Манфреди был убит в результате заговора аристократии Фаэнцы при участии его жены Франчески, которая намеревалась укрепиться у власти как мать законного малолетнего наследника Асторджо III при поддержке своего отца, правителя Болоньи  Джованни II Бентивольо.  В результате народного восстания Франческа и её отец были изгнаны из города, управлять которым стал городской совет, выступавший в качестве опекуна наследника. Уже первый год опекунства закончился разбазариванием имущества покойного Галеотто. Драгоценные книги его библиотеки оказались проданы. Лишь доброта одного из патрициев позволила выкупить из залога серебряную посуду.[5, Р.542] Чтобы найти средства на содержание ребёнка и уберечься от сил, мечтающих о переделе власти, городской совет перешёл под покровительство Венеции.

Тем не менее,  расцвет самого города продолжался. В 1491 г. в Фаэнце открылся банк Монте ди Пьета, предоставлявший беспроцентные или дешёвые кредиты беднякам. Его символом стал Христос, поднимающийся из саркофага. В честь этого события была написана картина, на которой изображён малолетний синьор, стоящий на коленях перед Св. Бернардино да Фелтре, основателем движения за открытие Монте ди пьета с моделью банка в руках. Синьор изображён в скромной тёмной одежде со сложенными для молитвы руками. Его светлые вьющиеся волосы покрыты шапочкой. (Илл.16)

В правление Асторджо III Манфреди в Фаэнце появились собственные монеты. Известны монеты трёх видов.
 Первая и наиболее загадочная монета  изготовлена из меди, смешанной с двумя унциями серебра. На одной её стороне изображён раскрытый хирургический ланцет, который использовали для кровопусканий, геральдический знак Манфреди, с надписью ASTORGIUS FAVENT.D, что означает Astorius Faventius Dominus. На реверсе изображена полуобнажённая фигура человека, стоящего на одном колене. Голова его окружена сиянием, а через левое плечо перекинут бич. Рядом содержится надпись, обозначающая фигуру как блаженного Новолоне. Новолоне происходил из семьи Пацци, старейшей в Фаэнце, и был по профессии чулочником. Он имел семью, но присоединился к ордену Св. Франциска, а затем, возможно, вступил в него. В 20 лет он отвернулся от мира и стал совершать многочисленные паломничества. В частности, он 10 или 12 раз посетил могилу апостола Иакова в Компостеле, неоднократно поклонялся святыням Рима. После смерти жены Новолоне поселился в келье с несколькими единомышленниками, чтобы молиться и умерщвлять плоть бичами. Спал он на деревянной доске или на голой земле. Новолоне носил одежду из грубой ткани, ходил босой зимой и летом, с непокрытой головой, опоясавшись железной цепью и с бичом через плечо. В преклонные годы, когда он уже не мог ходить на поклонение святым местам, то заменял паломничества упражнениями в молитвах и воздержании.  Многие рассказывали о его сострадании  и милосердии. Умер блаженный Новолоне 27 июля 1280 г. в своей келье в коленопреклонённой позе, со сложенными руками во время молитвы. Согласно легенде, монастырский колокол без языка своим звоном чудесно возвестил о его смерти. Узнав об этом, приор монастыря зажёг лампады и, распростёршись на земле совместно с другими монахами, возблагодарил Господа за то, что сподобил их стать свидетелями чуда. Всё это время колокол не умолкал, так что сбежался весь клир, а затем и все горожане, которые торжественно перенесли умершего в большую церковь св. Петра при участии подесты и господ анциани. Тело Новолоне хранилось в главной церкви, и с его именем были связаны разнообразные чудеса. Впоследствии в соборе было сделано изображение   блаженного в позе молящегося. Новолоне почитался как покровитель  города наряду с св. Аполлинаром, епископом Равеннским и св. Теренцио. Его чествование проходило 27 июля и сопровождалось бегами лошадей, зрелищами, поминаниями в церквях. В 1355 г. в честь него воздвигли алтарь, перед которым жители Фаэнцы приносили обеты.

Атрибуция монеты спорна. С одной стороны, по форме она напоминает болонские монеты эпохи Асторджо II. С другой стороны, единственное упоминание о фаэнтинских деньгах содержится в документе, относящемся к эпохе Асторджо III.[10, Р.346 - 349]

Также в Фаэнце чеканилась при Асторджо III собственная медная монета с изображением ястреба (astoro –  ястреб, уменьшительное имя, которым называли всех Манфреди с именем Асторджо) на одной стороне и св. Петра с ключами, которому был посвящён городской собор, – на другой.
Самой крупной была серебряная монета с изображением  синьора города на одной стороне и Христа, встающего из саркофага, с другой. (Илл.17)
 
Синьор Фаэнцы  Асторджо III  считался идеалом красоты своего времени, отличался хорошими манерами и воспитанием. Жители государства полагали, что по достижении им совершеннолетия их ждут времена спокойствия и процветания. Однако город находился в сердце папских владений и привлёк внимание сына папы Александра VI знаменитого Чезаре Борджа. После длительной осады город пал. 25 апреля 1501 г. вражеские  солдаты вошли в Фаэнцу. Синьор Асторджо был задержан, а затем отослан в Рим, где год спустя был убит. Попытка восстановить синьорию под руководством его брата Франческо в 1503 г. не дала успеха. Город перешёл под власть венецианцев, а затем пап. Отсутствие двора и собственного правителя, а также тяжёлая экономическая и политическая ситуация XVI в. постепенно привели угасанию ту культурную активность, которая существовала в нём ранее.

Библиографический список
1. Алигьери Д. Божественная комедия.  – М.: Эксмо, 2005.
2. Ковалева М.В. Галеотто Манфреди: триумф и трагедия человека Высокого Ренессанса. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные дисциплины. - №3, 2012. - С.16 - 25.
3. Archi A., La Pinacoteca di Faenza. Faenza, 1957.
4. Argnani F. La Pinacoteca Comunale di Faenza descritta e illustrata dal Prof. Federigo Argnani, Faenza, Tipografia di Pietro Conti, 1881. – Р.74.
5. Historie di Faenza fatica di Giulio Cesare Tonduzzi. Publicate doppo la di lui morte  da Girolamo Minacci nipote e herede dell’autore. – In Faenza, per G. Zarafagli, MDCLXXV.
6. Il propugnatore. Studii filologici, storici e bibliografici. – Bologna, 1876.
7. Laudi mariane ovvero rime in onore della vergine santissima de’ piu insigni poeti di tutti secoli della letteratura italiana raccolte da Francesco Martello. -  In Napoli,1853.
8. Panzavolta Gaetano. I Manfredi. – Faenza: tipografia Marabini, 1884.
9. Valmigli Gian Marcello. Dei pittori. Degli artisti faentini de secoli XV e XVI. – Faenza: della tipigrafia di Pietro Conti, 1871.
10. Zanetti Guidantonio. Nuova raccolta delle monete e zecche d’ Italia. – Bologna: della stamperia di Lelio dalla Volpe, MDCCLXXIX.
11. Pinacoteca comunale di Faenza. // Режим доступа: http://pinacotecafaenza.racine.ra.it/index.htm