Служебный роман

Ефим Шейнис
В конце дня в комнату, где сидели шесть научных сотрудников: четверо мужчин и две женщины, вошел начальник отдела. Все уже собрались уходить, мужчины спрятали в столы папки с документами и достали домино, которым обычно заканчивался рабочий день, а женщины приводили себя в порядок и причесывали шапки. В моде были шапки из искусственного меха с длинным ворсом. Приход начальника всех застал врасплох. Он сделал вид, что не заметил этих приготовлений, хотя до конца рабочего дня было еще двадцать минут, и сам он никогда не уходил с работы вовремя, часто засиживаясь за делами допоздна. Еще большее смятение вызвала, вошедшая за начальником, незнакомая молодая женщина, к которой, как по команде, повернули головы все сотрудники и сотрудницы. Ей было немногим больше двадцати, хотя синий деловой костюм и короткая стрижка делали ее старше. Девушка прижимала к груди синюю книжечку, в которой Серов сразу признал университетский диплом. Ромбик с золоченым гербом подтверждал, что она - выпускница университета и, видимо, получила назначение в их институт. Он не ошибся. Начальник подошел к его столу и сказал:
- Виктор Николаевич, я хочу представить вам нашу новую сотрудницу Катерину Ивановну Вольскую. Она закончила механико-математический факультет Ленинградского университета, и будет работать в нашем отделе. Я помню вашу просьбу дать вам в помощь математика для выполнения теоретической части вашей темы. Прошу любить и жаловать.
После этого он оглядел комнату и, не сказав ни слова, вышел, а девушка осталась. Она стояла у стола Серова и ждала.
- Присядьте, пожалуйста, - поспешно сказал Серов и подвинул девушке стул. Она села.
- Хотите посмотреть мой диплом? Тут внутри и зачетная ведомость с моими отметками за все пять лет, - сказала она
Он взял протянутый диплом. Это был диплом с отличием, и по большинству предметов стояло "отлично". Возвращая диплом, он коснулся ее руки и обнаружил, что у девушки большие серые глаза с длинными ресницами, маленький прямой носик и слегка накрашенные пухлые губки. Она была красива. Красивые девушки редко бывают хорошими математиками, подумал Серов. Конечно, у нее много кавалеров, цветы, бары, рестораны, вечеринки, какая тут математика. Ее пятерки тоже могут быть липовыми. Прозвенел звонок и все стали покидать комнату, посылая Серову двусмысленные улыбки: он не так давно развелся с женой. Слегка задержалась одна Кира, рассматривая новую сотрудницу. Кира не была замужем и имела на Серова виды.
- Извините, что я так поздно, - сказала девушка, - зовите меня просто Катя. Меня задержали в отделе кадров, потом меня захотел видеть сам директор, он такой молодой.
- У нас самый молодой институт в городе, - сказал Серов, - все-таки на работе я буду звать вас Катерина Ивановна. Мы обсудим вашу работу завтра, а сейчас у меня одна просьба, или точнее вопрос:
- Вы сегодня вечером свободны?
- Это что, служебный роман?
- Просто мы можем поближе познакомиться, ведь нам работать вместе. Мы могли бы посидеть в кафе.
- Виктор Николаевич, мне неудобно вам отказать, но освобожусь я не раньше девяти, надо забрать из яслей дочку и уложить ее спать, накормить ужином мужа. Мы поженились на втором курсе. Мой муж физик-атомщик. Да, пожалуй, в девять я буду свободна. Для вас это, наверное, уже поздно?
Это был намек на то, что пожилые люди рано ложатся спать. Первый блин комом.
- Катерина Ивановна, простите меня, я чувствую, что совершил бестактность. Просто я тоже кончал Ленинградский университет, и мы могли бы посудачить о наших преподавателях...
В комнату вошла уборщица и Серов встал.
На улице моросил мелкий дождик. Оказалось, что им в разные стороны, он подал руку, и она ответила крепким рукопожатием.
Так началась их совместная работа.
И красивые девушки могут хорошо знать математику, он в этом убедился сам. Катя быстро вошла в курс дела и скоро ее теоретические выкладки украсили его годовой научно-технический отчет. Она с полуслова понимала его задания, и он не скрыть своего восхищения, знакомясь с ее работой. Его сотрудники заметили, что он красиво постригся, стал приходить на работу свежевыбритым, купил несколько новых рубашек и попросил Катю помочь выбрать галстуки, что она сделала с большим вкусом. Они перекусывали за одним столом в институтском буфете и, когда они обсуждали очередные научные идеи, наклонив друг к другу головы, казалось, что это беседуют двое влюбленных. Они сидели рядом и танцевали вместе на всех институтских праздниках.
- Виктор Николаевич, - как-то сказала Кира, - что-то затянулась ваша математическая часть. Она  когда-нибудь кончится? Ведь она замужем и у нее есть дочь. Вы хотите разрушить молодую семью? А если узнает ее муж? Вы знаете, что у него шестой пояс по каратэ?
- Кира, занимайся своими делами.
Осенью половина отдела была отправлена в колхоз на уборку капусты. Их поселили в двух бараках - мужчин и женщин отдельно. В выходной день все вместе шли купаться к озеру, и Виктор Николаевич не подпускал никого к Кате, было ясно, что он влюблен. Однако его попытки с ней объясниться всякий раз кончались неудачей. Катя своим женским чутьем догадывалась, о чем может быть разговор, и всякий раз находила возможности его избежать. Или неожиданно окликнет проходящую подругу, или посмотрит на часы и скажет, что она опаздывает за дочкой в ясли, или начнет жаловаться на давку в автобусе. Наконец, он это понял и свои попытки прекратил.
Все имеет свой конец, кончилась и его математическая часть. Катя стала работать с кем-то другим. Теперь ему уже было неудобно часто подходить к ней, и он только издалека мог любоваться ее красивой головкой. Она это чувствовала и при встрече в коридоре попросила:
- Виктор Николаевич, не смотрите на меня так. Ну, пожалуйста, не надо.
В начале сентября она не вышла на работу и все знающая Кира сообщила, что у Кати дома несчастье. У ее мужа на работе взорвался реактор и он погиб. Виктор решил, что настал его час. Он взял отпуск за свой счет, предложил Кате помощь в это трудное время, и она не отказалась. Теперь Виктор стал бывать у нее дома, ходил в ясли за ее дочкой, с которой вскоре подружился, покупал для нее в институте продуктовые наборы. Кире стало ясно, что ее шансы упали до нуля. Летом Катя отправила дочку к своим родителям на Украину. Ее отец был шахтером и регулярно высылал ей деньги. Виктор сделал ей предложение, но Катя сказала, что год надо подождать. В начале сентября она поехала в Донецк за дочкой, и Виктор стал готовиться к свадьбе.
Он вступил в жилищный кооператив, так как его однокомнатная квартира уже была маловата, стал выяснять, где есть поблизости ясли, и попросил начальника о повышении зарплаты.
Встречать Катю он пришел с большим букетом цветов, заранее заказал такси и, увидев ее в тамбуре, чуть не задохнулся от счастья. Он принял из ее рук Анютку, поставил ее на пол, сообщил, что их ждет такси, хотел вручить Кате букет и ее обнять, но она осторожно отстранилась. Сзади ее спустился мужчина с двумя чемоданами, один из которых, желтый с ремнями был Катин. Виктор сказал мужчине спасибо и хотел взять ее чемодан, но мужчина его не отдал.
- Виктор Николаевич, - сказала Катя, хотя она давно уже называла его Витей и они перешли на "ты", - познакомьтесь, пожалуйста, с моим мужем.
- Иван Петрович, - густым басом представился мужчина, - ты и есть то самый Виктор Николаевич? Катя мне про тебя рассказывала. Будешь другом семьи, веди нас, Сусанин, где твое такси?
Букет выпал из рук Виктора, закололо в сердце. Он сразу сгорбился, состарился и пошел прочь. Месяц он проболел. За ним ухаживала Кира.
Катя перевелась в другой отдел, он ее избегал. При случайной встрече она пыталась объяснить Виктору свой поступок, но он не захотел слушать. Кира подошла к нему в конце дня и сказала:
- Не переживай. Со своим новым мужем она училась еще в школе, они дружили много лет. Он  шахтер и однажды в шахте во время взрыва метана спас жизнь Катиному отцу. Так что она просто отдала долг.
И ехидно добавила:
- Подожди, шахтеры долго не живут. Знаешь что такое силикоз?
Виктор хотел ее послать, но сдержался и уткнулся в бумаги. Прошло время. Новые научно-исследовательские темы, конференции и командировки притупили боль...   
В конце дня в комнату, где сидели шесть научных сотрудников: четверо мужчин и две женщины, вошел начальник отдела. Все уже собрались уходить, мужчины спрятали в столы папки с документами и достали домино, которым обычно заканчивался рабочий день, а женщины приводили себя в порядок и причесывали шапки.
  - Виктор Николаевич, я хочу представить вам нашу новую сотрудницу Диану Григорьевну Полынскую. Она закончила механико-математический факультет Ленинградского университета, и будет работать в нашем отделе. Вам ведь нужна помощь математика для выполнения теоретической части вашей темы. Прошу любить и жаловать.
- Я рада работать с вами, - сказала Диана Григорьевна, и много слышала о вас.
Когда все разошлись, и они закончили обсуждение предстоящей работы, она сказала:
- Между прочим, сегодня вечером я свободна.
- Это что, служебный роман?
- Просто мы можем поближе познакомиться, ведь нам работать вместе. Мы могли бы посидеть в кафе.
- Я рад, что как раз сегодня у вас свободный вечер, - сказа Виктор, - возьмите этот материал и посмотрите его вечером дома, нет ли там ошибок, мне с этим завтра выступать на техническом совете. И увидев, как вытянулось ее лицо, добавил:
- Вы не любите сухарей?
- Почему же, люблю. К чаю, особенно ванильные с изюмом.
Когда она ушла, Виктор подумал: еще один роман я не переживу. Придется осваивать математику. А чем плоха Кира? По дороге домой он зашел в книжный магазин и купил "Математический анализ".