Винная магия

Михаил Сидорович
Винная магия.

Зачем люди чокаются? Не в смысле психических заболеваний, а в смысле звона бокалов? Люди уже давно забыли, зачем это делается, но продолжают на каждом празднике весело звенеть бокалами, просто по традиции, не понимая смысла. Но смысл какой-то изначально должен был существовать. Он просто забыт.
Самая распространённая версия не раз озвучивалась радиостанцией «Звезда» в рубрике «Теперь буду знать». Там высокоинтеллектуальный пассажир объясняет простоватому и доверчивому таксисту, что обычай чокаться возник ещё у древних франков для…
Предотвращения ОТРАВЛЕНИЙ!...
Якобы франки чокались не так деликатно, как мы, а хорошо так, чтобы вино переплеснулось из бокала в бокал и перемешалось. Таким образом, яд, если он был в одном бокале, неизбежно попадал в другой бокал. Ну, и, сами понимаете, у злодея оставалось на выбор, либо самому пить отравленное вино, либо отказаться его пить и тем выдать себя…
Что могу сказать по этому поводу? Думаю, наша глупость оскорбляет наших предков - обезьян, от которых мы произошли.
Давайте разберёмся.
При сильном столкновении двух бокалов, они разбиваются и вино смешивается уже на столе. Убыток, однако, а толку?
Если кубки не стеклянные и не керамические, а, например, серебряные, или золотые, они гнутся, деформируются, царапаются… Опять-таки убыток.
Ну, ладно, допустим, что франки делали кубки из толстой броневой стали, что произойдёт при их сильном столкновении?
Поверим алгеброй гармонию.
При столкновении кубки резко останавливаются, а вино, которое в них налито, продолжает двигаться по инерции. Налетев на переднюю стенку кубка, вино ведёт себя точно так же, как морская волна, налетевшая на гранитную набережную – взлетает вверх брызгами. Собственно, из кубка есть только один выход – вверх. Все остальные пути – вперёд, назад, вправо, влево и вниз перекрыты стенками и дном бокала… Итак, вино взлетело вверх, а потом, по закону всемирного тяготения, который пока никто не отменял, начнёт падать вниз. Но вниз, это не значит, обратно в бокал! Фигушки! Обратно попадёт от силы десять процентов вылетевшего. Девяносто процентов полетит вниз на скатерть, или на тарелки.
Сколько же вина при этом сумеет перемешаться и вернуться в бокалы уже смешанным? Допустим ёмкость наших бокалов 200 грамм. При столкновении бокалов, вверх вылетела половина бокала – 100 грамм, вернулось, стало быть, 10 грамм. Даже если допустить, что всё вернувшееся вино – смешанное, сколько в нем будет чужого вина? Половина? То есть 5 грамм. Это сколько же надо всыпать яду в бокал гостя, чтобы пять грамм его представляло угрозу для жизни? Ответ: СОРОК ЛЕТАЛЬНЫХ ДОЗ!
Отравитель должен быть полным дураком, чтобы всыпать в один бокал яду, которого бы хватило на сорок человек. А что если всыпать в бокал не сорок, а, допустим, пять летальных доз? Тогда пять грамм отравленного вина будут содержать лишь одну восьмую часть летальной дозы. Выпив их, отравитель почувствует лишь лёгкое недомогание. А сто грамм отравленного вина, которые выпьет гость, гарантированно убьют его.
Ну, и где тут профилактика злодейского отравления?
Нету!
Даже разлив по скатерти половину вина, мы ничего не добьёмся.
Ну, и ради чего тут было огород городить? Франки были не глупее нас с вами. Будь дело иначе, они не сумели бы захватить Галлию, Германию, Италию, не сумели бы остановить натиск арабов на южную Францию.
Если бы целью обряда было смешивание вина, уверяю вас, у франков хватило бы ума найти другой менее затратный, но более эффективный способ смешивания, например, аккуратное переливание вина из бокала в бокал, или смешивание вина в общей чаше, с последующим разливанием обратно в бокалы.
Только вот, зачем? Ведь вино традиционно разливают из общего кувшина (или бутылки) в бокалы прямо здесь, за столом. В кувшине оно уже было смешанным. Зачем его смешивать ещё раз, знает только автор этой галиматьи.
Если кто из читателей не согласен со мной, я предлагаю поставить эксперимент. Только для большей убедительности, советую взять бокалы из дорогущего муранского стекла, вино должно быть непременно красным, а скатерть и рубашки участников эксперимента – непременно белоснежными. Дамам я бы посоветовал надеть для эксперимента свои лучшие вечерние платья. Вместо яда предлагаю использовать радиоактивный изотоп Палладия. Количество Палладия, попавшего в бокал условного «отравителя», можно будет легко определить с помощью счётчика Гейера-Мюллера.
Уверяю Вас, «отравленное» вино попадёт куда угодно, только не в бокал условного «отравителя». Оно попадёт на скатерть, на потолок, на вашу новую рубашку, вам в физиономию, в бюстгальтеры дам, но только не в бокал «отравителя».
Не верите? Тогда начинайте эксперимент. Желаю удачи.
Помню, как я загубил несколькими каплями пролитого вина новые белые брюки. Не помогли ни современные пятновыводители, ни автоматическая стиральная машина. Из красного, пятно сделалось бледно-фиолетовым. но носить брюки с таким пятном на неприличном месте я не смог. А у придворных Карла Великого не было ни современных пятновыводителей, ни машины-автомата. Да и шёлк в те времена был очень дорогим, ручной выделки, с золотым шитьём, доставленным из Китая на верблюдах… Посчитайте хотя бы стоимость корма для одного верблюда на два года пути, тогда поймёте, какой роскошью было платье придворной дамы, или костюм знатного герцога.
И вот эта вопиющая глупость тиражируется радио, таинственным шёпотом передаётся из уст в уста. «Знатоки» истории с умным видом вещают… Нет слов!
Чаша моего терпения переполнилась, когда этот ответ был признан правильным, на одном из интеллектуальных шоу!
Приз в студию!!!

Другая версия заключается в том, что якобы звон бокалов имитирует звон церковных колоколов и призван прогнать нечистую силу. Тут сразу возникает масса идиотских вопросов.
1. Что имитируют мусульмане, когда чокаются? Пение муэдзина?
2. Что имитируют евреи? Звон шекелёчков?
3. Почему люди чокаются вне церковных праздников?
4. Если нечистую можно силу так легко прогнать звоном бокалов, тогда зачем нужна церковь?
5. Почему нечистую силу следует гнать только в момент выпивки? А в остальное время что делать?
6. Зачем чокаться на Пасху и в Рождество. Ведь в эти дни колокола итак бьют, зачем же их имитировать?
7. Что имитируют люди, когда чокаются турьими рогами? Бой баранов на мосту?
8. Что имитировали древние люди, до отливки первого церковного колокола, и до принятия христианства вообще?
9. Почему на поминках не чокаются? Причём, в колокола звонят по душе покойного, но чокаться нельзя.
Так по ком звонит колокол? Вероятно, по здравому смыслу!

Теперь изложу свою версию. Она отчасти основана на догадках, но, в отличие от двух предыдущих версий, не противоречит логике.
Зайдём издалека.
До появления правил дорожного движения, люди чокались исключительно только алкогольными напитками. Заметьте, никто не чокался ни молоком, ни чаем, ни киселём.
Почему?
Потому, что вино, пиво и алкогольные напитки из мёда (для краткости я все алкогольные напитки я здесь стану называть вином), отличаются от прочих напитков своим влиянием на психику и на сознание. Древним людям, это казалось чудом, волшебством, магией. Древние люди вообще видели весь мир в магическом свете. Таково было их мировоззрение.
Выпивая вино, люди начинали видеть духов, добрых и злых. По преданию, чаша иранского царя Джамшида упала с неба. Всякий, кто пил из этой чаши не мог сказать неправду. Некоторые остряки и в наше время называют вино сывороткой правды. Давно известно, что вино развязывает языки. «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Вино прогоняет печаль. Вино прогоняет страх и стеснительность (пьяному море по колено). Вино помогает увидеть невидимое, понять непонятное (без поллитры тут не разобраться), узнать волю духов и волю Богов.
Одним словом, благодаря влиянию алкоголя на психику, вину приписывались чудодейственные свойства.
В Велесовой книге сказано, что славянские жрецы пили сурью (алкогольный напиток из мёда) пять раз в день. Это не пьянство. Это работа у жрецов такая была, вредная. Но что поделаешь? производственная необходимость…
Любопытно, что в античном мире, у греков и римлян было принято перед выпивкой совершить возлияние Богам, то есть слить часть вина из своей чаши на землю. У алтайцев было принято, прежде, чем поднести чашу с вином к своим губам, напоить невидимых духов. Для этого алтаец обмакивал в чашу пальцы и разбрызгивал капли вина на все четыре стороны.
Даже христиане не вполне отказались от догмата о божественной сущности вина. Они называют вино Кровью Христовой. Таинство причастия заключается в символическом питии вина.
Таким образом, в самых разных уголках земли людям казалось неоспоримым присутствие духов или Богов на их праздниках, в момент потребления вина. Опьянение понималось как связь с потусторонними силами.
А теперь, внимание! Момент истины!
Если рядом с тобой Бог, тогда, почему бы у него что-нибудь не выпросить?
Так появляются тосты – благие пожелания, произносимые перед питьём вина. По сути, это и есть обращение к Богам с целью получить от них просимое.
Суеверие это, или нет, но многие люди даже в наше время верят, что слова, произнесённые над вином, обязательно сбудутся. Так родился и до сих пор благополучно существует обряд произнесения тостов. Другое название этого обряда – чародейство. Да, да! Чародейство, это действо, производимое при помощи ЧАРЫ – посудины для вина. Наливаешь, поднимаешь, произносишь, чокаешься, пьёшь. Готово.
В переносном смысле, чародейством, чарами называют состояние похожее на опьянение, но вызванное иными причинами. Например, женские чары. Как сказал поэт:
«Я не вином хочу быть пьян,
Хочу быть пьян твоей любовью».
Существует слово «Очарование», которое означает некое блаженное состояние, подобное опьянению.
Ну, вот. Зачем произносить тост понятно. А зачем чокаться?
Были времена, когда люди на пиру не чокались. Это было обусловлено отсутствием отдельных персональных бокалов. Чокаться было просто нечем. Вино наливалось в общий сосуд – братину. Тостующий произносил тост и первым отпивал из братины. Потом он передавал её соседу, сосед, отпив, передавал следующему, и так далее по кругу, пока пустая братина не возвращалась обратно к тостующему.
Именно так ныне обмываются ордена и медали, нагрудные академические знаки, полученные по окончании института и т.п. Медали бросают в общий котелок, туда наливают водку, и пьют, передавая по кругу.
Помните?
«Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега…»
Именно так пьют саке из общей чаши японцы в фильме «Легенда о Нарайяме».
Находимые археологами братины бывают золотыми, серебряными. На них чеканные изображения мирового древа, райских птиц, с человеческими лицами, сакральных символов.
Это всё были факты. А теперь перейдём в область моих догадок.
Древние люди произнося пожелание над вином, полагали, что пожелание как бы впиталось в вино. Чтобы оно сбылось, вино надо выпить. Если сказать, но не выпить, пожелание не сбудется.
Но вот появились и вошли в моду персональные кубки. Теперь тостующий произносит тост только над своей чашей (кубком). Каким образом передать пожелание другим участникам застолья? Вот тут и появляется чоканье. Чокнувшись, тостующий магическим образом передаёт соучастникам пиршества все те благие пожелания, которые он произнёс над своим вином. Считалось, что после соударения бокалов, заряд добра передаётся на вино в другом кубке. Вот и всё! Обыкновенная магия. Простое чародейство! Никакого мошенства.
А почему на поминках не чокаются?
А что там передавать? Свою скорбь? Боль? Горе? Надо ли объяснять, что чокаться в таких случаях было бы дурным тоном. Допустим, у меня умер отец. Я чокнулся с Вами на поминках. Через неделю отец умер у Вас. Как это воспринял бы суеверный человек, верящий в магическую природу вина?
Отсюда вывод. Чародейство может быть не только добрым, но и злым.
Вот такая гипотеза. Эта версия мне представляется наиболее вероятной.
Спасибо всем, кто дочитал до конца.
А как быть с ядами?
Действительно, яд удобнее всего подавать именно в вине. Вино имеет богатый букет, порою с очень странными привкусами и ароматами. Вино кислит, сластит, горчит, оно может быть терпким, вяжущим, обжигающим. То есть, оно идеально перебивает вкус многих ядов, или маскирует их. Пьющий принимает вкус яда, за особый привкус вина.
Но тут были другие предосторожности.
1. Питьё вина из общей братины.
2. Разливать вино по кубкам только из общего сосуда и только за общим столом, на виду у всех присутствующих.
3. При каждом дворе имелся кравчий (чашник, виночерпий). Он отвечал за хранение вина, хранил ключ от погреба и печать, которой опечатывались двери погреба, а порой и сами кувшины. Прежде, чем приложить печать, кравчий должен был попробовать, что именно он запечатывает. Поверх тщательно притёртой пробки наливался расплавленный свинец, на котором оттискивалась печать. Позднее свинец был заменён сургучом. Но обычай заливать пробку сургучом сохранился до сих пор. Кравчий сопровождал вино от погреба до самого стола, проверял целость печатей, разливал вино лично, или с помощью надёжных помощников. Таким образом, он гарантировал, что в вино никто не сможет подсыпать яду. Работа у него была такая.
А если отравление всё же происходило, первым, кого волокли в пыточную был именно он – кравчий. Уж кто-кто, а кравчий в любом случае был виноват. Даже если не сам отравил, значит, проморгал, не справился.
Разбрызгивать же вино по комнате, в надежде, что оно в воздухе перемешается и упадёт обратно в кубки это уже повод для вызова дурбригады, а не мера предосторожности.
Если бы такой номер был технически возможен, его бы давно уже показывали в цирке.