Дачные будни с положительным исходом

Юрий Эглкскалн
 

Мы с женой в октябре и ноябре живем тут на 6 сотках нашей Подмосковной даче и заняты работами, как отстающие ученики, наказанные после уроков за невыполненное задание. Жена убирает в 2-х больших парниках старую засохшую ботву с завязками, оставшимися висеть с потолка к земле от помидоров и огурцов, кроме того, она перекапывает и частично меняет там почему-то к концу лета покрывшуюся мхом  землю. А я занят землеустроительными работами.

С южной стороны когда-то наш уровень земли у межи был, чуть ли не на метр выше, чем вокруг. Однажды, лет 10 назад соседка сказала, что будет капать вдоль границы дренажную канаву для отвода воды со своего участка, а я со своей стороны искусственно созданным валом свою воду как бы утопил. Да, и вообще, в этой зоне раньше до освоения этой земли у нас была самая большая глубина болота, и толщина слоя торфа доходила до 60 см.

Я не заподозрил в заявлении соседки и в ее намерениях никаких злых умыслов и согласился. Правда, соседка высказала одно условие. Поскольку эту канаву начнет капать она, то землю она будет откидывать на свою сторону. Это только потом до меня дошло, что тем самым выкопанной землей она повысила уровень поверхности земли на своем участке. Если бы она положила в эту канаву какую-нибудь трубу и прикопала бы эту трубу сверху выкопанной землей из канавы, то это было бы справедливо, и такая конструкция, действительно, выполняла бы дренирующую функцию. Но со временем выявился в ее задумке маленький подвох.

Дожди и прочие осадки с течением времени рассосали мой земляной вал из рыхлой торфяной земли, заполнив вырытую ею так называемую дренажную канаву. Соседка же ее ничем по краям не укрепила, а вырытую из канавы землю она выбрасывала на не поврежденную, укрепленную корнями травы и кустарника дернистую поверхность, которая удерживала на себе  выкопанный ею грунт. Так что лет через 10-12 мы с женой стали обнаруживать весной и осенью на своем участке с южной стороны вдоль границы с нашей доброй соседкой затопленную водой полосу земли шириной до 3-4 метров. Выше на север к дому я с самого начала освоения нашего участка поднял землю на высоту до 2-х метров, даже выше уровня дороги, закопав под поверхность земли 6-8 машин песка. Так вот на этой затопленной полоске можно было что-то посадить только в начале июля, когда вода от летней жары полностью испарялась и исчезала в земле. Долго я мирился с видимыми неудобствами и некоторой несправедливостью создавшейся ситуации только потому, чтобы не портить отношений с моей соседкой. Мне по горло хватает соседа с запада, жена которого прошлый год посшибала нам водосливную систему в торце бани, ну и за прочие мерзкие пакости с его стороны.

Так вот мне пришла идея, похожая осуществленной моей южной соседкой - тоже выкопать канаву вдоль нашей с ней границы. Правда, до этого, когда земля на границе  снова выровнялась, соседка, не предупредив нас, выстроила вдоль бывшей межи высокий забор. Поэтому я решил капать канаву со своей стороны. Повысить уровень земли на нашей затопляемой полоске можно было за счет вынутого грунта из траншеи. Поэтому начал копать ее глубиной до 1,6 м. При этом пришлось пройти глиняную прослойку внизу на толщину в штык лопаты, за которой  последовал илистый сизый песок. А эта глина как раз и была тем замком, сдерживавшим фильтрацию грунтовой воды в нашей зоне, из-за чего и образовалось когда-то на этом месте лесное болото. Его и отдало сотрудникам Министерства Строительства в 1986 году, где работала тогда моя жена, наше любимое Правительство под обустройство участков садового товарищества за 101-м км у последней деревни Трехсвятское Московской области  между Клином и Дмитровом. Можно себе представить, сколько лет мы были втянуты в добровольное рабство и в преодоление всяких трудностей и препятствий, и даже в междоусобные неприятные людские завистливые дрязги.

Так вот, я капаю эту глубокую канаву, земля мокрая и тяжелая, хорошо, что этой осенью нет затяжных ливневых дождей. Ширина и глубина начатой вначале моей канавы были скромными  - 0,25х 0,5 (bxh) м. Но я сразу понял, что вынутого грунта крайне мало для устранения моего болота. Тогда я увеличил соответствующие параметры до 0,4х1,6 м. Мысль о такой канаве появилась у меня давно.  Но ведь вынутый грунт надо чем-то заменить. И вот с реализацией моей идеи мне неожиданно повезло. Пара Московских депутатов, по всей вероятности, за госсчет с размахом решила в 4-5 км от нас построить вдоль речки Сестры огромный конно-спортивный и развлекательный центр с коттеджами, плавательными бассейнами и подсобными сооружениями. Прежде всего, они решили расширить и превратить в асфальтовое широкое шоссе узенькую земляную лесную дорожку, проходящую мимо  нас  в соседнюю деревню. Для укрепления полотна они стали завозить  на КАМАЗах кирпичные и бетонные обломки, оставшиеся от разрушенных ранее 4-х спальных кирпичных корпусов, которые были расположены на территории уже почти построенного к моменту перестройки (1991 год) и готового к сдаче в эксплуатацию возле деревни Трехсвятское у той же реки (но с нашей стороны)  пионерлагеря для Московского банно-прачечного комбината "Чайка". Позже выяснилось, что "Чайка" обанкротилась. Корпуса первоначально начали разбирать потихоньку смельчаки-одиночки, затем за демонтируемыми железобетонными конструкциями стали приезжать смельчаки с кранами и КАМАЗами. А депутаты снарядили туда КАМАЗы для вывоза кирпичных и бетонных обломков от разрушаемых стен и перегородок для создания широкой, надежной  и удобной для проезда своих машин дороги. Этим даровым щебнем они 3 года укатывали нашу лесную дорожку, 3-4 раза за сезон равняя и нивелируя ее проходками грейдера. После таких проходов на обочине появлялось большое количество кирпичных обломков, Каждый раз, когда я уходил за 5 км от дома по этой дороге на зарядку, у меня созревала мысль, а не воспользоваться ли частично и мне от большого дарового пирога Московских депутатов. Я не мог равнодушно смотреть на напрасно валяющийся в земле по дороге строительный материал. Я стал его собирать в небольшие кучки,  думал, соберу, приеду на машине и перевезу на дачу, сделаю из боя основание под дорожки.

 И вот появившееся мое микроболото в очередную весну привело меня к окончательному решению для более рационального использования обломков, Сначала я выкопал небольшой длины канавку и поехал за обломками в лес на большую дорогу. Жена нервничала, не пускала, запугивала, что все это может плохо кончиться. Один раз она поехала со мной и изрядно устала. Однако для меня моя выстроенная идея стала целью моего бытия. Я по утрам, рано просыпаясь, мысленно видел плод своего труда. Это были выкопанная вдоль границы с соседкой канава, заполненная кирпичными обломками с небольшой цементной коркой в виде дорожки в том месте, куда мы из-за топи не могли много лет зайти, и высокая поверхность земли, поднятой вынутым из траншеи грунтом и осушенной благодаря реальной моей дренажной системе при отсутствии глиняного замка. Это меня вдохновляло и поддерживало в моем проекте.

Правда, начала портится погода, и неожиданно объявился конкурент, который, невзирая на мой вложенный ранее труд по сбору кирпичного боя в кучки, стал тайком рано поутру их выкрадывать у меня из-под носа. Пришлось увеличить количество моих рейсов в лес на своей машине, чтобы успеть, хоть спасти остатки. А тут начались заморозки, грунт к утру стал промерзать, но к полудню начинал оттаивать, и появилась опасность, что черная оттаявшая земля начнет соскальзывать с боков моей глубокой канавы и заполнит собой выкопанное пространство. Весь мой предыдущий труд тогда окажется напрасным. Это могло быть самым неприятным для меня событием. Пришлось ускорить заполнение канавы обломками. Они тяжелые, хорошо, что от забора тачку надо везти всего метров 10, и при этом возникают промежутки для отдыха в момент погрузки и разгрузки тачки. Вчера уже в темноте моя нагруженная тачка 4 раза переворачивалась, я понял, что она была лишняя, и надо было оставить силы на следующий день.

Как же медленно эта канава заполняется боем. Неужели будет конец, и она заполнится до верха. Даже не верится. Но радует и вдохновляет меня предстоящий положительный результат. Ведь в итоге я  выбрал с обочины устраиваемого Московскими депутатами широкого лесного тракта к своему центру отдыха гору кирпичных и бетонных обломков, облегчил и предотвратил поломку ножей грейдера, я предотвратил выбранными  из обочин кирпичными и бетонными обломками и уложенными в выкопанную мной траншею образование местного локального озера на моем участке, укрепил грунт на пограничной полосе между двумя участками, обеспечил функционирование естественного дренажа и фильтрации воды в пограничной зоне, сохранил лицеприятные и дружеские отношения с соседкой по участку. А последнее, кажется, для меня самое главное!

Вот такие дачные коллизии, они очень многочисленные и разнообразные. Описанная мной - это одна из них с положительным исходом.

Юрий Эглескалн.                1 ноября 2015 г.