Рафаэль Санти. Мадонна в кресле

Алина Алексеева-Маркезин
    Рафаэль.«Мадонна делла седия» дерево, масло, 1514. Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция

          Одна из моих самых любимых мадонн Рафаэля. Художнику удалось соединить в гармоничное целое круговую схему композиции с натуральностью и нежностью материнских объятий. Как отмечает Эрнст Гомбрих, такому единству картины нисколько не мешает тот факт, что взгляды Мадонны и младенца направлены прямо на зрителя.Это одно из самых прекрасных изображений Девы Марии с младенцем.

        Она относится к периоду творческой зрелости мастера и была написана во время его пребывания в Риме. В это время он был занят грандиозной работой, — росписью станц в Ватикане. Трудно было бы найти во всей истории искусства более привлекательное разрешение задачи — размещение фигур на круглом поле.
Юная мать в одежде римской простолюдинки, маленькие Иоанны Креститель и Христос связаны воедино круговым обрамлением (тондо); Мадонна как бы старается укрыть в своих объятиях сына - маленького Титана с недетски серьезным взглядом.

        Мы видим тёмные и задумчивые глаза Форнарины.Именно образ своей возлюбленной воплощал художник в своих мадоннах. Форнарина — легендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля, настоящее имя которой Маргарита Лути. Своим прозвищем Форнарина была обязана профессии своего отца-пекаря Франческо Лути из Сиены, работавшего в Риме (итал. fornarino, булочник).
            Отличительной чертой этой картины является совершенно новое решение столь излюбленного Рафаэлем образа: нигде больше образ Мадонны не наделен такой жизненной полнотой и земной пленительностью.

        На темном фоне, придвинувшись почти вплотную к зрителю и заполняя все композиционное пространство, перед нами предстает вписанная в тондо (итал.: круг) группа — крепко прижавшая к себе сына красавица в традиционном крестьянском наряде и маленький Иоанн Креститель.

             Образ этой румяной молодой женщины, с гордостью демонстрирующей миру своего ребенка, менее всего соответствует традиционному представлению Богоматери, поклоняющейся божественному Младенцу. Живопись картины наполнена богатыми хроматическими эффектами, построенными на светлых и очень теплых, живых тонах.

        Рафаэль намеренно погружает сцену в тот особенный свет, который принято называть божественным и который привносит в атмосферу картины ощущение покоя и умиротворенности.

            Французский художник Огюст Ренуар (1841-1919) обратил внимание на этот шедевр во время своего пребывания во Флоренции в 1881 году и записал в своем дневнике: «Я слышал великолепные отзывы об этой картине («Мадонна делла Седиа») и хотел посмотреть на нее, чтобы, во-первых, удовлетворить свое любопытство, а во-вторых, составить собственное мнение о ней; однако увиденное превзошло все мои ожидания. Эта выразительная и весьма приятная для глаз работа не поддается никаким сравнениям и оценкам».