Помнишь?

Танечка Старикова
11 сентября 2016 года
Дорогая моя Катерина,

пишу тебе без малого четверть века спустя. Помнишь, как цвели сирени, смешивая свой аромат со струями дождя? Как мы, смеясь, бесконечно терялись в переулках, омываемые этим дождём, а прохожие лишь плечами пожимали да кутались поглубже в воротник, глядя на нас? Жизнь казалась бесконечной, а мы — вечно юными, глаза наши сияли, а под ногами сиял мокрый асфальт.

В прошлом году не стало моей Валеньки. Мы прожили рука об руку без малого двадцать лет, шутка ли...

Всё решилось тогда в один день, помнишь? Поздней осенью ты уехала. Ты стояла в парке, пожимая плечами и растерянно щуря глаза. За твоими плечами гремел гром, заглушая слова, которых я, впрочем, всё равно бы не услышал. Ты долго и сбивчиво что-то говорила, я видел движение губ, но мне достаточно было взгляда, чтобы всё понять.

Чтобы увидеть страх перед строгой мамашей, детскую нерешительность - кто мы, что мы в этом далёком от твоего дома городе? Чтобы остаться, нужно стать семьёй. Но там, в далёкой Астрахани, тебя ждут институт, однокурсники, будущий диплом врача, там мама и дом. А здесь? Замуж? В девятнадцать лет? Ночевать за сундуком в коммунальной квартире? Мои строгие родители, быт, ЖЕНА, навсегда жена.

Ты не была готова. А билет был готов. В Астрахань. В один конец. На это воскресенье.
Наконец оно наступило. Стояло серое раннее утро, вокруг ни души. Мы шагали по платформе, а поезд замедлял нам навстречу шаг. От его гудков мои ноги становились ватными; наконец мы подошли к твоему вагону, - кажется, номер семнадцать? Ты достала билет, показала его контролёру, рука у тебя чуть заметно дрожала. Как же, будущий хирург, непорядок, не узнавая своего голоса пошутил я. Ты несмело улыбнулась, видно было, что хочешь поскорее войти в вагон и его железными колёсами навсегда отрезать себя от этой истории, от бездны, в которой нам обоим поначалу так нравилось тонуть. Быть дальше подростком, легкомысленным и наивным.

Потом вагон снова застучал, на этот раз набирая ход. Я от неожиданности побежал: хоть я и знал, но не верил как-то, что ты начнёшь удаляться, удаляться от меня навсегда.

Прошла зима, и наступило лето. Я уехал на практику, чтобы не оставаться в пыльной Москве один на один с собою. Помню, что было весело: полуденное солнце пекло мне макушку, покрытую свёрнутой в шапчонку газетой, а мы копали, работали лопатами и щётками, извлекая из-под земли допотопные безделушки. Вечерами мы хлебали из общего котелка ложками суп и пели песни под гитару, а южное небо было звёздным, и мне казалось, что мы живём здесь и сейчас, и не было никогда той девушки с мокрыми от дождя ресницами, а всё это выдумка, полуночный мираж.

В сентябре я вернулся в Москву. Время и богатое на события лето отдалили случившееся от меня, оно осталось где-то в глубине души тяжёлым тёмным грузом. Дождливые вечера темнеющей осени обострили моё одиночество, и вот я уже с тоской возвращался домой по тёмным проулкам, слушая гулкое эхо своих шагов и отдавая себе отчёт в том, что дома тишина станет оглушительной.

Пришла зима, и я вновь сошёлся с компанией моих однокашников. То и дело мы ходили на каток, играли в снежки, катались с горы на чём Бог пошлёт, одним словом — отлично проводили время. Друзья знали о моих «приключениях», а что более важно - об одиноком положении моём.

И вот однажды, в канун Рождества, мы собрались повечерять на квартире у приятеля в Петербурге. Пунш с корицей, имбирные пряники, на ёлке мишура, кругом веселье, все играют — кто в фанты, кто в слова, кто в ассоциации. Надо сказать, я был в ударе в тот вечер: шутки так и сыпались с моего языка, я переходил от кружка к кружку с бокалом в руке и везде был желанным гостем, везде меня встречали с удовольствием, а разговор лился сам собой. Мне даже было немного не по себе, - что, если сейчас мой «завод» остановится, а с ним и мой праздник, и я останусь, как Золушка, без кареты, без друзей, один-одинёшенек?

Когда часы били полночь, я неожиданно для себя обернулся и увидел обращённые на меня глаза. Они смотрели ласково, но твёрдо, этаким бархатным взором. Шум праздника на секунду отдалился и слился в звенящий аккомпанемент. Это продолжалось мгновение, но вечер для меня перестал существовать. Наверное, приятели с удивлением наблюдали происшедшую во мне перемену. Как знать? Я более не замечал их.

Что это было? Пронзительная влюблённость? Нет. Но на сердце вдруг стало так хорошо и спокойно, так прекрасно, что я твёрдо знал, что провожу её этим вечером домой. Дождавшись, когда гости потянутся к груде шапок и пальто, я подошёл к ней, взял за локоть и ещё раз увидал этот дивный взгляд. Затем без малейшего затруднения произнёс — позволено ли мне будет проводить Вас? Да, конечно, отвечала она, с лёгким смущением, подёрнувшим влагой глаза. 

И вот мы шли домой, вокруг фонарей кружились снежные мухи, а снег под ногами сухо скрипел, - подступали Крещенские морозы. Я говорю «домой», хотя её дом тогда ещё не был нашим общим. Мне вдруг захотелось, чтоб каждый вечер, изо дня в день, она встречала меня в домашнем халате своим бархатным взглядом. Когда мы подошли к парадному, мне было странно её отпускать. Однако я простился, она поднялась наверх, пожав мне руку и пожелав спокойной ночи. Я тихо улыбнулся, пожелал ей того же и подождал, пока она войдёт. Мягкий силуэт исчез в прямоугольнике света, глухо хлопнула тяжёлая кованая дверь, и я не спеша побрёл восвояси.

Наутро после праздника я вышел из квартиры. Улицы были пусты, набережная убегала вдаль, сливаясь с выцветшим северным небом. Тёмные балясины ограды моста рябили в глазах,  и город казался чёрно-белым. Как в фильмах Чарли Чаплина, подумал я. И сразу захотелось любви.

Проплутав с добрых полчаса по незнакомому городу, я, наконец, нашёл место, где мы расстались вчера. Уверенной рукой я нажал кнопку: «Казанцева», и звонок на том конце провода пронзил своей трелью моё воображение. Она вышла в мягком фланелевом платье, с шалью на голове. «Такой я тебя и представлял», - подумал я и улыбнулся. Я положил ей руки на плечи, и незнакомый мне голос произнёс: «Выходи за меня замуж».

Вспоминая об этом, я не могу объяснить, как вышло так, что я сделал ей предложение, не предупредив об этом даже себя. Мои слова как гром среди ясного неба грянули в звенящей тишине.

Она замерла, потом порывисто вдохнула и объявила мне, что должна подумать.
«В 7 вечера на теплоходе», - произнесла она. «Если приду — значит, согласна».
«Она не опаздывает», - с улыбкой подумал я. «Иначе бы так не сказала».
Весь тот день я бродил под бумажным питерским небом, а к вечеру, когда от мороза стало больно дышать, пришёл на пристань. Валентина стояла у причала лицом к воде; я всё понял и молча обнял её со спины.

Двадцать лет мы прожили душа в душу, засыпали и просыпались плечом к плечу. Казалось, утро не настанет, не будь в моей руке её руки. И вот её не стало, а я пишу тебе, потому что так же, как двадцать пять лет тому назад за окном воет дождь, московская осень такая родная; она рвёт листья с деревьев, а гром всё так же заглушает слова, которые звучат теперь лишь в моей  голове.

Катенька, зачем и почему твой образ стоит передо мной так ярко? Смешная девочка в резиновых сапогах, ведь тебя уже нету. Когда мы встретимся, я боюсь не узнать женщины со взрослым взглядом и копной седеющих волос.

Я поливаю её фиалки. Они пьют много воды, как пила и она. Она любила жить. Но иногда, глядя в мои глаза, она как будто видела прошлое; тогда она замирала, и взгляд её тяжелел, а глаза становились ещё прекрасней.

Можно ли полюбить в жизни дважды? «Наш роман — юношеская шалость», - твердила ты тогда. Зачем же он шалит в моей голове до сих пор. Зачем, за что я не смог забыть тебя, Катерина? Зачем, за что Валентина всё поняла?

Я никогда не говорил ей о нашей истории. Когда ответ на вопрос комом застревал у меня в горле, она всё понимала сама. Она не спорила, а просто принимала то, что не в силах была изменить. И вот она ушла, так тихо и достойно, как и пришла в мою жизнь.

И теперь я, пожалуй, готов к твоей дружбе; теперь, когда она менее всего кому-то нужна.
<...>

21 ноября 2016 года. Запись из личного дневника
Вчера получил ответ. С фотокарточки на меня смотрит женщина. В её повзрослевшем, чуть оплывшем лице с трудом нахожу я черты моей Катерины. Простые, душевные глаза, в таких уже не утонешь.

Сеть мелких морщин покрывает твоё лицо, Катя, выдавая ту ангельскую заботу и нежность, которой ты окружила своих сыновей. Ты пишешь мне, что прожила всю жизнь с «амёбой». Незавидная роль - женой осмеянным быть. Твоё письмо не говорит мне ясно, жив он или нет. А впрочем, это и не важно; Бог с ним.

...Приближается зима. Я поливаю её фиалки. И вспоминаю твои глаза. А фотокарточка незнакомой женщины смотрит на меня из-под стекла, смеясь.