Комсомольский бог

Олег Рещиков
    Один из бывших студентов нашего института, создал сайт выпускников. Молодец! Он выкладывает периодически, всё, что связано с историей нашего института, разные материалы, фотографии тех лет, копии газет.  Очень интересно. Все смотрят, читают, присылают фото из своих архивов. Как-то он выложил фото, и подписал: «Вот НАШ КОМСОМОЛЬСКИЙ БОГ».  Я много лет пытался вспомнить его фамилию. Да! это был он! Имя я помнил, а вот фамилию вспомнить никак не мог.

     Каждый из нас, кто пережил перестройку и последующий развал страны, не могли не задавать себе вопрос: как так произошло? И с чего всё началось? Я, тоже много думал об этом. Что произошло понятно. А вот с чего всё началось? Что явилось предпосылкой к тому, что случилось со страной? Что было ОТПРАВНОЙ ТОЧКОЙ?

      Этот комсомольский лидер! Именно он, в моём понимании явился катализатором, толчком к проследовавшим событиям. Когда я увидел его фотографию, я вспомнил всё. Это было как вчера!

     Я отслужил в армии, поступил в институт. Ещё в армии я вступил в партию. Я не любил быть в стороне, мне всегда хотелось быть в центре событий.  И поступив в институт, когда стали спрашивать, кто хочет работать в комсомоле, в профсоюзе? Я всегда тянул руку. Основная масса студентов была после школы. Они побаивались общественной работы, мало о ней знали. Партийная работа в институте велась вяло. Преподавателям лениво было ещё и вести общественную работу, это ничего не давало и за это не доплачивали. Меня сразу избрали Секретарём парт организации факультета. В моей парт группе были преподаватели и студенты со старших факультетов. Ах! Какие это были ребята! Честные! Чистые! Правильные! Открытые! Жаль, что жизнь разбросала нас! Я их больше не встретил. Таких, как они, я потом редко встречал в жизни. Помню фамилии: Забаровский, Раихин, Стрёмин, Тесаков. Они очень помогали мне и в работе и в учёбе. Я многому научился у них. 
       Но парт-ячейки мне было мало. И я рванул в комсомол. Там была «движуха». Вечера, концерты, КВНы, субботники, выезды на комсомольскую учёбу.  Было здорово. Я быстро стал Зам по орг. факультета. Лидером был тот самый, босс с фотографии. Учёба давалась мне легко и чтобы гасить свою бурную неуёмную энергию, я гасил её  комсомольской работой. Я был очень активным брался за любую работу. И когда встал вопрос, кто хочет быть ответственным за проведение олимпиады, вызвался, конечно, я. Меня назначили, записали в протоколе и забыли. Ни кто из нас собственно не знал, что такое олимпиада, ну назначили и назначили.  После зимней сессии меня стали приглашать, на учёбу и семинары по подготовке к олимпиаде. Народ на меня косился, - вот нашёл себе заботу, ходи теперь, трать время. Я аккуратно ходил, записывал, делал, что говорили, собирал списки, фотографии 3х4, формировал бригады.
        И вот уже перед летней сессией, как гром среди ясного неба. А ВЫ ГОТОВЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ОЛИМПИАДЫ? А главное кто спрашивал – КГБ! И тут все забегали - партийные боссы, Декан, Ректор. КТО ОТВЕТСТВЕННЫЙ?  - Я! - ПОЧЕМУ НИЧЕГО НЕ ГОТОВО? Как не готово? Всё готово! Я выложил все свои материалы. Там были и планы и списки и анкеты и даже все фотографии наклеены. Надо же! Оказалось, что всё готово.
       И я вдруг стал главной фигурой.  Меня назначили командиром Олимпийского отряда. В отряде было больше 200 человек. И даже преподавателей человек 10 -12.  Они мне рассказывали, что они подумали, что я чей-то сынок и надутый франт. Странным образом оказалось что я носил такую же фамилию, как ректор института.  Это было просто совпадение, но спрашивать на прямую побаивались. А когда поняли, что всё, что мне надо - это вовремя и грамотно выполнить поставленную задачу, и у меня нет ни каких амбиций, мы подружились.
       А работы было много и надо было успеть. У меня был отдельный кабинет, табличка с надписью. Даже был секретарь, который вёл протоколы совещаний, а они были ежедневными. Я помню, парень, который вёл протоколы, оказался очень грамотным исполнительным и расторопным. Он потом разыскал меня в одноклассниках. Сейчас он в совете директоров в РУСАЛе. У меня даже был прием по личным вопросам. Помню солидные преподаватели, смущаясь, отпрашивались у меня по семейным делам. Приходилось даже разбирать дела по разводам, тогда это было нарушение партийной дисциплины. Но я никогда не злобствовал, мне было интересно и весело и нравилось помогать всем. 
     Помню, приходит ко мне делегация, человека четыре. Я с ходу - вы по какому вопросу?.- Пришли на субботник, помочь подготовить общежитие к приёму гостей.
-ну тогда вот вам разнарядка, отправляйтесь на 6 этаж там надо поменять арматуру в туалетах и поменять палас. Где и что, написано наряде на работы. Я тогда разработал такую форму работы. Составил план работы, разбил отряд на бригады по 4-5 чел., раздавал наряды, ребята выполняли и приходили за следующим нарядом. И работа двигалась. Один из делегации подошел ко мне сзади и прошептал на ухо. Это Секретарь Обкома,  комсомола со своими замами. Может, лучше он будет раздавать наряды, а вы будите исполнять?  Я спокойно ответил, что я не против, но когда бригады начнут возвращаться за следующим заданием, вы не будите знать, что им дать, и на какой работе данная бригада специализируется и в какой последовательности надо выполнять работы. Нельзя же сначала постелить ковры,  а потом сверлить отверстия под проводку или пылесосить, если ковры ещё не положены. Вся эта информация у меня в голове, а ещё в 48-листовой тетради. И я выложил её на стол. Что бы передать вам всю информацию уйдёт целый день. Делегация посовещалась, взяла наряд и пошла работать. Видимо мой ответ их устроил. 
     В общем,  всё прошло хорошо, а я заработал авторитет и известность.

     Но, вернёмся к комсомольскому боссу. Как я уже говорил, я был замом по орг. Всем понятно, что это организационная работа. Но вот, что организовывать, когда и как, и что зачем, ни кто не знал. Набравшись опыта, я сходу за ночь написал  инструкцию (называлась она ПЛАН РАБОТЫ,,,), в которой я прописал все организационные вопросы, сроки и время их проведения, как проводить и какие отчётные документы и как готовить. Эту инструкцию можно просто раздавать всем замам и по ней работать. И сроки совпадут и отчеты будут одинаковые. В комитете комсомола моя инструкция очень понравилась. Её утвердили и раздали всем замам института.
       Тогда всё печаталось на машинке. Одну инструкцию я оставил себе, вторую отдал комсомольскому боссу, третью отнёс в комитет комсомола, четвёртая пропечаталась плохо - валялась дома. И вот как-то вызывают меня на Комитет комсомола, что обсуждали не помню, и вдруг, Секретарь спрашивает:
- покажите мне ваш  ПЛАН РАБОТЫ».  Я полез в папку. К моему удивлению, этой бумажки у меня не оказалось. Я смутился. Секретарь начал шумно возмущаться:
 – Как же вы работаете, если у вас нет плана работы? Я сказал, что этот план есть у Вас, есть у моего секретаря. Секретарь ещё больше распалял себя:
 –это ничего не значит! У вас-то его нет! ПРЕДЛАГАЮ ОБЪЯВИТ ВЫГОВОР товарищу…!
В комитете сидело человек 12 и только один заступился за меня. Я даже запомнил его фамилию, если не ошибаюсь Давлетшин. Он сказал, что это абсурд, он же сам и разрабатывал этот документ. Но его не стали слушать. Проголосовали 11-ю голосами «ЗА».  Только уже заканчивая институт. один из партийных друзей, рассказал мне, что  «КОМСОМОЛЬСКОМУ БОГУ» не понравилось, моя активность и мой авторитет. Предстояли перевыборы и было очевидно, что выберут меня, а не его. Он подговорил Секретаря, мол зазнался, надо поставить на место. и всё было подстроено. Надо же! ОН ВЫКРАЛ У МЕНЯ ЭТОТ ЗЛОСЧАСТНЫЙ ПЛАН! 
Ну что тебе? – успокаивал меня друг,.
- ты ведь заводской стипендиат и вернёшься на завод, тебе же не нужна комсомольская карьера и в институте ты не останешься.  Но я тогда рвался в бой. Мне хотелось успеть сделать, что-то нужное полезное правильное. Что студентам, мой выговор, они все равно выберут меня. Я это знал. Но масла в огонь подлил Декан. Фамилия его Муштаев. Он вызвал меня и предложил не выставлять свою кандидатуру на выборах. Взять самоотвод. А на следующий год тебя изберём. А сейчас  ВРЕМЯ «КОМСОМОЛЬСКОГО БОГА». Я попытался возразить, честность всё такое, мнение коллектива. Тогда он сказал: а если ты будешь противиться, МЫ ТАКИХ, БЕРЁМ НА КАРАНДАШ! Эти слова я запомнил и привожу дословно.
 
     Теперь вспоминаю, и если меня спросят, когда и с чего всё началось, я отвечу: ИМЕННО ТОГДА. Именно тогда, КОМСОМОЛЬСКИЙ БОГ начал «протаскивать» в партию своих друзей. Мол – хороший парень, нужный человек. Да разве это повод  принимать в партию? Он же четыре года, ничего не делал, ни какого участия не принимал, ни в комсомольской работе ни в мероприятиях! Они все принимали участие только в пьянках и гулянках с девчонками. Может для них ОН и был «БОГОМ».  Я для меня это – «рука руку моет». Вот когда наступил час «пик» «отправная точка» краха. Но тогда мы этого не знали, а сейчас уже ничего не изменишь. Именно ОНИ! Комсомольские лидеры и их прихлебатели, создавали первые коммерческие предприятия.  Мне было не понятно, чем они занимаются. Они ничего не производили, ничего не продавали, кто-то просто направил, пустил через них поток денег. Наших общих денег. Я помню их хитрые глаза, косые взгляды. Они не могли смотреть прямо в глаза. Нет ни «цеховики» ни «воры в законе» легли в основу касты новоявленных «бизнесменов», эти появились потом. «Цеховики» сами недоумевали, они привыкли всё-таки зарабатывать, пусть левым путём, пусть из левых материалов, но зарабатывать.  Уголовники, не верили в своё счастье в безнаказанность, это пришло потом. А дальше пришли Чубайсы и Гайдары. Потом они сплелись в жадный всепоглощающий клубок. А начинали всё-таки партийные профсоюзные и комсомольские лидеры, они были дрожжами, во всепоглощающей, разлагающей массе. Да, их потом обогнали умные и более хитрые, и уже поддержанные Американскими инструкторами, Абрамовичи, Березовские, Потанины, Чубайсы но это уже потом.
     Для меня всё началось с проходимцев в партии и комсомоле.  А как для вас?

Так вот как! Прошлое забыто?
И про него все пишут вкривь и вкось.
Ничего не было! И дело шито-крыто.
Ну что ж теперь? Так вышло так склалось!

Да мне то что, мне всё равно
Но ложь?! Её любые проявленья
Коряво, выглядят смешно
И вызывают отвращенье.

Так вот мерило, вот аршин.
Так вот как попадают в князи.
Побольше лжи, побольше грязи,
И ты уже и господин?

И мы  не будем выяснять,
Кто знает правду? Тех, поди и нету.
Но всё ж, ещё придется подождать,
Когда и я, покину бренную планету.

Ещё чуть-чуть,
Не буду продолжать…