4. Мёртвое море, дающее жизнь

Олег Букач
               

Несколько лет назад мне уже довелось увидеть этот шедевр природы, который всему миру известен как Мёртвое море. Только видел я его с израильской, западной стороны, где вода значительно более минерализована, чем с восточной, иорданской. А объяснение этому очень простое: здесь, в Иордании, вливает свои зеленоватые воды в вечно парящие просторы Мёртвого моря священный Иордан, а он пресноводен, как любая река мира.
Физически это проявляется в том, что дно Мёртвого моря там похоже на стекло, ходить по которому без специальной обуви совсем не безопасно. С иорданской же стороны Мёртвое море гораздо более живое: довольно крупные камни устилают дно. Но всё это я узнАю и почувствую позже, когда иорданский  день уже наберёт силу и жара заключит в свои душные объятия всё живое и мёртвое вокруг.
Рано поутру садимся в комфортабельный автобус с кондиционером и отправляемся с самого юга Иордании, с побережья Акабского залива Красного моря, в глубь материка. Путь не близкий, почти 230 километров.
И зашуршал шинами наш автобус по отличному шоссе, причудливыми петлями и кольцами взрезывая Иорданскую пустыню. Дорога петляла по красно-бурой земле, лишь изредка оживлённой чахлыми вспышками зелени. Стада чёрно-белых вислоухих коз или овец, которые пасут бедуины, встречаются довольно часто.
Уже ближе к цели нашего путешествия, горы плотнее придвинулись к шоссе справа. Иногда они были вспороты узкими каньонами, по дну которых струились небольшие реки, а потому на дне  бушевала жизнь, вспоенная пресной влагой и щедрым в этих краях солнцем. Вот знаменитый Вади-Муджиб, который стал сегодня национальным парком и где так любит охотиться на оленей Король Иордании Абдулла II…
Дорога плавно спускается всё ниже и ниже, отчего слегка закладывает уши. Всё закономерно: мы приближаемся к самой низкой точке земной тверди. Мёртвое море расположено ниже уровня мирового океана более чем на 400 метров.
… А начинается оно не сразу, не вдруг, а сначала небольшими, а потом всё более и более крупными озёрами с рваными краями. Когда-то озёра эти были единым телом Мёртвого моря, но оно стремительно куда-то утекает, каждый год снижая свой уровень примерно на один метр. И люди всей земли, крайне обеспокоенные этим фактом, обдумывают различные проекты спасения  жемчужины планеты. Одна из версий, к которой склоняются сами иорданцы, это прорыть канал и перенаправить сюда воды Красного моря, значительно менее солёного (12% соли в Красном море против 33% соли в воде Мёртвого моря). Но израильские учёные опасаются в таком случае экологической катастрофы. Одним словом, пока люди размышляют, Море умирает…
А мы едем дальше, и вот, наконец, началась сплошная вода, которая раскинулась слева от автобуса и чуть в глубине. И над нею постоянная, никогда не рассеивающаяся дымка. Это пары брома, которыми столь богата вода Мёртвого моря, струящимся маревом поднимаются к небесам. В связи с тем что вода здесь очень плотная, облака, столь не частые в этих краях, отражаются в глади моря буквально, как в зеркале, покрытом отличной амальгамой… Нет, и это не точно… А, вспомнил! Такое отражение в воде я видел на картинах гениев эпохи Возрождения. Да, пожалуй, это будет вернее. Это когда каждый завиток, каждый оттенок цвета так точен в отражении, что если смотреть долго, то начинаешь путать копию с оригиналом. Или как в хороших стихах: вчитаешься, и кажется, будто описание краше того, что было описано. Мёртвое море – лучший в мире живописец и самый блистательный поэт… «… я тот, кто запах отнял у цветка…»
Когда дорога приводит нас к самому побережью, то здесь начинается пиршество роскоши, созданной людьми. Самый берег Мёртвого моря буквально унизан, словно шея модницы дорогими бусами отелей исключительно премиум-класса. А знаете, что это такое? Это когда нет никакого мишурного блеска и вычурности, никакого арабского колорита. Мрамор, гранит, хрусталь и только натуральное дерево.
Человек среднего класса, даже преуспевший и чего-то добившийся в жизни, чувствует себя в такой обстановке исключительно дворняжкой, Каштанкой, неожиданно оказавшейся в свете софитов на цирковом манеже. Здесь и в голову не придёт обратиться к кому-нибудь «мистер»! Только «сэр» - и исключительно с английским прононсом.
Курорты Мёртвого моря уникальны тем, что здесь круглый год комфортная для отдыха погода. Вода в самом море похожа на масло или кисель, в котором плавать нельзя: можно только лежать на его поверхности всего лишь несколько минут, иногда переворачиваться и тщательно следить за тем, чтобы это, в чём ты лежишь, не попало тебе в глаза, иначе – жжение нестерпимое. Затем выйти на берег и от головы до пят обмазаться чёрной грязью, которая здесь же, на берегу, стоит в больших круглых чашах. Кстати, в Израиле целебная грязь бывает жёлтая и чёрная. В Иордании она только чёрного цвета. Потом дождаться, когда грязь высохнет, вновь принять «ванну из солярки» в морских водах, а потом ополоснуться под пресным душем, который, конечно же, есть на любом пляже. Кстати, песок на пляжах столь горяч, что ходить по нему без обуви решительно невозможно. А для того чтобы поплавать, - к вашим услугам каскад бассейнов с пресной водой, который обязательно есть в каждом подобном отеле.
Обед в ресторане отеля, где официанты и повара – исключительно филиппинцы, превзойдёт, я уверен, даже самые смелые из ваших ожиданий. Для меня приятным гастрономическим шоком стал осьминог в белом соусе. Это было похоже на… Нет, похоже это на осьминога в белом соусе на берегу Мёртвого моря! Аналогов нет…
Последним и, быть может, самым ярким впечатлением дня стал закат солнца, когда автобус вновь повёз нас к берегам моря Красного…

… Тёмно-серая густота Мёртвого моря сверху прикрыта бездонно-лиловой полосой чего-то далёкого и уже не узнаваемого в начавшем медленно сгущаться мраке грядущей ночи. И над всем этим, в оранжевых небесах стремительно падает к горизонту идеально круглый диск солнца, похожего на апельсин. Теперь я до конца понимаю происхождение этого слова: «китайское яблоко» = «apple + china»… Хотя, причём тут Китай?.. Я же на Ближнем Востоке… Иордания… побережье Мёртвого моря… и спать хочется…

01.08.2016