Город моей судьбы

Татьяна Салова-Нанковская
Что значит «любить свой город»? Какой смысл мы вкладываем в это изречение? Чем объяснить горькую ностальгию, вплоть до боли и безысходных слёз, когда мы надолго покидаем край своего детства? И как давно существуют неписаные законы сердца, следуя которым мы «прикипаем» душою к родным местам, накрепко прирастаем корнями к земле, ближе и дороже которой нет…

Всем людям, в большинстве своём, жителям нашей огромной планеты, независимо от эпохи, в которую они родились, знакомо чувство, непередаваемое порой никакими известными нам словами. Сказать, что это сложное внутреннее ощущение зовётся «чувством Родины», «духом патриотизма», либо «зовом предков» - значит не сказать ничего. Словосочетания «мой город», «моя страна», «моя Отчизна», «мой край» - произносятся повсеместно. Эти привычные нашему слуху фразы, так часто повторяющиеся и в литературе, и в публицистике, и в мелькании газетных строк, никогда не устареют, не потеряют своей актуальности, и, не смотря на столь частое их употребление, никогда не будут звучать избито, или банально…

Мой город… В этих двух простых словах заключено очень много… Для каждого из нас по-своему дороги те места, где мы родились, где прошло наше беззаботное детство, промелькнула пылающая яркими красками юность, где происходило таинство посвящения нашей жизни доброму служению своей земле, своему родному краю, своему народу, своему городу. Город   же, видя и чувствуя нашу любовь к нему, наше нежное, трепетное отношение к его тихим улочкам и скверам, к каждой тропинке, протоптанной годами, возвращает нам свою любовь во сто крат, радуя нас своим цветением, своим ростом, достижениями и победами!

Моему городу сегодня – 55 лет! И пусть небольшой он в мировом масштабе Вселенной, подобно крохотной пылинке в космосе, и кто-то, быть может, иронично назовёт нашу Сарань захолустной провинцией… В оппозицию ему я открою альбом со старыми фотографиями, вспоминая историю своих предков, пройдусь по знакомым улицам, вбирая в себя, словно живительный нектар, атмосферу этих ностальгических грёз… Мой город не раз возвращал меня к жизни, открывая второе дыхание, помогая преодолевать трудности, и степень моей благодарности к нему не знает границ! И когда я становлюсь случайным свидетелем таких «уличных драм», как искорёженные рукой вандалов детские качели и скамейки, выкорчеванные молодые деревца, сломанные бетонные ограждения, выбитые новые стёкла зеркальных витрин – мне становится почти физически больно… Так же больно, наверное, как и моему городу…

На компьютерном мониторе мелькает коллекция фото-слайдов… Особенно близкими для моей души стали, в последнее время, виды ночных городов: прекрасные, чарующие панорамы, расцвеченные блеском цветных огней и неоновых вывесок, подёрнутые бледно-молочным туманным свечением городских фонарей, отражающих свои лунные блики в «расплавленном» асфальте вечерних дорог… Романтика… Загадка… Величие… Вечность…  Ночная Москва, Санкт-Петербург, Коломна, Суздаль… В каждом кадре, в каждом запечатлённом памятнике архитектуры – своя жизнь, своя история, своя легенда. Наиболее незабываемое и волнующее впечатление  произвела на меня выставка фото-картин московского художника Игоря Германа, под названием «Огни ночного Иерусалима». Потрясающая энергетика картин, их поистине божественное очарование не оставит никого равнодушным! Стены легендарных ветхозаветных храмов, сохранившие свою древнюю первозданность до наших дней… Вековые оливковые деревья, застывшие недвижимыми исполинами в тёмном бархате звёздной израильской ночи… Город с высоты птичьего полёта… Миллионы драгоценных огней-каменьев, таких же переливчато-волшебных, словно самоцветы в пещере Аладдина из «Тысячи и одной ночи»… Узкие, вымощенные камнем, иерусалимские улочки под вечерним небом цвета индиго обретают магическую загадочность…  Сколько любви, сколько невыразимой нежности и преданности к городу, дороже которого для автора нет и не будет на свете, вложено в каждый шедевр, в каждое пойманное мгновение этой изумительной, уникальной фотовыставки!

Так в чём, спросите вы, логика этого сравнения? Ведь город-сказка Иерусалим и маленькая, неприметная Сарань так далеки друг от друга… Что же может объединять эти столь разные по величине и величию города?

Как-то, припозднившись, я возвращалась с репетиции домой. Спустившись по ступеням нашего Дома Культуры, я вышла на улицу, окунувшись в мягкость и теплоту абсолютно «новогоднего», снежного вечера… Городская площадь, окружённая домами полувековой застройки, в ровном свечении фонарей казалась сказочной… Небо смешало в себе весь спектр тёмно-синего, аквамаринового, лилового… Снег падал неслышно и мягко, убаюкивая, унося в безоблачные воспоминания детства… Ярко освещённые окна в домах, тепло домашних очагов, рождественские свечи… Эти огни – в тысячу раз роднее, светлее и дороже всех вместе взятых чужеземных огней Иерусалима! А коротко стриженные, причудливо-извитые зимние кроны старых саранских тополей в вечерних сумерках нисколько не уступали древней красоте вековых оливковых деревьев… Как хотелось уловить, запечатлеть эти чарующие мгновения с помощью фотокамеры, которой в нужный момент никогда нет под рукой! В тот миг пришло понимание, что город, в котором мне посчастливилось родиться и жить – самый необыкновенный, самый добрый, самый прекрасный и самый дорогой для меня город на Земле! Город моего счастья! Город моей судьбы! Ведь любить можно не только большие города… Искренно. Преданно. Всем сердцем!

Сарань, в своё время, подарила мне много судьбоносных, памятных мгновений и событий. Здесь я родилась, училась, получила достойное образование и профессию. Много лет своего труда отдали городу мои родители, поселившись здесь чуть ли не с самого основания. Каждый квартал, каждую деталь и достопримечательность Сарани мы знаем, помним и любим, бережно храня, подобно семейным реликвиям, эти воспоминания.

И сегодня, в год 55-летнего юбилея, я хочу пожелать своему родному городу дальнейшего процветания, мира, стойкости, крепости и силы! С Днём рождения, моя дорогая Сарань!

Татьяна Салова-Нанковская
6 декабря 2009 год