Тайны рода Иловайских. исторические размышления

Владимир Дворянчиков
                Глава I 

Макеевка мой любимый город, моя малая Родина. Здесь я родился и вырос, здесь учился в школе и горном техникуме, здесь, на шахте им. Орджоникидзе, начал свою трудовую деятельность,
в этом городе, после многих лет военной службы. я живу и сейчас. Думаю, что не только мне интересна история его возникновения.   Хочется знать, кто построил здесь первое жилище, с чем это связано, какие известные люди проживали, или иногда захаживали к нам в гости? Предполагаю, что ответы на эти вопросы  интересны всем.  Так давайте вместе поразмышляем, что же нам известно о нашей Макеевке?
Богата история нашего края. Из летописей мы знаем о битве на Калке, где, к сожалению, были разбиты основные русские силы и наши союзники половцы, а  монголы в  три дня  одержали полную победу. (1223 г.). Сражение на этой реке произошло и в 1380 году между Мамаем, фактическим правителем западной части Золотой Орды, и ханом Золотой Орды Тохтамышем, одержавшим в этой битве полную победу.  Эти места описываются и в «Слове о полку Игореве»,  убедительно доказывая что, несмотря на название - Дикое поле, жизнь на этой  земле теплилась с древнейших времён, всё это  подтверждают  археологические находки, начиная с эпохи палеолита.
На современной территории города Макеевки в настоящее время обнаружено и исследовано около 130 археологических памятников. В посёлках Макеевка, Землянки, Верхняя Крынка так называемые стоянки – места временного проживания первобытных людей каменного века. На реке Грузской, вблизи поселка Макеевка – поселение эпохи   бронзы (XV-IX вв. до н.э.),  Ещё одно поселение времён Хазарского каганата (VII-VIII вв до н.э.) на берегу давно высохшего озера у посёлка Землянки.
Наиболее многочисленную группу памятников  составляют древние погребения с надмогильными земляными сооружениями – курганы. Их на городских землях более 70-ти. Семь курганов одиночных, самый известный из которых – Горелая Могила. Но чаще встречаются курганы, расположенные группами от двух до трёх и более, как в посёлках Высокое, Гусельское, Кринички, Лесное, Щегловка и др, а  вблизи посёлка Нижняя  Крынка высятся сразу 18-ть курганов.
Многие из вас,  не один раз видели эти древние памятники, даже не задумываясь какую же историческую ценность они собой представляют.  Учёные  археологи  относятся к ним совершенно по-другому, а поэтому около 50 из них уже раскопаны (1970 – 1980 гг.) и исследованы. Так, у посёлка Маяки раскопано захоронение знатного половецкого воина, в котором были найдены: меч, шлем и кольчуга, а также медный котёл. В захоронении вблизи посёлка Макеевка обнаружены скифские женские украшения, среди которых шейная серебряная грива, бусы, височные подвески и бронзовое зеркало, а вблизи шахты Моспинской найдены: длинный меч; кувшин; фибулы и другие предметы. 
Почти все народы, жившие в своё время в наших степях, имели обыкновение хоронить умерших на возвышенных местах, поэтому очень часто археологи находили в курганах сразу несколько захоронений разных времён. Так было в исследуемых курганах у посёлков Нижняя Крынка и Великое Орехово, где изучались погребения времён Золотой Орды. В них обнаружено множество старинных предметов: наконечники стрел, накладки колчанов, конская сбруя, фрагменты сабель, а так же золотые изделия. 20 погребений Эпохи Бронзы были обнаружены в Бажановском курганном могильнике. Там было найдено множество, глиняных лепных сосудов, а на одном из которых обнаружен древний календарь, каменные бабы, которых только на территории современной Макеевки найдено более 30, там же исследовалось и  половецкое святилище.
Находили и более уникальные памятники археологии, несмотря на то, что они найдены совершенно случайно, их историческая ценность достигает Европейского значения. Среди них: каменное рубило(150 тыс. лет назад); остроконечник – орудие охоты неандертальца (60 тыс. лет назад); и каменный привязной топор (6 тыс. лет назад).
Тщательное изучение археологических памятников, летописей и других документов, дошедших до наших дней, позволяет предположить, что, так называемое, Дикое Поле никогда не было пустынным. Его много веков назад уже населяли различные племена. Одно из них скифы  – древние племена, жившие  на этой территории в период VII-III веков до н.э. Это могущественное племя, создавшее великое государство, было разгромлено готами и растворилось среди других племён, оставив на земле проживания многочисленные археологические памятники, в том числе и в черте нашего города (курганы, городища, и т.д.).  Судя по изображениям, дошедшим до нас, скифы не представляли монгольских черт и носили бороды. Высказывалось мнение,  что в скифах можно видеть предков позднейших германцев и славян, в том числе и донских казаков.
Жили в наших степях и сарматы – кочевые скотоводческие племена (аланы, роксоланы, языги и др.), вытеснившие скифов, а также германское племя готов, пришедшее сюда из своих прежних поселений у Балтийского моря. Предметы готского стиля находили в Крыму, на берегу Азовского моря и даже в Калужской губернии.
Готов подчинили гунны, также представляющие собой кочевой народ, сложившийся  из тюрко-язычных хунну и местных угров и сарматов.  Это воинственное племя, подчинившее ряд германских и других народностей, не один раз, предпринимавшее опустошительные походы во многие страны, было разгромлено на Каталаунских  полях (451 г.), а после смерти Аттилы (453 г.) совсем распалось. Наверное многое  значит роль личности в истории того или иного народа.
После гуннского нашествия в наших степях появились хазары – тюрко-язычный народ, создавший раннее феодальное государство – Хазарский каганат (середина VII – конец X вв.) Брожение кочевых орд нарушает торговые отношения славянских племён с азиатским востоком и европейской частью. Идёт жестокая борьба хазар, венгров (угров), печенегов, во время которой печенеги, оттеснив угров на запад, раскидывают свои кочевья по всей южнорусской степи от Дона до Дуная. Они запруживают нижнее течение Днепра и, укрепившись на юге, начинают набеги на мирные поселения русских славян. 30 лет кипит страшная бойня между Днепром и Дунаем.
В 30-е годы XI столетия, печенеги, теснимые с востока  тюрками и половцами, опять бросаются на Киев,  но в 1036 году в жестокой битве терпят серьёзное поражение. Наступает половецкий период. Половцы (кипчаки), кочуя с востока, полностью заселяют южнорусские степи. Период их кочевья на этой земле был настолько велик (около 300 лет), что появилось новое название этой местности -  Пловецкая земля. Правда в арабских и персидских текстах огромнейшая территория от Иртыша до Дуная, и от Крыма до Болгара Великого носила название – Дешт-и-Кипчак. Археологические исследования позволяют предположить, что половцы (кипчаки) в этот период занимались кочевым скотоводством, различными ремёслами, достигая уровня раннего феодализма. А в сохранившихся летописях говорится о том, что они совершали постоянные набеги  на Киевскую Русь.
Наиболее известное в этот период сражение с половцами – битва на реке Сале (1111 г.). Половцы долго восстанавливали свои силы, и возобновили  набеги только во второй половине XII века. Этот период (Половецкий поход Игоря Святославовича 1185)  хорошо описан в дошедшей до нас летописи «Слово о полку Игореве» Изучив её, мы доподлинно знаем, что князь Игорь в союзе с другими князьями вывел свою рать на жестокую битву с надоевшими половцами. В первом бою русские князья разбили противника, но, углубившись далее в  степи, потерпели поражение и были пленены.
В этот период (1187 г.) в Ипатьевской летописи впервые употребляется название Украина. Так в ней были названы юго-восточные земли, граничащие с Половецкой степью,  с воинами которой,  спустя небольшой промежуток времени, нам предстояло боевое сотрудничество. 31 мая 1223 года на реке Калке (приток Кальмиуса, который сейчас называется Кальчик) произошло первое сражение русских и половецких объединений с моголо-татарскими войсками. Нападавшие, одержали убедительную победу,  Половецкая земля была полностью захвачена. Половцы были разбиты и разрозненны, многие из них пополнили ряды завоевателей, разумеется, какое-то число их ассимилировалось на этой земле,  а незначительная часть, как утверждают историки, перешла в Венгрию.
Начался новый период в жизни южнорусский степей и всей Киевской Руси – монголо-татарское иго, который длился с 1243 по 2480 гг. Это была длительная и беспощадная система эксплуатации русских земель монголо-татарскими феодалами. Она надолго затормозила экономическое, политическое и культурное развитие, стала одной из главных причин отставания от западноевропейских стран.
8 сентября 1380 года полки Дмитрия Донского вступили в жестокое сражение с монголо-татарскими войсками под началом тёмника Мамая, численность которых составляла почти 150 тысяч воинов. Это историческое событие, известное под названием Куликовская битва, стало началом освобождения русского и других народов от многолетнего ига. В этой битве участвовали воины многих русских княжеств, украинские и белорусские отряды, а также конница донских казаков. Из «Исторического описания Московского ставропигиального    Донского   монастыря» - М.,  1893г. – стр.3 – 4. (И. Забелин) известен факт, что перед началом сражения донские казаки преподнесли московскому князю Донскому святую икону Божьей Матери, а в критический момент битвы стремительно атаковали противника из засады, и это способствовало победе наших войск.
После этой победы монголо-татарское иго стало носить номинальный характер, и вскоре было окончательно свергнуто Иваном - III, после известного стояния (1480 г.) на реке Угре. Мне довелось побывать в этом живописном месте, где Угра впадает в величественную, всегда прохладную Оку. Не знаю, установлены ли в настоящее время, какие-либо памятные знаки, напоминающие о прошедшем  событии, но тогда, в конце 1960-х ничего подобного не было. Может и правы те историки, которые сегодня выдвигают гипотезы нового, совершенно иного видения тех важных исторических  событий.
А вот на Куликовом поле, что между рек Непрядва и Дон, в честь знаменательного события установлена памятная колонна (1849г.) и построен храм (1917 г.), в котором с 1965 года был филиал Тульского краеведческого музея. Сейчас на этом месте, которое упоминалось в «Задонщине» Софонии, одноименная ж.д. станция – Куликово поле Куркинского района Тульской области.
Интересно, обратили ли вы внимание, что, исследуя территории проживания скифов, сарматов, хазар, половцев и других племён и народностей мы всё чаще говорим об участии в этой жизни и славянских племён. Откуда же они появились на этой земле? Хотя славянскую эпоху учённые историки ставят непосредственно за скифско-сарматской, датируя её с IV или VI века, следы их проживания на этой земле обнаружить почти не удаётся. Так же трудно различать древние могилы славян, тем более что мы не знаем, когда и как славяне поселились в этих степях. Легенда о том, что они пришли с Дуная, не выдерживает критики. Есть основания полагать, что славяне жили здесь с незапамятных времён, может даже с каменного века, но не выступали, как господствующее племя, и были известны под  другими названиями. Современные данные науки не противоречат такому допущению. Они так же подтверждают первоначальное инородческое заселение этих земель. Так как  археологические находки на севере чаще финского, а на востоке – тюркского происхождения.
Исследования славянских захоронений подчёркивает их относительную бедность. Золотые предметы и украшения встречаются очень редко. Чаще находили серебряные изделия, где серебро было плохого достоинства. Из железного оружия раскапывали топоры, наконечники копий и стрел, кольчуги, реже мечи, шлемы и щиты, вернее их середину – итву, так как остальной щит был кожаным. Большое количество предметов славянского происхождения обнаружено в кладах, зарытых  во время монголо-татарского нашествия.  Среди них почти все дошедшие до нас литературные памятники.
Говоря почти о всех племенах, живших в наших степях до XV века мы ещё не вспомнили о чёрных клобуках ( тюрк. каракалпаки), а в переводе на русский – чёрные шапки. Племенной союз остатков тюркских кочевых племён печенегов, торков, берендеев, стойко защищавший южные границы Руси. После монголо-татарского нашествия они частью обрусели, а частью откочевали ещё дальше на восток.


(Продолжение следует.)