Магия популярности или секрет успеха

Валерий Казанцев
Все творческие люди помимо общественно значимой пользы от своей деятельности непременно желают получить в качестве обратной связи такой бонус как популярность. Совершенно очевидно, что со времен «царя Гороха» известность завоевывалась у потребительского рынка в соответствии с применением текущих инструментов (по-современному технологий) массового распространения информации о предлагаемой продукции. Другими словами можно сказать, что в данном аспекте вступает в силу правило «формы и содержания». То есть, творческий человек создает, например, произведение «шедеврального толка» (содержание практически идеальное), а о нем никто и знать не желает (нет соответствующей формы или упаковки), потому что этот продукт еще нужно должным образом представить публике, которая выступает в качестве непременного критика и потребителя.

Автор не желает переходить на личности в связи с соответствующим моральным аспектом данной тематики, но все мы прекрасно знаем о чем (и о ком тоже) идет речь. Достаточно зайти в любой современный букинистический магазин или ознакомиться с содержанием периодической печатной продукции, чтобы на полном серьезе удивиться «талантливому» представлению в ней новых писателей. Про маститых и раскрученных авторов сейчас не хочется много говорить. Есть там как и в общей тематической массе, например, интернет-портала «Проза.ру» много действительно заслуживающих уважение исполнителей, но имеется и явный балласт, непонятным образом попавший на орбиту читательских интересов страны. И в связи с этим возникает справедливый вопрос о том, каким таким образом сегодня можно талантливой молодежи (начинающим авторам) все-таки пробиться в элиту популярных литературных исполнителей.

Не хочется сравнивать литературный рынок страны с российским шоу-бизнесом, который больше напоминает кучу, извините за простонародное выражение, дерьма. Причем тут очень показательно работает правило «не тронь – вонять не будет». Противно даже слушать о новостях в этой сфере жизнедеятельности страны. Как-то даже, знаете ли, брезгливо становится дышать с ними одним воздухом. Но, как ни крути, а рынки-то по своей направленности смежные. Неужели и в нашей области творчества наблюдаются похожие тенденции. У тех «товарищей, что нам вовсе и не товарищи» говорят про карьеру через постель. А что у нас творится? Вопрос на злобу дня вовсе не риторического плана, между прочим.

Главный вопрос, на который хочется получить объективный и справедливый ответ звучит так – «Каким образом можно пробиться на вершину популярности талантливым авторам страны?», ведь от этого зависит, если угодно, литературное будущее триколора. Мы уже имеем возможность ясно видеть, что наш тематический рынок по всем позициям стал уступать мировому уровню, который безраздельно формируют сегодня американские тенденции. Так как на портале «Проза.ру» организована глобальная акция по консолидации всех авторов страны в едином месте, что очень эффективно должно отражаться на развитии данного рынка, то и основная ответственность автоматически переходит к этому государственному ресурсу (ведь портал находится под эгидой Союза писателей России, в конце-то концов).

Таким образом, эффективность работы портала «Проза.ру» самым непосредственным и решительным образом участвует в формировании здоровой атмосферы российского литературного рынка. Подумайте только, какая лежит ответственность на администрации данного ресурса. Со стороны же авторов в свою очередь должна быть проявлена соответствующая сознательность. Ведь, как и в любой области человеческой жизнедеятельности, в данной сфере наблюдается активное разлагающее проявление вовсе не литературного толка. Автор имеет в виду публикацию текстов с явной вульгарной и похабной направленностью. В этих случаях нужно через администрацию сайтов «вычищать» данную деловую площадку от этой «инфекции», то есть, извещать ее (администрацию «Проза.ру») и проявлять, если угодно свою твердую гражданскую позицию. Но автор не собирается долго митинговать по данной проблематике. Сейчас хочется выявить препятствия на пути к известности талантливых авторов и разработать методику их преодоления, хотя бы и в первом приближении.

Совершенно очевидно, что организация различных литературных премий страны работает не самым эффективным образом. А ведь именно этот инструмент рассчитан на выявление новых лиц, занимающихся творчеством на литературном поприще страны. Не понятно, почему для представления (номинации) авторов нужно оплачивать альманахи. Неужели авторитетная комиссия не может ознакомиться с текстами в распечатанном на принтере виде? В электронном же виде все есть на портале. По самой постановке вопроса прослеживается коммерческий аспект данного мероприятия, что в корне неприемлемо. Нельзя устраиваться на работу и еще платить работодателю за это! Кроме того, авторитет «Проза.ру» объективно высок, что видно по его мощной степени авторского представительства. Это значит, что вся система российского потребительского рынка должна быть ориентирована на него. То есть, логично предположить, что авторские страницы данного портала могут считаться объективными деловыми резюме у работодателей, в качестве которых могут выступать российские редакции и издательства.

Но не мне учить ученого. Просто хочется лишний раз акцентировать внимание литературных функционеров на деловой аспект. Таким образом, из двух участвующих в процессе продвижения литературной продукции сторон мы в сжатом виде обратили внимание на одну – деловую площадку, где представлена собственно сама продукции. Теперь о главном – о деловой активности самих авторов литературных текстов. Помните про утопающего и соломинку? Вот тут-то и «зарыта собака», которая выступает в качестве магии популярности и секрета же успеха. Есть два направления, которые бы автор хотел осветить в данном контексте. Это электронные магазины и программа краудфандинга. Для подробной информации по этим направлениям реализации своей творческой продукции можно и «погуглить». Вкратце же скажу, что электронные магазины работают сейчас с большой эффективностью в связи с тем, что у них для потребителей созданы все выгодные условия: быстро, дешево и удобно. А краудфандинг позволяет без личных финансовых вложений организовать выпуск печатной продукции через любое издательство страны (возможно и мира – нужно узнавать в частном порядке).

Но все это будет работать должным образом только тогда, когда у начинающего и еще неизвестного автора будет в наличии потенциальный рынок сбыта. То есть, как ни крути, а нужно нарабатывать узнаваемость. Для этих целей, конечно же, существует интернет со своими возможностями. Прекрасной торговой площадкой могут стать социальные сети (как российские «Одноклассники», «Вконтакте», «Мой мир» и проч., так и международные типа Facebook и Twitter). Важно понимать, что зацикливаться на «Проза.ру» в плане поиска рынков сбыта особо не стоит. Есть, конечно же, вариант, что вас заметят «нужные люди», но это в принципе маловероятно. Для автора кроме творчества нужно очень активно применять свои навыки и в сфере продаж. И пусть вас не пугает высокий уровень конкуренции. Если правильно относиться к своему творчеству, то этот фактор может стать не врагом, а помощником. Ведь ваши «противники» или конкуренты могут стать отличным носителем информации о вас. Будьте с ними в тесном контакте, и система сама заработает, будьте уверены.

Если кто-то может себе позволить, то нанимайте агентов литературного рынка. Такие сейчас есть, но, думается, что среди них много не столько профессионалов своего дела, сколько авантюристов. По личному опыту знаю, что просто так пробиться в редакции журналов и газет на постоянной основе не получится. Вот здесь агенты могут пригодиться действительно. Ведь наш российский рынок сбыта от века имеет явный перекос в сторону установления «интересных» связей. Борьба с коррупцией в нашей стране, по-видимому, не преследует своей целью очистить «копеечный» литературный рынок, а потому все редакции по старой доброй традиции желают работать не с материалом, а с конкретными людьми.
Вот такая правда жизни от автора. Удачи, литераторы!