кваснЫй патриотизм

Василий Насонов
               

                «Любовь бывает долгою, а жизнь ещё длинней».
                Это строчка из стихотворения «Зеркало» очень популярного в народе,но не в среде профессионалов, советского поэта-песенника Михаила Танича. Оно стало широко известным после того, когда не менее популярный сегодня композитор Ю. Антонов написал на это стихотворение музыку, и оно уже стало песней.
                Народной песней.
                Почитателям М.Танича он запомнился, может быть, по другим широко известным и популярным  в советские времена песням. Например, «Текстильный городок».
                Удивительно во всей этой запутанной истории то, что автор после  шести страшных лет, проведённых в ГУЛАГе, когда чуть не погиб, сумел, несмотря ни на что, сохранить в себе любовную лирику  и жизнелюбие.
                За что Советская власть, самая гуманная власть в мире, посадила М.Танича? За квасной патриотизм. Точнее, за кваснЫй патриотизм. За ура-патриотизм-идиотизм, который начисто отсутствовал у Михаила Танхилевича. Нет, уважаемый читатель, я не описался. Не ошибся. Речь действительно идёт об одном и том же человеке по прозвищу «француз», которое ему дали на лесоповале.
                Просто при этом надо серьёзно задаться одним только простым вопросом:что это за свободная страна, где так вольно дышит человек,  который, как гражданин этой страны, вынужден прятать свою настоящую фамилию под литературным псевдонимом Танич. Псевдоним-сокращение подлинной фамилии – Танхилевич. Публично отказаться от фамилии своего родного  отца и деда. Как бы предать их. Стереть память о них, которая передаётся  из поколения в поколение через фамилию древнего рода, родословную.И псевдоним,таким образом,становится вызовом гражданина тоталитарной государственной системе Советской власти в форме кукиша в кармане.
                В чём же конкретно выразилось отсутствие «квасного патриотизма» у Михаила Танхилевича? Сегодня об этом даже смешно говорить.Не поверят.Засмеют.И чего доброго ещё обвинят в клевете и наговоре на Советскую власть.Но жизненные факты-упрямая вещь.С ними не поспоришь.  В дружеской компании Миша сказал, что немецкие радиоприёмники и автострады лучше советских.И в чём здесь крамола?Только в том,что...правда.Правда,правда не в пользу своей родины,а в пользу её политического врага.Получается,что Миша льёт воду на мельницу капиталистов,тем самым очерняет советский передовой строй, прогрессивную социалистическую систему,советский образ жизни двойных стандартов.Словом,выносит грязь из избы. Нынешнее молодое поколение старых российских демократов сочтёт сегодня всё это за неуместную шутку.За глупую шутку.За бред душевно больного человека.Но из песни,как поётся,так и поётся,- слов не выкинешь.
                Но точно такая же  «обыкновенная шутка» стоила карьеры в кино артисту Ю.Белову, хорошо известному по фильму «Карнавальная ночь», когда он рассказал опять-таки в дружеской компании анекдот о Брежневе. И не такая уж, видимо, была дружеская компания, если сказанное в узком кругу, тут же стало известно компетентным органам,"большим родителям", со всеми вытекающими отсюда очень тяжёлыми последствиями. Да и что стоила «дружеская компания» и могла ли она противостоять государственной «политической кампании» на предмет инакомыслия, вольнодумства, аллегории и животворной мысли.
                Всё это было бы смешно, если не было бы так грустно.
                И это только сегодня М.Галкин может так смело и независимо от власти рассказывать анекдот,например, об А. Лукашенко на «Славянском базаре» в присутствии самого... А. Лукашенко. И при этом никаких печальных или трагических, для него и его семьи, последствий. Наоборот, успех и слава у широкой публики. И немое восхищение в… смелости. Правда, в запоздалой смелости. Такой же, как у Б.Н.Ельцина, когда критиковать публично первое лицо в государстве разрешено…самим этим  первым лицом в государстве. И всё потому, что демократия, перестройка, гласность…Квасной патрио о муэрто отправили на свалку истории.
                Новая  демократическая Россия ударилась в новую - другую крайность – вседозволенность, беспредел, голосование сердцем. На место партийной коммунистической идеологии снова пришла западно-восточная христианская идеология православия - славословия, как будто и не было никогда атеистическо-светского Советского Союза. Как будто и не отделялась церковь от государства и школы. От начальной, средней дневной и вечерней- до высшей школы. От низшей школы - до верхней школы.
                От низовья – до верховья самой великой русской реки... Водлы.
                Квасной  патриотизм бывает долгим,Долгих, а жизнь ещё длиннее.