Любовь к опере

Владимир Бойко Дель Боске
Любовь к опере, соответственно и понимание ее пришли ко мне не сразу, не в юности и не за один год. Это была долгая жизненная дорога через годы накопления жизненного опыта. Годы непринятия многого того,  что теперь стало так близко и неразделимо с моей сущностью.
В детстве я не получил музыкального образования. У меня не было и нет музыкального слуха. Но меня всегда привлекала классическая музыка, я сам покупал билеты в консерваторию,  скорее наугад и бездумно нежели чем хоть что-то понимая в музыке. Скорее просто пользуясь чувствами и эмоциями звукового восприятия того или иного произведения.  Именно в те далекие времена я самостоятельно положил начало своего музыкального "образования".
Передвигаясь по жизни какими то дикими и непредсказуемыми этапами, что бы я не слушал, где бы я не жил, везде и всегда мои любимые композиторы были со мной в голове, в памяти и в сердце. Но знания были невелики, и тяги, потребности к их творчеству было мало. Я менялся, а главное становился старше, мудрее и старался во всем смотреть именно в корень, в основу любого начинания, любой проблемы, любого вида творчества.
Возможно особенность моей профессии архитектор, ставшей с годами все более понятной и нужной мне для созидания своего  собственного мира, не говоря о просто каких-либо зданиях,  или объектах, позволила мне всегда смотреть в корень любой проблемы, любого вопроса и стараться понять причину и первоисточник ее зарождения.
Я проводил аналогии в создании здания и ритма фасадов и зарождении музыки. В детстве отец часто повторял мне всем известную фразу, что; - "Архитектура,это музыка, застывшая в камне". Я, будучи ребенком, воспринимал эту фразу как истину и не задумывался во всей ее глубине. Вся моя последующая жизнь до сегодняшнего момента, да и возможно дальше, являлась и является раскрытием всей глубины этой истины. Всей значимости ее скрытого смысла. Мне он начал открываться, и я неимоверно рад этому. Дело в том, что все виды творчества подчиняются одним и тем же законам. Это и музыка и архитектура, и живопись,  и поэзия, и проза, все что угодно мало мальски связанное с каким либо видом творчества. К сожалению это не видно не" вооруженным" взглядом.
Приобретением "оружия" для "вооружения" которого служат годы и годы профессиональных поисков, мук творчества и анализа многих и многих жизненных ситуаций.
В архитектуре, к примеру, мы видим композицию, присущую практически всем другим видам творчества. Цвет, который может быть так же и везде, с той лишь разницей, что кое где под ним можно понимать выразительность звучания. Ритм, наростающий,  сбивающийся где нужно, затихающий,  но неизменно присутствующий так же во всех видах искусств. Перспективу восприятия как звучания, так и зрительную. Начало, середину и окончание любого произведения, будь то даже и индивидуально выполненная ночная ваза.
Начиная понимать все эти составляющие звучания мира, как чего то единого целого, но состоящего из множества составляющих, но работающих по одним и тем же законам, я постепенно и приблизился вплотную к опере. Ко всей ее мистике, сказочности и глубине восприятия, раскрашенной в пестрые цвета, иногда кричащей о себе, а иногда спокойно звучащей и вызывающей грусть.
Естественно первое на что я попал была "Волшебная флейта" В.А. Моцарта. Я пошел в музыкальный театр имени Станиславского на малой Дмитровке, так как был хорошо знаком с комплексным ГИПом, ведущим его реконструкцию в начале двухтысячных, пригласившим меня на экскурсию, на стройку, которая меня поразила своей масштабностью и тайной.
"Волшебную флейту" я смотрел в малом зале театра,  который разчитан примерно человек на 300. Композиция зала такова, что оркестр расположен на верху,  под потолком и музыка спускаясь сверху, нежно обволакивает зрителя, оставаясь при этом навязчивой и какой то домашней. Стены выкрашены в черный цвет.  Сцена расположена в уровне пола зала, по этому можно сказать,  что ее попросту нет, и все действия протекают не просто в непосредственной близости от зрителя, а и он сам становится вовлеченным в атмосферу наступившей сказки.
Многие сейчас говорят, что В.А.Моцарт писал "попсу". Возможно. Но прежде чем это утверждать надо узнать его поближе. Неужели сказку,  творящуюся на сцене возможно так назвать? Нет, это просто не мыслимо. Согласен, музыка В.А.Моцарта доходчива и не глубока так как возможна у других композиторов. Но глубина ее в другом, в ее мелодичности и простоте восприятия,  которой возможно и не нужно добиваться у других авторов.
Потом, в том же зале я смотрел "Так поступают все женщины" в постановке талантливого режиссера Александра Титтеля,  который известен своими, на мой взгляд удачными попытками современной трактовки оперы, оставляя все в ней нетронутым, как в первоисточнике, но просто перенося ее в другое время, как правило современное или близкое к нашему, тем самым придавая ей новое, более мощное звучание. Используя давно известный прием контраста, пришедший нам из фантастики. Его применение усиливает восприятие за счет более мощных эффектов немыслимой несовместимости старого и нового.
Возможно как раз данная логика подхода к восприятию оперы и заинтересовала меня и зацепила, что называется "за живое". И я не просто попал на удочку, но и узнал о новом виде восприятия классики в наши дни, которое многие критикуют, но мне оно не только понравилось но и помогло объяснить тягу к сказке возможной влюбленностью.
Потом был большой зал и "Сивильский цирюльник". Джузеппе Верди, так-же в постановке А. Титтеля. Весь первый акт шел снег и цирюльник приехал на скутере с кабиной и кузовом, под снегом. Действие было условно перенесено в Италию 1950 годов, и это потрясающая находка, это ГЕНИАЛЬНО. Потом,  уже с приобретением опыта познания театрального искусства я понял,  что плохая режиссура может убить на корню все произведение и даже хорошо поставленные голоса не спасут то, что не принимает взгляд. Или наоборот не очень хороший голос можно снивелировать удачной постановкой.
Так постепенно передвигаясь в столетиях я узнавал и открывал для себя не на бумаге, или в ютьюбе Великие произведения.
Как мы все знаем язык оперы исконно итальянский, ибо опера зародилась на территории нынешней Италии, в Венецианской республике в начале 17 века. Но я думаю,что именно В.А. Моцарту удалось придать ей второй язык - немецкий. Правда существуют версии в переводе известных произведений на Русский язык, но я считаю что важен первоисточник, тем более, что перевод всегда присутствует на электронном табло над сценой. Целый пласт оперного искусства вообще создан на Русском языке, но это уже другая тема, это те произведения, которые создавались в России и на русском, это несколько другое, так как они, как правило все с сюжетами завязанными на нашей истории. " Иван Сусанин" или как она еще называлась ранее " Жизнь за царя", "Евгений Онегин",или такая мало известная, как"Скрипка Ротшильда" написанная учеником Д.Д.Шестаковича В.И.Флейшманом.
Потом были множество походов на интересующие меня произведения, список которых я не собираюсь перечислять. Среди них были как и современные трактовки, так и полностью костюмированные постановки, соответствующие тому столетию, в котором они и были созданы. Были и разочарования. Как я познавал с азов такие вещи, как Кавотина,  Либретто, Увертюра, и много чего другого, я не буду здесь пересказывать за ненадобностью. Но все это были необходимые составляющие в понимании так называемой атмосферы оперного театра.
Мне удалось попасть на премьеру  новой постановки под руководством А.Титтеля "Войны и мира" С.С.Прокофьева. Постановка меня просто ошеломила своей масштабностью и при этом лаконичностью и архитектурной логикой декораций. Особенно массовые сцены боя, которые вообще не возможно передать с таким насквозь пронизывающим звучанием не используя степень условности постановки, для более сосредоточенного восприятия, не разменивая его на второстепенное, постоянно держа зрителя в напряжении и не давая расслабляться ненужными и пустыми передвижениями по сцене. На сколько я помню первая полноценная премьера которой состоялась в 1957 году в музыкальном театре имени Станиславского. Режиссеру постановщику удалось с помощью одних только декораций передать масштабность произведения и противостояние воны и общества (мира).
Таким образом я понял, что опера может быть и не сказкой, и даже не совсем сказкой, а точнее просто не сказкой. Она может быть чем-то грандиозным,  масштабным,  где простое мирское, человеческое жертвуется во имя достижения необъятности цели. Но на мой взгляд такое возможно только лишь благадоря удачной и слаженной работе всех участников, осуществляющих постановку. Только лишь тогда,  когда каждый предмет, человек, костюм, голос, к месту и работает слаженно,  как единый организм. Малейшая ошибка, несоответствие и сразу же хочется вернуться в сказку, начала 18 века, а то и куда пораньше.
Продвигаясь таким образом в своих познаниях, я стал открывать для себя музыку позднего возражденья, то есть  как раз того периода, когда именно и зарождалась опера. И она просто меня поразила, ошеломила и, что главное дала возможность понять и ощутить первоисточник, то, откуда и потек первый тоненький еще очень слабый, но ручей,  в последствии впавший в рек, в море, в океан великого оперного искусства.
Открыв для себя такого композитора , как Клаудио Монтеверди я был просто потрясен. Особенно его оперой "Орфей" (1609г.!) или " Коронация Поппеи"(1642г.), которую я смотрел много раз, но к сожалению только в ютьюбе. И я не представляю как возможна современная трактовка данных произведений, написанных в начале 17! века. Они, как памятники архитектуры, должны стоять незыблемо,на старых деревянных подмостках с резными галереями раннего барокко, театров кое где еще дошедших до наших дней. Венецианская республика явилась не просто колыбелью оперного искусства, но и ее Великим оперным композиторам.  Антонио Лучи Вивальди с оперой "Баязет", написанной там же в 1735 году.
Оперы начала 17 века отдают не просто древностью, но и той, забытой и не понятной современному человеку культурой. С другим восприятием мира и окружающей действительности, далекой от всего того наносного, отвлекающего нас сегодняшних от главного, от сути восприятия сюжета глазами тех людей, тех зрителей. Мне кажется, что мы должны в первую очередь окунуться в ту атмосферу, в воздух того времени, научиться им дышать, прежде чем пытаться полюбить то древнее искусство, положившее начало нынешнему. Мы должны суметь понять, как жили тогда жители Венеции, чем и как питались, как одевались, насколько искренне верили в Бога,  и сколько места оставляли в своей жизни искусству.
Особое место хочется уделить широкому изполоьзованию в оперном искусстве пения кастратов. Мальчиков отбирали еще в детстве с хорошими голосами. Это должны были быть действительно хорошие голоса,иначе операция по удалению яиц просто не имела смысла. Да,голоса в те времена ценились по настоящему, открыто и без подделки.
 Посмотрев художественный фильм о Карло Фаринелли,  я остался под неизгладимым впечатлением увиденного. Он, этот фильм,  собственно многое объясняет о нравах тех времен, когда люди жили другим и могли соответственно и жертвовать другим, и зачастую многим,  ради достижения цели. А цель была одна - Божественно звучащие голоса, за которыми просто шла настоящая охота.
Причем блага материальные отступали на задний план, точнее к ним стремились, но в те времена не требовалось так много для жизни и понятие роскоши было совсем другим. Главное для людей было в другом, в достижении совершенства, порою немыслимыми путями, не понятными человеку современному с его хроническими бытовыми проблемами на фоне постоянного облегчения условий быта неизбежным и всепроникающим прогрессом, вроде бы и постоянно улучшающим условия жизни, но в то же время и с той же постоянностью искушающим нас новыми достижениями науки и техники.
Я думаю,что искусство того периода было каким то другим, более приближенным к простоте народного восприятия. То, что не принималось народом,  освистывалось и не имело право на дальнейшую жизнь. Тогда не было никаких спецэффектов, понятия ШОУ. Все было естественно и натурально как одежда, люди, так и их эмоции. Все имело признак натуральности,  которого так не хватает нам нынешним, в нашей пластиковой культуре с виртуальным общением.
И что самое поразительное,  это то, что в век высоких технологий мы способны возвысить до уровня идола любого мало мальски смелого исполнителя, с помощью этих же самых технологий и спецэффектов. Которые просто делают "чудеса" на сцене. И я думаю, что довольно скоро такие "вещи" , как актер, уже не понадобятся. Остается вспомнить фильм "Кин Дза Дза", где люди с цветовой дифференциацией штанов позволяли делить общество на слои, где артистом считался тот, кто способен был под общий гул и спецэффекты несколько раз кувырнуться на сцене или просто спеть в клетке с мощными усилителями звука.
Куда мы катимся? И что самое главное, мы сами выбрали этот путь, добровольно и что называется "от всей души".
Но дело не в этом, дело в том, что именно в такое,  непростое и искусственное, пластиковое время и хочется погрузиться во что-то натуральное и естественное для самой природы человека,  хотя бы и в сказку, ибо она, как никогда сейчас близка и натурально- естественна. Именно она позволяет нам оставаться людьми и жить, не превращаясь в роботов, думающих о том, что они живут, но при этом они находятся в виртуальном выбранном добровольно, мире.
Давайте любить оперу ибо она помогает нам оставаться в реальности погружаясь в сказку, помогает жить не уходя в себя, помогает воспринимать мир через сказочную музыку композиторов нынешнего,  но особенно прошлого века. Которая, как не поразительно, но чем древнее, тем натуральнее и естественнее выглядит, так как она чиста и не заражена лицемерной подделкой, с целью наживы и поддержания одного большого шоу, в котором уже, если честно, то и не понятно где жизнь,  а где игра и имитация оной

31.07.2016.г.