Село с неприличным названием

Анатолий Комаристов
Впервые я услышал «неприличное» название этого села в 1946 или 1947 году от тёти, вернувшейся с базара. Бабушка спросила её:
— Ты у кого покупала сметану?
Тётя ответила:
— У Марфы из Пердиловки.
— Значит, хорошая должна быть, — сказала бабушка и понесла кринку в погреб.

Название села тётя произнесла довольно громко, нисколько не стесняясь меня. Раньше в нашей семье это, с моей точки зрения, не совсем приличное слово никогда не звучало. Откуда оно произошло, и когда появилось в доме, никто не говорил. Правда, больше это слово от членов семьи я не слышал, хотя бабушка и тетя часто ходили на базар.

…Прошло много лет. Я окончил школу, Военно-медицинский факультет при Харьковском мединституте. Получил назначение в Дальневосточный военный округ и года через два приехал с женой Тамарой в отпуск на родину. Однажды бабушка послала нас на базар.  Надо было купить хлеб, молоко, сметану, масло и другие продукты. И тогда из уст бабушки я снова услышал неприличное название села.

Перед нашим уходом из дому бабушка сказала:
— Сметану купите у Дарьи из Пердиловки. Раньше сметану мы всегда покупали у ее матери – Марфы. Дарью найдете за прилавком в первом ряду слева. Рыжая такая, полная и горластая. У неё самая лучшая сметана, но стоит она дороже, чем у других торговок.

Тамара, услышав название села, удивленно покачала головой и улыбнулась. Мы купили на базаре всё, что заказывала бабушка, и пошли за сметаной.   Подошли к прилавку, за которым стояла Дарья. Купили у неё кринку сметаны, и я решил попросить Дарью рассказать, хотя бы кратко, кто и когда назвал их село таким неприличным словом.

Я обратился к ней:
— Дарья! Моя бабушка сказала, что село, в котором Вы живете, называется... Пердиловка. Пока у вас нет покупателей, пожалуйста, расскажите нам с женой, откуда произошло это название.

Она улыбнулась и спросила:
— Вы, видать, не местные, коль ничего не знаете о нашем селе. Если не секрет, откуда пожаловали к нам?

Я ответил, что родом из этого городка, а сейчас живем на Дальнем Востоке.

— Далеко, однако, забрались, — кивнула головой Дарья. Так и быть, пока покупателей нет, расскажу Вам, нашим гостям, про наше село. Я, правда, и сама толком не знаю, откуда это название пошло. Об этом мне рассказывала мама. Народ в нашем селе весёлый и обязательно придумает что-нибудь. А, правда это или выдумка, сказать не берусь.

Эта история, якобы, действительно случилась до революции, но в памяти народа осталась навсегда. Так и передается байка из поколения в поколение. Село наше небольшое. От города версты две или чуть больше и раньше принадлежало помещику Жукову. Потому и называлось Жуковка.

Сам помещик жил в городе, а в село приезжал редко — один или два раза в месяц. Посмотреть, как работают крестьяне и его помощники в поле, коровнике, свинарнике. Сельских жителей Жуков, да и многие горожане называли «придурками».

Но среди селян многие мужики и бабы «по уму», веселью и хитрости не уступали городским. А на базаре постоянно околачивался мужичок из нашего села.  Жил один. Настоящего его имени даже в селе никто не знал. Все звали его просто «Дурень».  Он просил милостыню, иногда потихоньку таскал у продавцов плохо лежащий товар, за что неоднократно получал тумаков от мужиков и баб.

Народ привык к нему и не обращал на него особого внимания. Не пьёт, часто не ворует — и, Слава Богу! Когда кому-либо из продавцов или покупателей требовалась помощь — перенести товар, погрузить что-то на телегу или тачку, стоило только на весь базар громко крикнуть: «Дурень! Дурень! Иди сюда! Быстро!» и он тут же появлялся, как чёрт из табакерки.

За работу ему платили копейки или давали что-либо из продуктов.

Помещик Жуков на базаре появлялся очень редко. Однажды он приехал на базар. Купил какую-то железку и уже собирался садиться в тарантас и уезжать в село, как к нему с поклонами подбежал Дурень.

— Чего тебе? - гаркнул на него Жуков.
— Барин! А, барин! Давайте с Вами поспорим на денежку.
И хитро так улыбнулся…

— На сколько денег и о чём? - вскинул брови Жуков. Азартные игры в карты и споры по поводу и без повода с соседними помещиками, а иногда и простыми крестьянами, помещик любил.  А в преферанс, говорят, играл лучше всех в уезде.

— Дадите мне рубль и я расскажу Вам о чем будем спорить, — ответил с ухмылкой Дурень.

 Барин достал кошелёк, вынул рубль и уже хотел подать его просителю, но задумался.
— А если ты проспоришь? — засомневался помещик. — Как будешь рассчитываться? Где деньги возьмешь? Украдешь, придурок?
— Боже сохрани! Верну все до копейки без разговоров. Вот крест святой, — ответил Дурень и трижды перекрестился. – Вы в Жуковку собрались? — спросил он помещика.
— Да.
— Вот и хорошо. Значит так. Спорить будем вот о чём. Вы будете ехать на тарантасе, а я буду рядом бежать, и до самого села выпущать воздух из кишок. Пердеть буду, значит... громко...

— Врешь, — засмеялся барин. Откуда у тебя газов столько? Правда, живот, как барабан!  Две версты надо будет газовать. Сможешь?
— Не волнуйтесь, барин. Если дадите ещё рубль, то и на обратный путь хватит ещё и останется. Ежели до ворот вашей усадьбы у меня газов хватит, значит Вы проиграли…  А ежели до усадьбы, не дай Бог, газы кончатся – то денежку я буду Вам должон… Токо, барин, останавливаться нигде не будем. Договорились? Ну, и ладно… Поехали…

Дарья замолчала, улыбнулась и сказала:
— А ведь мужик выиграл рубль у барина. С тех пор наше село и стали называть не Жуковка, а иначе, благодаря нашему Дурню. Говорили, что слово это даже в книгах встречается. Вы, видать, люди образованные, культурные и повторять   название села я не хочу. Неловко мне…

К Дарье подошла женщина. Спросила:
— Почем сегодня сметана для народа? Свежая?
Дарья назвала цену, стала хвалить сметану, причем довольно громко, чтобы слышал весь базар.

А мы, с  женой, посмеиваясь над этой весёлой историей и необычным названием села, пошли домой.

                * * *
Последний раз я был на малой родине в 1976 году. Как тогда официально называлось бывшее село Жуковка, я не уточнял. Думаю, что народ так и называл его неприличным словом на букву «П»…
                * * *

P.S. Из интернета: «В Омской области вблизи Харино есть Большие Мурлы и Малые Мурлы — между ними  село Новоархангеловка (оно же — Пердиловка)»

PS.Москва, 19 октября 2023 - АиФ-Москва.
В Госдуму внесли законопроект, который предусматривает введение запрета на использование оскорбительных и принижающих человеческое достоинство названий населенных пунктов.
Вице-спикер ГД Владислав Диванков предложил разрешить органам местного самоуправления переименовывать географические объекты, названия которых не нравятся местным жителям. Речь, в частности, идет о населенных пунктах Пуково, Бухалово и других селах.