Пионеры 80-х, будьте готовы!

Самойленко Галина Ивановна
Было это в 1980-х. В одном маленьком-премаленьком городе, в его старой-престарой части, под зелёными столетними акациями пряталась образцовая Школа №1. И в той школе училась маленькая девочка Зоя — большая мечтательница.

Девочку восхищало абсолютно всё: небо и звёзды, море и облака, гнёзда ласточек над окном и лучики солнца утром в окошке. И даже её первая школа, которая была лучшей в городе, ведь преподавали в ней исключительно образцовые учителя.

И была у Зои классный руководитель Лилия Давидовна — самый организованный и целеустремлённый учитель школы, претендующая на должность завуча. Чего только не выдумывала эта строгая женщина ради идеального имиджа, хорошей репутации и получения должности. И поездки на скифские курганы классу организовывала, и по местам братских захоронений солдат водила, и все знаменитые места археологических раскопок показывала, и воспитательно-образовательную работу проводила … Да что там, уроки политинформации постоянно организовывала так, что весь класс подрастающих малышей твёрдо знал, что происходит в мире, кто с кем воюет, как СССР приближается к коммунизму, и что Ленин до сих пор жив.

Благодаря упорному рвению Лилии Давидовны посчастливилось тогда Зое увидеть все-все районные памятники, все-все городские достопримечательности, пройтись по солдатским тропкам, взойти на вершины курганов и спустится в глубины археологических котлованов. И, даже узнать о специальных государственных бомбоубежищах и катакомбах с секретными кладовыми, где на случай мировой войны заготовлено всяческое там пропитание: консервы, сухие пайки и … даже конфеты! Конечно же, каждая новая экскурсия закреплялась Лилией Давидовной новым тематическим фотоальбомом с красивыми фразами из букв под трафареточку. И с каждой фотографии гордо взирали лица известных людей города: историков, ветеранов, археологов, в окружении Зоиного класса и с Лилией Давидовной в центре.

На то время, совсем недавно Зоя стала пионером — паршивая такая была история.



А всё дело в том, что не повезло Зое с возрастом: она была самой младшей в классе, когда ещё её первая учительница Галина Николаевна проводила с классом какие-то загадочные тайные обучения, готовя октябрят к посвящению в пионеры. А Зое каждый раз приходилось слышать обидное: — Тебя, Зоечка, такое обучение ещё не касается. Ещё не пришёл твой возраст … пойми и … В общем, ты можешь идти домой.

И Зоя, плача от обиды, топала одна домой. И тогда единственным её утешением становились поющие птички в кронах акаций и бабочки в цветниках школы. Лишь глядя на них, Зоя напрочь забывала о недоступном ей святом посвящении и бежала к набережной, собирать цвет каштанов. И там, с милым букетиком в руках, засматривалась мечтательно на волны и облака, представляя как на торжественной школьной линейке, под высокие звуки горнов, ей гордо повязывают алый галстук юного пионера.

Настал торжественный день посвящения октябрят в пионеры. И перед самым началом линейки Галина Николаевна строго настрого предупредила Зою, что когда все классы будут произносить: «КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ!», «ВСЕГДА ГОТОВ!» и торжественно поднимут согнутую в локте руку над головой в знак подтверждения клятвы, она должна молча молчать как рыба, и липко-липко держать руки по швам. Но Зоя, стоя в самом первом ряду и оставшись единственной среди всех со звёздочкой октябрёнка, такой ненавистной ей тогда уже, назло всем и Галине Николаевне закричала громко:

— КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ! … ВСЕГДА ГОТОВ! … — и торжественно подняла руку над головой.

И тут же к одноклассникам приблизились комсомольцы, став гордо повязывать им алые галстуки. А к Зое гневно подлетела Галина Николаевна и насильно опустила ей руку, прошипев, словно змеюка на ухо:

— Ну, я же тебя предупреждала, Космосмутьянова … у тебя ж не настал возраст … тебе в пионеры ещё нельзя! … Не понимаеш-шшь? … Что за ребёнок? …

И вызвала в школу родителей.

После этого Зое было вообще наплевать, примут её хоть когда-нибудь в пионеры или нет. Она больше никогда не мечтала о посвящении. И когда настало время, и её возраст наконец-то пришёл, она прохладно сказала: — А я не хочу!

И её приняли в пионеры. Заочно. Без подготовки и спецобучений. Предупредили только: — С завтрашнего дня ходить с алым галстуком!

— Да хоть с жёлтым! — подумала Зоя, абсолютно не понимая ни смысла, ни сути, ни логики этого пионерства.



Так вот, чего только не придумывала Лилия Давидовна ради получения должности завуча. Жутко изобретательная была женщина. И как-то раз на очередном уроке политинформации объявила классу, что с новой недели вводится обязательное пионерское патрулирование ветеранов Великой Отечественной войны, жителей улицы Куксина. И теперь каждый четверг после уроков пионерская ячейка из трёх человек должна ходить по домам к ветеранам и помогать им по хозяйству: мыть полы, поливать огород, бегать в магазин за хлебом и, в общем, делать всё, о чём ветераны попросят.

Весь класс, конечно, был в шоке … Сначала! … А уже после пары-тройки полевых вылазок на локацию пионеры стали жёстко конкурировать друг с другом за преимущество внеочередного патрулирования.

Но сначала, как и полагается, талантливая Лилия Давидовна провела класс с воздушными разноцветными шариками по всем ветеранам и познакомила их лично, подарив каждому кисет, ветку сирени и подушечку для орденов. И, конечно же, сфотографировалась с каждым для толстого отчётного альбома. Тогда ещё простодушные добросердечные ветераны искренне радовались и улыбались! …

Уже после первого же патрулирования Зоя всё скумекала и с нетерпением ждала следующего заветного четверга. Цимус патрулирования заключался в следующем. Каждый раз ветераны улицы Куксина встречали пионеров с радостью, раздавая им много шоколадных конфет, карамелек на палочках, всяких печений там, разных сладеньких булочек и, даже кормили обедами. Да что там … Пионеры несли и домой: пучки зелени, овощи всякие разные, медовые яблочки.

В общем, патрулирование закипело на славу. И пионеры бежали к ветеранам с удовольствием, с энтузиазмом, с желанием. Лилия Давидовна была довольна собой, а ветераны счастливы и искренне благодарили директора школы за оказанное им от прелестных деток внимание, уважение и память об их боевых заслугах. В общем, очередной успех талантливой организации классной работы был на лицо и Лилию Давидовну справедливо назначили на должность завуча.

Патрулирование продолжало активно развиваться. Все пионеры были конструктивно заняты.

Но вот однажды … вдруг … какая-то маргинальная бабушка-ветеран внезапно сказала Зоиной пионерской ячейке: — Да, ребятушки, нужна помощь. Пойдёмте, поможете убрать сорняки с грядок.

… … ?! … ?! …

Была пауза. Это было так неожиданно. И как-то прямо в самый разгар праздника патрулирования. И пионерская ячейка дружно запнулась, как-то невнятно промямлив ей:

— Ы … у … а у нас это … время патрулирования уже заканчивается. В общем, бабушка, родители нас дома ждут. А у Светки вообще вон скоро автобус. Давайте, бабуся, мы к вам в другой четверг придём.

— Хорошо, пионеры — ответила бабушка-ветеран и попрощалась. А Зоина пионерская ячейка потопала промышлять дальше, продвигаясь по адресам вглубь улицы Куксина.

Но на этот раз все ветераны будто бы сговорились. Они рассказывали пионерам много всякой ненужной всячины: о своём детстве там, о юности и ужасах Великой Отечественной войны. А шоколадных конфет и подарков вообще не давали. В этот раз пионерам вообще ничего не давали. Вообще ничего! Но самым стыдным и срамным был момент, когда Зоина пионерская ячейка возвращалась обратно через всю улицу Куксина от последнего номера дома в графике патрулирований до начального. Они шли, а все ветераны выглядывали из калиток и провожали их насмешливым взглядом, прощаясь вслед:

— До свидания, пионеры, спасибо за помощь!
 

ЭПИЛОГ


Уже ближе к старости, однажды по телевизору Зоя услышала, что в какой-то фантастической Донецкой народной республике возродили пионерское движение. И с опаской подумала: а вдруг, вот так вот, и мою родную улицу тоже захватят какие-нибудь «пионеры», возможно с более современным званием, например «скауты» или ещё какие-нибудь … и тоже начнут «патрулировать» каждый божий четверг. Что ж я тогда им задам сделать? … Или чего расскажу о своём детстве и юности? …

И вдруг в её памяти всплыли знаменитая фраза Ф.Раневской, а с ней и рассказы Лилии Давидовны о катакомбах с кладовыми, полными продовольственного пропитания, и Зоя нашла ответ: пора бы приготовить конфеты!


Читать с картинками полностью: http://h.ua/story/431054/#ixzz4Fz5wuQnw