Проблемы структуры проектирования

Владимир Бойко Дель Боске
            Когда то, еще в конце 20 века, когда в стране был уже капитализм, начался незаметный процесс переориентации всей структуры проектного дела. За основу была взята западная схема проектирования, когда архитектор делает всего лишь концепцию, то есть попросту говоря картинку, а уже все остальное (стадия "П" и "РП") отдается на сторону, в те проектные бюро, которые не умеют хорошо сочинять креатив, но хорошо знают нормы проектирования и имеют колоссальный опыт авторского надзора.
             В стране в то время еще существовали крупнейшие проектные институты, с так называемой "старой" школой проектирования, не по старинке, а именно старой школой, той, которая закладывалась еще в дореволюционные времена, и получила хорошее развитие в конце двадцатых начале тридцатых годов прошлого века, при переходе страны на более экономичную и востребованную архитектуру - конструктивизм, минимализм.
              В этих так называемых "старых школах" присутствовала своя иерархия, своя субординация. Существовали архитектурные мастерские, в которых были бригады конструкторов и бригады архитекторов. В каждой бригаде были ГАПы и ГИПы.И далее по уменьшающей значимости должностей: глав. спец. , руководитель группы (архитекторов или инженеров), ведущий архитектор(инженер), архитекторы (инженеры) первой второй и третьей категории и наконец техники архитекторы (инженеры). Были еще и старщие техники, люди закончившие техникум (колледж). Данная структура зарождалась еще в дореволюционной России, формировалась уже в совецкой и дошла до нас в том, выше перечисленном виде.
              Люди,находясь в данной системе должностей повышались, по мере приобретения опыта и получения знаний, они видели "маячок", к которому стремились. Инженеры хотели стать ГИПом, а потом,  дай Бог и главным инженером мастерской, а то и всего института. Архитекторы  же ГАПом и потом руководителем мастерской, и кто его знает, возможно и директором  проектного института. Все работали и получали знания,самые трудолюбивые, смелые и ответственные продвигалиь вперед к знаниям и высокому профессионализму.
               Так вот, вернемся к креативу. В данной схеме все принимали участие в процессе в соответствии с занимаемой должностью и с уровнем своих амбиций и знаний. Что же произошло в мире и в стране?
               В мире в борьбе с творчеством на местах победили высокие технологии, которые заменили целую часть промежуточных должностей, за их ненадобностью. Каждый получил в свое управление узкий участок производства, настолько узкий, что в нем не было уже места полету мысли и фантазии. Производители отделочных материалов взяли на себя большую часть процесса зарождения чертежа, как профессионалы более узкого профиля. Иными словами фирма делающая фасады, стала разрабатывать и рабочие чертежи, на основании простых картинок. Соответственно знания выполнения всех монтажных"узлов" за ненадобностью оказались не востребованными. Архитекторы, которые разрабатывали, к примеру витражи, остались без работы. Все перекочевало к так называемым производителям. А у проектировщиков на руках осталось лишь только изготовление простой бездумной картинки. Порою даже и без понимания открывания фрамуг. И так далее и так далее, до бесконечности можно перечислять все архитектурно-конструктивные  составляющие любого объекта.
                Те же проблемы, собственно говоря произошли с так называемыми смежниками. Их разделы постепенно превратились в простейшие схемы, так как все самое сложное стали выполнять за них те же производители, которые постепенно набрали в свой штат тех же проектировщиков, в гонке за подрядом.
                И все бы ничего если не одно - НО. Всвязи с резким переходом из одного строя в другой, страна приобрела колосальное колличество мелких проектных фирм, которые в борьбе за существование в безжалостных условиях рынка, стали избавляться от всего лишнего, ненужного, в нескончаемой гонке за прибылью. Пытаясь урвав объект, снять с него самую сладкую и денежную"пенку", в виде так называемой концепции. Во многих таких фирмах нет даже конструкторов,за ненадобностью. В случае необходимости они нанимаются по договору, на каждый объект отдельно. Более того, в таких фирмах, все бригады сколачиваются наспех на каждый последующий объект. И этим всем занимается менеджер по кадрам. Появились так называемые комплексные ГИПы. Нет это не те "Глыбы", которые были раньше и которые могли решить любую проблему, возникающую в ходе проектирования, как связанную с чертежами, конструктивными расчетами, так и со всеми организационными вопросами. Этих людей было мало, но они знали все. Как правило у них были помошники. Те же, что пришли к ним на замену не имеют понятия порою о конструкциях, о том из чего состоит дом. Они могут только вовремя переслать почту и написать письмо, при этом имеют гораздо больше помошников. Если раньше КГИП имел до 20 -25 объектов, то сейчас один, два, ну в худшем случае три.  Новое время принесло новые должности, вытеснив старые. К нам пришли менеджеры по проекту. Кто эти люди? Зачем они нужны? Это дань моде, или необходимость? Эти менеджеры ведут все переговоры за архитектора, которому теперь собственно оставили только картинки, да и то, только придумывать, чертить же их предоставили возможность целому штату визуализаторов. Которые добиваются фотографической точности передачи цвета на фоне отсутствия глубины самой идеи. Архитектурный макет практически умер, он не востребован. А ведь раньше в институтах был такой предмет - архитектурное проектирование. И каждый уважающий себя архитектор умел воплотить из бумаги любую свою, какую бы ни было сумашедшую идею.
                В наше время пропала или пропадает, такая должность, как руководитель проектной мастерской. Это тот человек на которого все равнялись и брали пример. Он являлся для многих чем то мистически непостижимым и таинственным. Его заменил ГАП. Просто старший ГАП. Как старшая жена. Причем слово старший как правило не употребляют, оно остается в тайне. Но все и так знают, кто здесь старший, кто на свете всех умнее. Зачем это делается? С какой целью? А цель одна - не дать людям стать неуправляемыми, или самостоятельными, смотря как и кому на это посмотреть. Не дать полной свободы мысли. Если раньше директора институтов этого не боялись, так как понимали, что своим авторитетом способны справиться с кем угодно,  то теперь уровень уже не директоров,  заметьте,  а генеральных директоров стал мягко говоря гораздо ниже, а точнее,  его просто вообще нет как такового. Генеральные, как правило не проектировщики и понятия не имеют о проектировании. Они просто время от времени перемещаются из кресла в кресло,по мере разрушения институтов. По этому за ними ходит целый шлейф замов по производству, директоров дирекций по проектированию и просто помошников по урегулированию. Как не смешно это все слышать, но сами названия должностей порой просто доводять до смеха сквозь слезы. Например менеджер по кадрам. Продавец кадров что ли?
                Причем новых должностей стало гораздо больше, и степень их нужности более чем оспарима. Новые, непонятные нам, Русским людям слова, режут слух. Толпы полуграмотных "специалистов" ходят по этажам неизменно со стаканом кофе в руках, и как зомби все время говорят по телефону. Совещаются с утра до вечера и, что самое поразительное, постоянно изображают свою незаменимость. То что раньше делали один два человека, теперь выполняют с целью оптимизации до десяти, не имеющих никакого отношения к проектированию, но амбициозных и "незаменимых" в глазах руководства. Которое собственно и не может уже жить по старому. По старому, как минимум просто не модно и неуместно в условиях сжатых сроков, "диких" графиков и полного непрофессионализма.
                Появился целый ряд проектных контор с неграмотными и не имеющими никакого понятия о нормах архитекторами, но зато обладающими политически важним "звучанием" своего имени. За ними встают в шеренги те,кто не имеет своего "имени" и вынужден прикрываться чужим, хорошо звучащим, но не защищающим от отсутствия знаний.
                Мы не заметили, как все это произошло. Все как то сделалось внезапно. Разрушились крупные проектные институты под "умелым" руководством молодых и "талантливых" "профессиональных" непрофессионалов. И как только это все произошло,  сразуюже оказалось,  что те кто остались, уже давно "в системе". То есть давным давно работают по капиталлистически, по западному.
                Но только вот может быть мы в России просто неумело подражаем отлаженной, но неимоверно чуждой нам, холодной, системе их производства? Может быть не надо было слепо копировать и тупо подражать во всем тому, чему еще неимоверно рано появиться у нас? Рано хотя бы только потому, что  рынок наш дик и не отлажен, и каждый просто выживает в нем, а не созидает и получает прибыль.
                Мы живем в тяжолое время разрушения всего логичного и хорошо отлаженного, без какой либо на то производственной надобности.  Руководители высшего звена не думают о людях,  не заботятся об их карьерном росте. Получить повышение в нынешней структуре проектных институтов и бюро может не тот кто вышел на новый уровень знаний, а только тот, кто чем либо отличился в процессе работы. Например больше всех напечатал листов. То есть сейчас важны в первую очередь не знания, а их отсутствие. Нужны тупые, послушные исполнители, карьеристы, не понимающие по большей часто того, чего они делают, но зато очень хорошо себе представляющие как надо заявить о себе и где. Сейчас время кричащих людей, заметьте, не знающих специалистов, а скандальных и глупых карьеристов, при первой же возможности доносящих друг на друга. Ведь только одна минута позора, зато потом другой оклад.
                Молодежь, после института идет в проектные бюро и первые несколько лет просто не может понять, что же собственно происходит? Они просто не понимают, что творится. Над чем они работают,  зачем и кому все это нужно. "Пробиться" в таких условиях практически не возможно,особенно если ты честный человек и на работе работаешь и пытаешься получать знания,  а не отличиться чем либо от других. "Всплывают" наверх самые ушлые и как правило бездарные и глупые люди. Те, кто поумнее пытаются выживать кто как может. Кто то идет на вольные хлеба, и сам себе хозяин. Кто то благодоря наинемовернейшему талантищу просто не может не пробиться,  но к сожалению это наиредчайшие исключения в наши дни.
                В любой мало мальски заметной ошибке всегда виноват проектировщик, даже если она не по его вине, а по вине заказчика, комплексного ГИПа или просто в неснимаемом, нелепом замечании экспертизы. Прямо так при всех на совещаниях и говорится - ..."Вы брали эту работу, значит знали на что идете,теперь не увиливайте"... Как буд то руководители мастерских сами себе хозяева. Эти времена кончились давно, еще пять, шесть лет назад. И создается впечатление того, что виновата только та мельчайшая групка людей, которая проворачивает практически весь обьем работы, а вся надстройка непогрешима и не может ошибаться. И  от этого становится смешно. Ведь мы то, простые проектировщики,конечное же знаем правду и видим,как смешны и глупы в этих своих высказываниях руководители, и огромное звено "присосавшихся" к власти нескончаемых помощников и заместителей. Основная задача которых не снять проблему, а найти крайних. И это очень тяжелая работа делать крайними постоянно одних и тех же. Собственно тех, кто кормит. На должности таких погонял ищут и желающих огромное колличесство. Сколько уже довелось увидеть этих изворотливых и хитрых функционеров известно только нам, простим созидателям.
                И те не многие, которые остались еще от старой школы, давно стали" мастерами на все руки" и тянут на себе лямку многих профессий. Они и экономисты и специалисты договорного отдела и много, много что еще другое, всего лишь по той простой причине, что те, кто должен этим заниматься еще просто не научились или просто никогда этим не занимались.
                Помню был у нас одно время заместитель по производству. Так он гонял нас, проектировщиков как сидорову козу. Раскладывал на молекулы. Заставлял писать подробнейшие графики занятости "населения" мастерских. Угрожал тем, что устроит нам "хорошую" жизнь, что мы все будем по полгода каждую бумажку у него подписовать,  а он при этом будет от нас прятаться.
                Любимым делом у него было вызывать к доске и заставлять чертить графики занятости сотрудников. И как же он по детски радовался, когда удавалось найти какой нибудь, с его точки зрения промах, это был праздник в "семье". И где он сейчас? Канул в лето. Поднимает очередное "загибающееся" производство. Героически живет на работе и ловит блох, вместо того что бы заниматься делом и развивать производство.
                И это еще пол беды. Самое страшное было учить его специфики проектирования. На это ушло полгода нашего времени, нервов и сил сотрудников. Но нам повезло, он оказался обучаем и быстро уволился, получив все знания сполна и после этого поняв, что попал не туда, куда хотел. Кстати достаточно быстро понял. Всего лишь семь, восемь месяцев вредительства и человек, проскочив все нисшие ступени должностей, стал руководителем- профессионалом высокого уровня.
                Как то один раз мне довелось увидеть структуру современного проетного института. Она была похожа на ромб. На верху был естественно руководитель. Спираль власти расширялась по мере движения от него вниз ближе к так называемому "экватору" ромба. И постепенно сужалась вниз, где в самом нижнем углу была маленькая кучка проектировщиков,  на которой собственно и держалось все это неимоверное сооружение, раздутое в экваторе неимоверным колличеством новых и очень"нужных" должностей,  позволяющих" сократить" сроки проектирования своим непосильным трудом.
                И вдвойне грустно становится от понимания того, что нечто похожее творится в любой отрасли, в любом виде деятельности в нашем обществе. Везде пришли к власти холодные функционеры, выполняющие тупые команды сверху. И особенно страшно, если они еще и перекачаны собственными амбициями на фоне непонимания процесса. Это просто катастрофа,когда человек не доверяет профессионалам, и бегает консультироваться на сторону к тем кого ему посоветовали,к тем, кто "круче". По принцыпу: "Бей своих, что бы чужие боялись". Или даже нет, не так.- "Бей своих, что бы чужие зажрались".
                Что будет дальше не известно. Надо просто стиснуть зубы и выживать. Как выживают ну например насекомые, которые и панцырем уже покрылись и замаскировались под хищников или под листву, научились пускать яд, высыхать на сто процентов и через сто лет возрождаться из пепла. Вот такие же и мы - проектировщики старой закалки, пришедшие из прошлого века и забытые в сухой траве века нынешнего до лучших времен.

29.07.2016