Кверх ногами

Андрей Смолюк 3
. Кверх ногами

О
х, уж эта мне летняя пора. Пора садов и пора отпусков. Ну, что пора садов, так это может быть и кому-то не по душе, в разных там грядках ковыряться и урожай создавать, а вот что касается отпусков, то тут всё обеими руками «за».
 Правда если сад и отпуск совмещать, то тут ничего хорошего не получится, потому что в отпуск надо бездельничать и куда-нибудь съездить. Сад и отпуск – вещи не совместимые.
Вот и мои друзья Василий и Ирина, плюнули, причём очень даже смачно, на этот сад, пусть он огнём горит, и собрались  в поездку в славный город на Неве Санкт-Петербург. У Ирины там какие-то дальние родственники, вот к ним они на недельку и поехали.
Ну, я, как знаток Санкт-Петербурга, я когда-то имел неосторожность в нём родиться, стал ребятам моим рассказывать, куда сходить надо. Там Зимний Дворец, Русский музей, Военно-морской музей и так далее. Есть что посмотреть в славном городе на Неве. Это, одним словом, не маленький наш Снежинск. Ну, ещё я сказал ребятам, чтобы там поосторожней, поскольку людей там всяких полно, в том числе и злопыхательных.
А ещё я пожелал ребятам счастливого пути и они с этим, и отправились, как я сказал на недельку.
Естественно, неделя прошла мгновенно, да тем более сад тут этот, так что настало время, и Василий мне звонит, чтобы рассказать, где они были, и что они там видели.
А у Василия в словах только одни восклицания. И то супер, и это супер, и вообще всё сногсшибательно, не то, что в саду глазами в землю упёрся и пашешь, урожай этот чёртов поднимаешь. Я, конечно же, подыграл Василию, что Санкт-Петербург это тебе не снежинский сад с баобабами местными и попросил его рассказать, какой-нибудь случай интересный из жизни Санкт-Петербурга, какой они имели честь лицезреть. Я знал, что потом Василий и Ирина к нам придут в гости и всё подробно расскажут, что, где и почему, но сейчас мне просто жуть как захотелось, чтобы Василий по телефону рассказал, чего-нибудь интересное.
Василий на некоторое время задумался, а потом говорит:
-Да вроде ничего особого такого не случалось, если не считать небольшого скандальчика в Русском музеи, свидетелями, которого мы стали.
-Ух, ты, - говорю, - ничего себе «ничего такого». Можно подумать, что скандальчики каждый день в Русском музее происходят. Это как раз и «чего такого» так, что давай рассказывай!
И Василий начал свой рассказ:
-Ну, пришли мы в Русский музей, народу было, кстати сказать, немного, что странно, походили по нему, побродили с экскурсоводом, который нам всё про все картины порассказал и который в конце экскурсии так сказал:
-У нас сейчас действует выставка картин Малевича, с его знаменитым «Чёрным квадратом», так что если кто хочет, может сходить в выставочный зал и посмотреть на этот шедевр живописи.
-Ну, ты, сам понимаешь, - продолжил Василий, -  мимо этого «Чёрного квадрата» мы пройти не могли, а посему поспешили в зал, где его можно было увидеть и рассмотреть поближе. Правда, если быть честно, то это Ирине очень хотелось на этот самый «Чёрный квадрат» посмотреть, она без него бы весь смысл жизни потеряла бы. А я что, жарко было, я бы лучше пивка сходил попил. Но Ирина сказала: «Нечего неучем ходить», будешь знать, что такое «Чёрный квадрат». Одним словом пошли.
Ну, пришли мы в зал, где картины Малевича висят. То смотрим, сё смотрим и, наконец, у «Чёрного квадрата» остановились. Смотрю я на него и в голове моей ну, никаких мыслей.
-Что же ты, - думаю, - моя головушка перед шедевром мировой живописи стоишь и никаких мыслей в нутрах своих не рождаешь. Не порядок это!!!
А Ирина меня между тем спрашивает:
-Ну, и как?
-Эпохально, - отвечаю, - правда, такое эпохально я тебе могу в тысячи экземпляров народить и в каждом углу нашей квартиры повесить. Века пройдут и в нашу квартиру будут, как в музей ходить, чтобы мои чёрные квадраты видеть. А для большего кайфа один я нарисую красным и как раз над нашей кроватью повешу, чтобы ты видела, какой муж у тебя талантливый.
-Ничего-то ты не понимаешь, - ответила Ирина. – Смотри, какой тут полёт мысли, правда глубокой ночью, когда все спят, но ведь у кого-то и бессонница может быть. А ты, «по всем углам комнаты». Такого ночного полёта мыслей, ты в жизнь не напишешь и не намалюешь. А красный твой квадрат, только о болезнях, да о крови напоминать будет.
-Ну, я на это промолчал, - продолжил Василий, - может я, чего действительно не понимаю, а посему лучше помолчу, да по сторонам поглажу.
Смотрю, тут к «Чёрному квадрату» пара молодых еврейчиков подходит. Лично я, сам Андрей знаешь, против этой нации ничего не имею и даже более того, за ум их уважаю. И мне интересно стало, что же люди умные, да наверняка в картинах понимающие про этот «Чёрный квадрат» скажут. Ну, я и прислушался к их разговору. И вот что я услышал!!!
-Ты знаешь, Сара, - говорит мужчина женщине, -  у меня такое впечатление, что этот знаменитый «Чёрный квадрат» кверх ногами повешен. Что-то тут служители музея перепутали.
-Да я вот тоже, Абрам, - сказала женщина мужчине, -  смотрю на картину и экспрессии не чувствую, как будто в яму какую-то проваливаюсь, а должно быть совсем на оборот, в облака от этой картины воспарять.
-Ничего себе, - подумал я, говорит Василий, - вот это да! Это нам серым из глубинки, что так, что этак, а тут оказывается кверху ногами. И самое, что интересное, так я сразу и почувствовал, что экспрессии действительно в картине не достаёт. Нету это самой экспрессии (знать бы, правда, что это такое).
-Абрам, - тут продолжила Сара, - а ты на подпись художника посмотри. Обычно они расписываются в правом нижнем углу. И тогда нам сразу станет ясно, правильно картина повешена или кверху ногами.
Абрам подошёл к картине поближе и стал её внимательно изучать на предмет подписи художника.
А Ирина моя, меня в бок толкает и говорит:
-Во, видал, как картины смотреть надо, серая твоя душа. Мы тут, понимаешь ли, смотрим, а она, оказывается, кверх ногами повешена. То-то я чувствую, что полёт мысли, есть, только ночной у тех, у кого бессонница.
А Абрам внимательно картины изучил и говорит Саре:
-Сара, а тут и не поймёшь, если подпись или нет. Есть какая-то закорючка в верхнем левом углу и всё. Может быть, это и есть подпись.
-Я ж тебе говорю, - ответила Сара, что картина кверху ногами повешена. Я сейчас об этом служителю музея скажу. Подпись должна быть внизу в правом углу.
Сара подошла к бабульке, которая есть в каждом зале и которая следят за порядком, да так ей и сказала, что, дескать, висит знаменитый «Чёрный квадрат» у них кверх ногами.
От слов, что «Чёрный квадрат» висит кверху ногами, бабулька аж сразу посерела.
-Не может такого быть! – воскликнула она, да так громко, что аж уши заложило. Она бросилась к картине и принялась её изучать.
-Да нет, всё вроде правильно, - опять воскликнула она. – Я сейчас на всякий случай эксперта позову.
А народу, надо сказать, в зале, где висела эта злополучная картина, сразу стало прибавляться. Всем было интересно: правильно висит «Чёрный квадрат» или кверху ногами.
Прибежал эксперт, да не один, а с толпой человек в пять, и все сразу стали думать, как висит картина.
-А тут, если честно, - продолжил Василий, -  мне вдруг всё надоело. Ну, подумаешь, висит картина кверху ногами, тем более, что по моим понятиям её можно хоть по диагонали вешать, ничего от этого не изменится.
Я и говорю Ирине:
-Слушай, пошли отсюда, лично я уже сыт этим «Чёрным квадратом». Пивка бы!
А Ирина мне:
-Да ты что! Какое тут пиво! Тут можно сказать судьбоносное решение выносится, а ты «пошли». Нет, надо всё досмотреть до конца.
А конец был довольно-таки обычным. Эксперты после получасового обсуждения пришли к выводу, что картина висит правильно и что экспрессия в ней есть и никуда она, эта экспрессия от картины не делась. Так что Сара и Абрам просто ошиблись, и у них было не то настроение, чтобы экспрессию эту (знать бы хоть что это такое) видеть и чувствовать.
-Так что картину оставили все, как есть и на этом дело кончилось, - так закончил свой рассказ Василий.
-Мы с Ириной вышли на улицу, маленько передохнули, я купил пивка, выпил и сразу экспрессию от виденной картины почувствовал. Так что, Андрей, знай, что чтобы в «Чёрном квадрате» экспрессию увидеть, надо пивка баночку, а лучше две, для начала засосать, - дал мне в заключение такой совет Василий.
А лично мне даже завидно стало перед ребятами, ну, естественно, белой завистью, что вот они «Чёрный квадрат» видели, да ещё кверх ногами,  а я тут, понимаешь ли, окромя сорняков, которые на грядках повырастали, ничего и не видел.
И так захотелось мне в славный город Санкт-Петербург, что спасу нет. И подумал я:
-Ну, уж дудки. В этом году-то навряд ли получится, а на следующий год, возьму я жену и сына и отправляюсь к своей тёти в город на Неве. А что касается сада, так гори этот сад, синим пламенем, поди, за недельку с ним ничего и не случится. А если что, ну и подумаешь, что огурцы с кабачок размером вырастут. Чёрт со всем этим садом, к культуре надо приобщаться и почаще!!! Особенно к «Чёрному квадрату», который и не поймёшь как висит!


29.06.2006 9:13
Смолюк А. Л.