Зарубки на память 4

Виталий Голышев
Предыдущая:http://www.proza.ru/2016/07/28/267



(ЗАПИСКИ ПЕНСИОНЕРА)



                13 НОЯБРЯ 2012 г.



       Второй день на улице метёт, но из-за плюсовой температуры на дорогах слякоть. Собирался съездить на Главпочтамт, отправить своему другу, живущему в Тольятти, заказное письмо с моим очередным рассказом в качестве маленького подарка к его предстоящему (1 декабря т.г.) 65-летнему юбилею, но в последний момент отказался от этого – по телевизору наглядно показали, как работает наш транспорт в такую погоду. Сбегал на всякий случай на нашу почту, и в очередной раз убедился, что и там мне делать нечего – старичье (а сам-то ты кто?!), получившее пенсию, штурмует почтовые окошки в надежде оплатить «коммуналку». Всё перенёс на завтра.

       Самым отрадным времяпрепровождением всегда считал, а теперь, с уходом на пенсию и наличием свободного времени, тем более поддерживаю себя в этом мнении - чтение. Собрал большую библиотеку, однако многие, приобретенные в разные годы, книги пришлось и раздаривать, и передавать в различные библиотеки, и насильно передавать своим детям, живущим ныне отдельно (ранее покупавшиеся нами для них или ими самими). Всё это связано с ограниченностью жилплощади. Книжными шкафами и полками заставлены все комнаты и коридор. Надо бы провести очередную инвентаризацию книг.

       Грешен – люблю ходить по книжным магазинам, да и уже два десятка лет являюсь членом московского Книжного клуба «Терра» (ныне – «Книговек»), через который заказываю много интересной литературы. Под старость лет достиг такого уровня преклонения перед Книгой, что постепенно превратился из любителя в пропагандиста и популяризатора хорошей литературы. Даже образовался определенный круг людей, которые, поверив моему вкусу, сами покупают рекомендуемую мной литературу, или я им высылаю (читай – дарю) её. Это не только тешит самолюбие, но и заставляет самому держать высоко планку любви к хорошей книге, и ещё – всё это занимает значительную нишу в моей духовности.

       В последнее время созрел для перечитки классической литературы. Вначале перечитал прозу А.С. Пушкина: от «Повестей Белкина», «Дубровского» и «Пиковой дамы» до «Капитанской дочки» и «Путешествия в Арзрум». Признаюсь – впервые (!) прочитал «Пиковую даму». Насладился стилем произведений, построением сюжета, законченностью и глубокой лаконичностью фраз, мыслей. Какой нужен талант, чтобы так писать!

       Мои папа с мамой давно отдали мне свой шеститомник А.С. Пушкина издания 1948-49 годов, т.е. он - мой ровесник. Говорят, что это собрание сочинений самое полное из всех, ранее и позднее вышедших в нашей стране. Надо бы перечитать его шестой том, самый объемный (около 800 страниц), где помещены его статьи, заметки и наброски. Помещённый там самый большой исследовательский материал «История Пугачёва», написанный им по заданию самого Императора, я давненько читал, но надо бы восстановить его в памяти. Да и другие материалы публицистического плана тоже интересны.

       Кроме того, второй десяток лет ждут на полках своего прочтения две интересные книги-фолианта: исследования-комментарии к «Евгению Онегину» Юрия Лотмана – блестящего исследователя русской литературы и уникального специалиста в области теории культуры, и видного писателя русского зарубежья Владимира Набокова. Если честно, то прочтение этих исследовательских материалов вызывают некий трепет у меня – осилю ли, хватит ли общей литературно-нравственной подготовки, чтобы всё правильно понять и оценить.
 
       Кстати, такой же трепет у меня вызывает – вот уже много лет – боязнь подступить к изучению (именно – изучению, а не прочтению!) Ветхого Завета. До этого многих трудов стоило осилить Новый завет, который я начинал много раз, и много раз бросал. Но всё же я осилил его. Но Ветхий Завет не только по объему в несколько раз превышает Новый, но и по своему смысловому содержанию много сложнее.

       Я даже купил толстенную книгу – выдающийся труд известного русского дореволюционного библеиста профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии Александра Лопухина по Библейской истории Ветхого и Нового Заветов. Но очередная попытка – прочесть Ветхий Завет с использованием его толкования Лопухиным, предпринятая в начале этого года, тоже не увенчалась успехом – далее первого листа работа не продвинулась, пришлось отложить. 

       Пытался записывать в тетрадку возникающие при чтении вопросы, но вот парадокс – вопросов оказалось больше, чем самого прочитанного текста.  До меня пока не доходит, как люди умудряются не только постигнуть смысл прочитанного, но и держать в голове основные его постулаты. Я просто не приемлю начётничество: бездумное чтение малопонятного текста, без его осмысления. А эта книга никак не подпадает под известные мне стили, жанры, несет иную, малопонятную мне, смысловую нагрузку. Надо бы к концу года возобновить эту попытку. Есть ещё одна надежда – встретить где-нибудь материал, позволяющий доходчиво объяснить все скрытые от меня и неизвестные мне тайны Завета.

       Так уже было. Вот один из последних примеров. Меня давно интересовала личность и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, тайные пружины его поэзии, его духовная составляющая. Его внешняя мрачность, нелюдимость, снисходительно-насмешливое отношение к окружающим, демоническое отношение к слабому полу, его таинственные предчувствия и роковые предвидения, ожидания смерти. И всё это, так или иначе, отраженное в его удивительном творчестве.

       Воспоминания школьного преподнесения и восприятия его творчества в годы моей учебы были туманны и невразумительны, а вот встречавшийся в зрелой жизни разного толка окололитературный материал, его стихи, комментарии на них, рассказы моей дочери об изучении его творчества в период её учёбы на филфаке пединститута, материалы курсовых и дипломных работ её однокашников, посвященные его творчеству, - всё то подогревало мой давний интерес к Лермонтову, некоторые исследователи творчества которого ставили его даже выше А.С.Пушкина.

       И вот недавно нахожу в книжном магазине исследование Валерия Михайлова «Михаил Лермонтов. Роковое предчувствие», из серии «Лучшие биографии». Очень внимательно и медленно, с карандашом в руках и с большим наслаждением я прочитал эту книгу, на оборотной стороне корочки которой было написано:

       «Прошло ровно 170 лет с того дня, как на склоне горы Машук в Пятигорске был убит великий поэт, навсегда унеся с собой тайну своей жизни и смерти. Ему не исполнилось тогда и 27. Лермонтов предсказывал свой скорый конец, видел вещие сны.

       Гибель двух величайших русских поэтов, Пушкина и Лермонтова, случившаяся чуть ли не подряд, с разницей всего в четыре года, - разве она не была страшным знаком для всей страны? Поэт – сердце нации, её символ. Когда убивают поэта, попадают в самое сердце народа. И разве до сих пор не идёт, не продолжается то, что, казалось бы, так очевидно прочитывалось в этих двух событиях, - размышляет автор книги, обращаясь к биографии и творчеству русского гения, полных загадок и предзнаменований».


       Книга прослеживает судьбу поэта на фоне его творчества, – поразительного и ни на кого не похожего – тайну которого он унёс с собой. Так скрупулёзно, и с такой любовью, нежностью В. Михайлов ведёт читателя по закоулкам души и духа великого поэта, что многое, вроде бы, становится понятным. А, в итоге, в читателе остается великая тайна жизни и смерти самого загадочного гения русской литературы.

       Автор оставляет под  конец одно из самых глубоких и замечательных суждений о М.Ю.Лермонтове, которое принадлежит перу поэта и мистика Даниила Андреева, оставленное в его известном произведении «Роза мира». Вот некоторые цитаты из него:

       «…Миссия Пушкина, хотя и с трудом, и только частично, но всё же угадывается в человеческие понятия; по существу она ясна.
Миссия Лермонтова – одна из глубочайших загадок нашей культуры…

       …Оборвалась недовершённой миссия того, кто должен был создать со временем нечто, превосходящее размерами и значением догадки нашего ума, -  нечто, в самом деле, титаническое.

       Великих созерцателей «обеих бездн», бездны горнего мира и бездны слоёв демонических, в нашей культуре я до сих пор знаю три: Иоанн Грозный, Лермонтов и Достоевский. Четвертым следовало бы назвать Александра Блока, если бы не меньший, сравнительно с этими тремя, масштаб его личности…».


       И, конечно же, одновременно с изучением литературной биографии поэта возникло желание перечитать некоторые его произведения, прежде всего, поэмы и прозу, благо библиотеку свою я не так давно пополнил четырехтомником Лермонтова.

       И вот прочитаны основные его поэмы: «Демон», «Мцыри», «Песня про…купца Калашникова», «Беглец», «Сказка для детей», «Кавказский пленник», «Сашка». А также драма в стихах «Маскарад», которую, к своему стыду, раньше тоже не читал. Как всё же здорово в зрелом возрасте перечитывать классику.

       Нет, всё же нужно много пожить на белом свете, чтобы по достоинству оценить всю мудрость и красоту строк, все краски поэзии и прозы наших великих классиков. Только что закончил «Героя нашего времени», на очереди «Княгиня Лиговская» и «Вадим». Какие мудрые мысли иногда поражают своей остротой, точностью, парадоксальностью. Вот пара блестящих цитат из «Героя…»:


       «…Нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чём-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предубеждения, очень оригинален; чтобы выучиться их диалектике, надо опровергнуть в уме своём все школьные правила логики…

       …С тех пор, как поэты пишут и женщины их читают (за что им глубочайшая благодарность), их столько раз называли ангелами, что они, в самом деле, в простоте душевной, поверили этому комплименту, забывая, что те же поэты за деньги величали Нерона полубогом…».


       Ну, а семистишье из начала поэмы «Сашка», которое меня поразило своей остротой и абсолютной актуальностью, я вообще поместил в качестве эпиграфа к своим «Зарубкам…».

       Давно держу в уме желание глубже заняться творчеством Н.В.Гоголя, затем А.П.Чехова. Надо бы перечитать кое-что из Л.Н.Толстого, прежде всего его «Исповедь», сравнив затем её с «Исповедью» Ж.Ж.Руссо. Боюсь подступаться к Ф.М.Достоевскому, а надо. К стыду своему, с его творчеством больше знаком по кинофильмам, сам прочитал лишь некоторые его миниатюры («Бедные люди» и т.д.), да роман «Бесы», который тоже, кстати, неплохо было бы перечитать.

Продолжение:http://www.proza.ru/2016/08/12/971