Я видел Остапа Сулеймана Бендера у нас в столовой

Ворошил Климов
   Этот  случай, для кого - то покажется мало реалистичным, но это было, было наяву, во времена развитого общественного питания, когда порция печени стоила десять  копеек, а сметану разводили кефиром,  а не водой из водопровода.  Последнее относится к более поздним временам, когда поняли что и кефир денег стоит, в отличие  от воды.

Когда бываю, голоден, я часто вспоминаю те времена развитого общепита,  и проглатываю слюну, я вспоминаю времена, когда  на семьдесят  копеек, можно было, прилично покушать, а на  один  рубль, -  наесться.
Но никогда не забуду наглядного урока, как можно было объесться за пять копеек.  Думаете, что такого быть не могло, а вот было.

Это был  полет фантазии, а для нас, как  зрителей, -  открытый урок, возможности психологического воздействия человека,  на  людское сообщество, в виде работников общепита.

Как сейчас помню ту столовую,  как сейчас  помню струю  очереди к  прилавку раздачи блюд из второго, первого и третьего. А чтоб очередь не стояла хаотично,  нужно было пойти по направляющему коридору, ограниченного стеной  здания  и стенкой из металлических  кружев. 

А что не попадает под ограждение, это зал с  расставленными столы, между которыми время от времени снует уборщица с тележкой, в которую составляет использованную посуду со столов,  подчищая столы тряпкой.

Именно так:
Направляющий  коридор.  Меню в начале прилавка, напротив стол с разносами. Вилки ложки. Печень, шницель, биточки, зразы  с гарниром на выбор.  Молочный суп, борщ. Чай, компот, кисель. Сметана, салаты. Хлеб, булочки.  Касса с дубликатом  меню обращенного к клиенту. Рассчитался, вышел в зал, и кушайте на здоровье.

К раздаточному прилавку  подходит клиент. Клиент  как клиент, только глаза несоизмеримо большие  и какие - то прозрачные как стекло.  Второго блюда не берет, а у первых блюд долго разбирается закладкой молочного супа.               

- Что у вас заложено в молочную основу, - спрашивает клиент. – Мне нужна меленькая лапша,  но,  ни в коем случае не пшено, от которого у меня несварение в желудке, - поясняет клиент.

-  Сегодня,  как по вашему заказу, молочный суп сварен именно на мелкой лапшичке,  - парирует работник  прилавка. И черпаком наполняет чашку порцией молочного супа.

Клиент опускает ложку в порцию супа, вылавливает  из молочного бульона лапшу. Всматривается  на,  свисающие с ложки, лапшинки.

- Вроде крупновата…,   ладно налейте  полпорции.

Подойдя к напиткам, клиент заказал чай без  сахара. Собрался консилиум, по какой  цене двух копеечный чай сахаром, продать без сахарного содержания.  Решили  продать за копейку, на что клиент был не согласен.

- Больше  половины копейки ваш чай не стоит, - назначил свою цену клиент.

- Возьмите два стакана на копейку, нет номинала  полкопейки.

- Вы что утопить меня хотите в двух стаканах кипяченой воды, закрашенной сахарной карамелью? Ладно,  прощаю вам половину копейки. Беру один стакан.

К кассе он вышел с половиной порции молочного супа за четыре копейки, и чаем без сахара, ценой в одну копейку. Итого: пять копеек.

Выйдя в зал для приема пищи, парень со стеклянными глазами,  выбрал стол, с еще не убранной использованной посудой. Разместившись за столом,  он поставил однокопеечный  чай, в чашку, использованную предыдущим обедающим, и занялся трапезой.

- Почему он чай в грязную тарелку поставил? - недоумевает очередь.
 
- Законы физики знать надо, металл тепло у чая забирает, - рассудил "ботаник".

"Стеклянный глаз" не поглощал пищу, он вкушал свой молочный суп, наслаждаясь вкусом, каждой  поглощаемой  лапшинки.   Он,  кажется, ждал, когда лапшинка из ротовой полости  пройдут по пищеводу до желудка.

Но на самом деле "Стеклянный глаз" ждал иного. Он ждал уборщицу с тележкой, в которую составляет использованную посуду со столов,  подчищая столы тряпкой.
И вот подходит к столу уборщица, убрала со стола использованную посуду, вместе с размещенным,  в одной из чашки, стаканом  чая за одну копейку. Прошлась по столу тряпкой,  и собралась катить тележку к следующему неубранному столу.

И тут клиент со стеклянными глазами взревел. О какое у него большое ротовое отверстие!

- Воры!!!  Не побрезговали даже одной копейкой!  Вы украли у меня чай!
Уборщица оборачивается.

- Заберите свой чай, голос у уборщицы дрожит.

- Я не возьму этот чай, он залапан вашими липкими ко всему чужому, руками.  Вы ранили своим поступком, мою чистую душу. Требую материальной и моральной компенсации.  Пригласите мне вашу заведующую, я хочу посмотреть ей в глаза. И пусть захватит  «Книгу жалоб и предложений»

Тут высыпали в зал все работники столовой, готовые отстоять свой коллектив, и если понадобится, заступиться за заведующую. Пришла и заведующая, - вот такая вот толстая женщина, с «Книгу жалоб и предложений», прижатой к  груди.

- Вы только  жалобы не пишите, у нас их так много, боюсь,  ваша жалоба может оказаться последней для нашего коллектива, - умоляет  заведующая, обиженного, клиента, получившего материальный и моральный ущерб, на территории управляемой этой толстой тетей.

- Ну, если вы удовлетворите мой материальный и моральный ущерб, я в «Книгу жалоб и предложений» и благодарность могу написать, которая перекроет все предыдущие жалобы.

И тут накрыли  обиженному клиенту стол, не просто стол, а  "свадебный" стол, только без невесты. Чего на этом столе не было и  съестное и спиртное.

И благодарность в «Книгу жалоб и предложений»  появилась.  А через месяц вымпел «ПОБЕДИТЕЛЬ  СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ»  в зале повесили.
 А к плакату - «ХЛЕБА К ОБЕДУ В МЕРУ БЕРИ, ХЛЕБ НАШЕ БОГАТСТВО ИМ НЕ СОРИ»,  еще плакат повесили - «У НАС САМООБСЛУЖИВАНИЕ, ПОКУШАЛ,  УБЕРИ ЗА СОБОЙ ПОСУДУ»

А уборщицу с зала убрали, нечего чужие  чаи воровать. Посуду стали убирать за собой, клиенты точки общепита.  Обедать стали  за столами усеянного крошками хлеба. При этом выбирали стол, на котором нет пролива от борщей или чаев.

Прошу не воспринимать сей рассказ как руководство к действию.  Повторение  описанного действия опасно для здоровья.  Можно «Книгой жалоб и предложений» и по голове получить. И не только книгой, и не только по голове.