За клюквой

Татьяна Чуноярочка
Зарисовка.

      Начало сентября, пора сбора поспевшей клюквы. Бабье лето порадовало жарой, листья на деревьях пожелтели и падали от дуновения ветерка. Возили меня на болото не один десяток лет, но мне захотелось добраться на двухколесном транспорте и испытать небольшой экстрим.
"До него километров семь, не так далеко, доеду быстро", - подумала я. Но когда добралась до дороги идущей в поселок,  огорчилась: на ней оказалось много гравия, и на велосипеде с узкими колесами, не проехать. Решила продолжить путь по лесной параллельной дороге.
      Но и тут меня ждало разочарование: лесовозы взрыхлили песок так, что по ней пешком идти было невозможно, не то что ездить. Задалась целью набрать ягоды... и возвращаться не хотелось. Приняла решение идти к дороге, расположенной вдоль болота. Нужно пройти через лес, места знакомые - блудить негде.

      После пожара в бору от лесной подстилки почти ничего не осталось. Большие сосны сохранились и чернели стволами, но верхушки зеленели, значит - живы. Мелколесье имело жалкий вид - торчали черные и тонкие обгоревшие стволики,  и смотреть на все это было печально. Встречались высохшие и сморщенные грибы, а другие не выросли, долго стояла сушь без дождя. Утреннее солнце пригревало, комары и мошкара не летали, что радовало, легкий ветерок обдувал разгоряченное лицо.
      На черном взгорке увидела рыжего зайца, он поднял уши, прислушиваясь. Тут  Марго учуяла косого и рванула за ним... Издали увидела, что заяц сначала пробежал прямо, а потом резко подпрыгнул и скакнул в сторону на несколько метров, скрывшись в горельнике.
Собака никогда не видела зайцев, только облаивала белок и бурундуков. След она потеряла и стала бегать вокруг, так и не унюхав добычу - не могла понять куда он исчез... Поднимала голову, заглядывала на верхушки небольших и обгоревших деревьев.
Я рассмеялась и пожурила её:
- Марго, зайцы на деревья не лазят, это тебе не белки...
Развеселила меня собака своей неопытностью.

        Лесная дорога шла вдоль болота, я села на велосипед и покатила дальше. Здесь огонь не тронул сосновый бор и радовал своей красотой, всюду витал запах смолы.
Вспомнила знакомые местечки, где ходила и собирала боровики, бродя по взгоркам, а позже красную бруснику... В урожайные годы набирали не по одной корзине грибов. Марго бежала недалеко от меня, высунув язык, страдая от жары. Незаметно доехала до дороги, что вела к реке Чуне.  Марго, учуяв воду, свернула к реке,  я не стала её ждать и продолжила путь, до поворота к болоту оставалось метров сто.
Подумала:- "Найдет меня по следу..."
 Не хотелось терять драгоценное время.
         За мелколесьем  увидела знакомое местечко: на полянке поднимались толстые сосны, сияли золотом высокие стволы, а за ними простиралось зарастающее болото с небольшими корявыми соснами. На карликовых березках желтела последняя листва, а дальше, на высохшем местечке, высился лес: поднимались кедры вперемешку с соснами и березами.
         Остановилась в местечке напротив тропы, что вела вглубь болота, спрятала транспорт в мелколесье, подальше от людских глаз, и стала ждать Марго. Но её не было. Решила покричать, поднявшись на возвышенность, стала свистеть, громко и протяжно звать. Прислушалась. Стояла  тишина, наверное, через мелколесье звук не проходил...

    Только дятел гулко стучал по сухостою, да редкие пташки попискивали. С собакой надежней ходить - залает на людей и предупредит о опасности, если встретится зверь.
Переобулась в резиновые сапоги, закинула рюкзак на спину и двинулась в путь по протоптанной тропинке во мху. У края болота мох бордовый и на нем лежала темная и мелкая клюква. Под ногами он пружинил,  чавкала вода. Свежих следов человека не виделось - это порадовало. Год на клюкву оказался неурожайный, так что с этой удачи могла набрать много ягод - это не по оборышам собирать по ягодке.
      Болото было совсем небольшое, и раньше, на середине, находилось небольшое озерцо. А через несколько десятков лет его затянуло и можно перейти, только под моей тяжестью покачивалась мягкая подушка и ноги утопали в воде. Как-то жутковато стало идти. Решила остановиться ближе к лесу, где на открытых местах стояли кучками карликовые березки и на мху россыпью алела клюква. Голубичник с красными листочками радовал глаз, но ягод на нем не было. Я все надеялась, что Марго меня найдет, и с ней будет спокойно и не так страшно. Но она не появилась...

      Рюкзак я повесила на тонкую березку, чтобы не потерять. Только стала собирать клюкву, как вылетела мошкара из мха. Спасла шляпа с сеткой и мазь. Раньше мы собирали ягоды по первым заморозкам, когда ягода была бордовой. Идешь по болоту, а мох замерший, мошек уже не видно. Но проходишь несколько часов, солнце нагреет мох, и они роем  закружатся возле нас. Мороз им нипочем.
Людей тогда порядочно собиралось, ходили друг за другом, собирали по ягодке. Надавишь на моховую кочку, а там остались спрятавшиеся ягоды.

      Солнце припекало. Жажду я утолила водой, что с собой взяла. Ела и клюкву, она уже не была такой кислой, наоборот, сластила,  но после нее не хотелось пить.
За сбором ягод время пролетело незаметно, набрала ведерко и решила, что мне хватит, еще и своих угощу. Когда дошла до велосипеда и поехала назад, внимательно смотрела на дорогу - нигде не было видно следов собаки. Появились они у того места, где Марго убежала на речку. Наследила много, видно искала меня... да так и не смогла найти. А по следу велосипеда не пошла, глупенькая. А я то думала, что она  умная, раз уже зверье облаивает.

      Подъехав к дому, увидела Марго, она лежала у калитки, высунув язык. Устала, набегалась, ждала хозяйку, обрадовалась, увидев, завиляла хвостом, виновато глядя. Отругала я её, что меня одну оставила, и она, понурив голову, зашла во двор, видно поняла, что виновата. С тех пор никогда не оставляю собаку в незнакомом месте.

Личное фото.