Иуда. Анатомия предательства

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в Книге, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!
          
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



В мировой литературе едва ли сыщется другой столь же одиозный персонаж. Само имя апостола-отступника давно означает предательство, а знаменитый поцелуй Иуды символизирует глумление и вероломство. Отчего же судьба этого хрестоматийного антигероя продолжает привлекать внимание пишущих и читающих?

Возможно, причина неослабного интереса кроется в том, что новозаветный Иуда не похож на традиционного гнусного злодея: все, что он делает, все, что о нем известно или опущено, буквально все – противоречиво и странно.

В самом деле, черные мысли посещают предателя задолго до рокового дня (впервые Спаситель предупреждает апостолов, что один из них – дьявол, после чудесного кормления 5000 изголодавшихся единомышленников*). Много месяцев этот закоренелый негодяй вынашивает свои коварные планы, но раскаивается на удивление быстро – спустя несколько часов после ареста Учителя. Впечатляет и сила раскаяния – христопродавец отвергает не только полученное вознаграждение, но и самою жизнь.

Евангелист Иоанн зовет его вором** и получается, что благочестивая община во главе со всеведущим Равви доверила свои денежные средства заурядному жулику. Однако, никаких примеров воровства автор не приводит. Иоаннов «вор», напротив, печется о доходах общины и положении нищих, когда возмущается расточительством Марии, вылившей драгоценное миро на ноги Иисуса***.

--------------------------------------------------------
           *«Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде
                Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати» (Ин 6:70-71)
          **«Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе
                денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин12:6)
        ***«Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего
                бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? (Ин 12:4-5)
                Негодование Иуды разделяли и другие ученики:
                «Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы
                продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее»  (Мк 14:4-5)
--------------------------------------------------------


Иуда и на предательство-то решается под влиянием этого справедливого негодования: мало того, что преданная ученица Иисуса бесцельно и аморально* растратила огромные по меркам общины ценности**, - так еще и сам Учитель одобрил ее порыв***. Его слова «Что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете» (Мф 26:10-11), право же, могли шокировать того, кто некогда внимал совсем иным речам****.

И вот разочарованный, негодующий апостол выступает против своего Наставника, но его мотивы и поступки темнЫ. Если все дело в идейных разногласиях, то идейному борцу не пристало требовать награду*****. Если он – банальный корыстолюбец, то давно сбежал бы с казною общины******. Если же он сводил с Равви личные счеты, то отчего вмиг раскаялся в содеянном?..

--------------------------------------------------------
               *В столь неумеренном возлиянии миро, вызванном поклонением, можно усмотреть элементы культа,
                то есть нарушения первой и второй заповедей Моисея («да не будет у тебя других богов пред
                лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на
                земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им....» Исх 20:3-5)
            **На триста динариев можно было накормить несколько сот бедняков.
          ***Еще непригляднее выглядит эта сцена у Луки: благочестивый Равви возлежит на ложе, пьет, ест и
                беседует, а у его ног, словно у подножия идола, весь вечер ползает экзальтированная женщина 
                («она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги»). И кроткий Господь весь
                вечер благосклонно взирает на это!
        ****«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
                Блаженны плачущие...Блаженны кроткие...Вы - соль земли... Вы - свет мира...» (Мф 5:3-5,13,14)
                «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых...» (Лк 14:13)
       *****«и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников»   
            (Мф 26:15)
     ******В его денежном ящике порой накапливались суммы, значительно превышавшие злополучные 30
                сребренников:
                «Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев 
                на двести и дать им есть?» (Мк 6:37)
--------------------------------------------------------


Этими вопросами странности Иуды не исчерпываются. Совестливого душепродавца окружают не менее странные фигуры. Вспомним, к примеру, как реагируют верные спутники Христа на ошеломляющее известие о предателе и предательстве.
Вначале взволнованные апостолы наперебой требуют у Учителя назвать имя отщепенца:

     «Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам,
       что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли,
       Господи?» (Мф 26:20-22)
     «И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает» (Лк 22:23)

Страсти накаляются и кажется, что предателю несдобровать. Не тут-то было! Стоило скорбному Наставнику указать ренегата, как буря мгновенно стихает.

     «При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал... И, воспев,
       пошли на гору Елеонскую» (Мф 26:25-30)
     «Иисус отвечал: тот,
       кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после
        сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из
        возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему» (Ин 13:26-30)

Успокоившиеся апостолы мирно дожевывают хлеб, допивают вино и, распевая псалмы, дружно направляются в Гефсиманию. Идиллия! А в это время их предприимчивый собрат, воспользовавшись удобным случаем, уже поднимает «группу захвата». Нельзя упускать подходящий шанс: ночь, уединенное место – именно то, чего добивались в совете первосвященники*.

Правда, такие шансы выпадали фарисеям регулярно и они почему-то ни разу не смогли воспользоваться ситуацией. Еще в Галилее, после субботнего исцеления сухорукого еврея в синагоге, святоши пытались погубить Иисуса**. Позднее в Иудее на него охотился Ирод***. Затем его объявляли в розыск в Иерусалиме**** ...
Казалось бы, задержать возмутителя спокойствия не составляет труда: в Галилее Иисус подолгу, не скрываясь, жил в Капернауме, а в Иудее постоянно ходил ночевать в Вифанию. Но всякий раз, когда тучи сгущались над его головой, он заранее узнавал об опасности и ускользал от врагов.

--------------------------------------------------------
            *«и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник,
                чтобы не сделалось возмущения в народе». (Мф 26:3-5)
              «Они обрадовались и согласились дать ему денег; и он обещал, и искал удобного времени, чтобы
                предать Его им не при народе». (Лк 22:5-6)
          **«Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его» (Мф 12:14)
        ***«…выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя». (Лк 14 31)
      ****«Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы,
                дабы взять Его». (Ин 12 57-58)
--------------------------------------------------------


Если бы его действительно выручал дар предвидения*, первосвященникам не помогла бы даже «пятая колонна» в окружении Иисуса. Да и сама «колонна» никогда не решилась бы на предательство, если бы свято верила в провидческие способности Учителя**.

Следовательно, ни жрецы, ни Иуда не признавали Иисуса пророком, прорицателем, тем более – Сыном Божиим. С их точки зрения, Иисус был одним из множества бродячих проповедников, волхвов, колдунов и демагогов, которые блуждали по городам и весям Израиля, «смущая» народ своими призывами и обличениями. Нередко их подрывная агитация перерастала в мятежи и смуты, поэтому следовало пресекать ее самым суровым образом.

--------------------------------------------------------
                *Еще пророк Елисей легко предугадывал все, что замышлял против него царь:
                «он сказал старцам: видите ли, что этот сын убийцы послал снять
                с меня голову?
                Смотрите, когда придет посланный, затворите дверь и прижмите его дверью» (4 Цар 6:32-33)
            **По этому поводу Цельс пишет об учениках Иисуса: “Если Он заранее назвал того, кто Его предаст
                и кто от Него отречется, то как же это они не испугались Его, как Бога, и не отказались от
                мысли предать Его и отречься от Него?
                А между тем они предали Его и отреклись от Него, нисколько о Нем не думая [...]. Следовательно,
                это не могло произойти после Его предсказания — это невозможно, а раз это [все же] произошло, то
                [этим] доказано, что предсказания не было.” (Цельс у Оригена. — Orig.CC.II.18-19).
--------------------------------------------------------


Сложность состояла в том, что арест популярного проповедника мог сам по себе спровоцировать народные выступления и приходилось действовать очень аккуратно («только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе»). В этом смысле ночной Гефсиманский сад действительно был подходящим местом для скрытного ареста*. Но вот вопрос: зачем проводить скрытный арест смутьяна, если затем его выведут на публичный суд и казнь? Не странно ли, что осторожные первосвященники, так опасавшиеся народного гнева, настаивали на публичной казни своего популярного недруга как раз в канун важнейшего иудейского праздника – Пасхи – когда в Иерусалиме скапливалось огромное количество паломников и вероятность взрыва резко возрастала? Куда благоразумнее было бы похитить Иисуса и продержать в застенках (как ранее Ирод поступил с Предтечей) до окончания праздника или арестовать его уже после Пасхи.

Для завершения картины можно напомнить о непоследовательности самого Спасителя накануне предательства:

              • он недвусмысленно заявляет о предательстве, но упорно не желает называть имя предателя, предпочитая
                всяческие намеки и косвенные указания («тот, который…», «рука того, кто…»).
              • Иисус предлагает всем своим сторонникам вооружиться, словно намерен воспротивиться аресту,
                неотвратимость которого сам же предсказал. К тому же, вооружаясь и готовясь к борьбе, он
                ограничивается двумя мечами, хотя с таким снаряжением всякое сопротивление бесполезно и
               самоубийственно**.
             • в момент ареста Равви позволяет своим друзьям применить оружие, хотя это может стоить им жизни,
                и тут же велит прекратить сопротивление***.

--------------------------------------------------------
                *Еще удобнее было бы захватить его непосредственно на «конспиративной квартире» во время 
                тайной вечери: нет посторонних, можно взять сразу всех мятежников, никому не удастся
                скрыться. Но Иуда почему-то дает собратьям покинуть дом, рискуя при этом упустить Иисуса.
              **«Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, 
                продай одежду свою и купи меч» (Лк 22 36-37)
                «Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно». (Лк 22 38)
              ***«Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один
                из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо». (Лк 22 49-50)
                «Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его». (Лк 22 51)
                «Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне
                Отец?» (Ин 18 11-12) 
--------------------------------------------------------


Итак, предатель не похож на банального вора и/или стяжателя. Его Учитель, терзаясь, сам идет навстречу палачам и увлекает за собой ближайших друзей. Последние беспечно отмахиваются от тревожных ожиданий и угроз. Осторожные заказчики расправы то медлят, то отчаянно рискуют...

Все эти странности, противоречия и несообразности поневоле настраивают на скептический лад в отношении традиционной трактовки событий, связанных с изменой Иуды.

Из сказанного вовсе не следует, что евангельская история предательства вымышлена от начала до конца. Слишком уж это противоречит культурной памяти народов, запечатлевших, сохранивших и распространивших ее по странам и континентам.
Между двумя крайностями безоговорочного признания и полного отрицания остается простор для аргументированной интерпретации (если, конечно, пожертвовать догмами и несущественными деталями ради восстановления целостной картины).


ДВОЙНОЕ  ДНО:  ИЗМЕНА  С  ПОДМЕНОЙ

Слово «предать» весьма популярно у авторов Нового Завета, но порой они вкладывают в него разный смысл, зависящий от контекста. Нетрудно выделить в Библии два основных значения этого слова.
Первое значение - совершить предательство – более привычно для современного слуха. Употребляя слово в этом значении, Писание указывает только субъект и объект действия (кто предал кого) *.

Второе, менее частотное значение слова «предать» - отдать, передать что-либо (слово, учение, человека…) кому-либо (ученикам, врагам…) и/или для чего-либо (для поучения, во искупление, для осуждения…)**.

И вот именно такую, вторую грамматическую конструкцию (кто предан кому и для чего) постоянно употребляет Иисус, предрекая свою гибель:

        «Сын Человеческий предан будет первосвященникам и
           книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие»,
        «через  два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие», «ибо предадут Его язычникам, и
          поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его»

Но ежели так, ежели иисусовы пророчества аналогичны по форме другим выражениям, в которых смысл слова «предать» совершенно очевиден («Все предано Мне Отцем Моим» Мф 11:27, «предавший Себя для искупления» 1Тим 2:6 и т.д.), следовательно, Иисус ПРЕДУПРЕЖДАЕТ НЕ О ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ, а о том, что его ПЕРЕДАДУТ язычникам***. 

--------------------------------------------------------
                *«и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф 26:16)
                «и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Мф 26:21)
               **«не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки
                Римлян». (Деяния 28:17)
                «Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие» (Мф 27:26)
                «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23:46)
           ***Из приведенных примеров видно, как постепенно обрастает деталями грядущая казнь Сына
                Человеческого, однако, он и в наиболее подробных пророчествах по-прежнему ничего не говорит
                о предателе и предательстве.
                Он даже не говорит, что его предаст человек.
--------------------------------------------------------


Кто же способен ОТДАТЬ Сына Божия в руки человеческие? Вероятно, Тот, кто вершит судьбы мира, Тот, кто предуготовил такое развитие событий. «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению», - пророчествует Исайя о будущем Спасителя и Предавшем его Отце (Исаия 53:10). В Послании к Римлянам сам апостол Павел авторитетно подтверждает, что Бог-Отец предал своего Сына за всех нас:

    «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но ПРЕДАЛ Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?»  (К Римлянам 8:32)

Таким образом, весь библейский контекст свидетельствует, что пророчества Иисуса подразумевают лишь ПЕРЕДАЧУ Божественным Отцом своего Сына в руки человеческие на страдание и погибель.

Тема предательства, измены возникает позже - только в канун смерти, на тайной вечере. Ночью в большой, устланной горнице Сын Божий впервые заговорил об измене и в конце концов изобличил предателя.
Незадолго до этого Иуда посетил первосвященников и предложил «сдать» им Учителя. Теперь планы злодея становятся известны членам иерусалимского Совета (в том числе, возможно, Иосифу Аримафейскому и Никодиму) и кто-то из них предупреждает Наставника об опасности.

Предположить это вполне резонно. Не раз и не два Иисус своевременно узнавал о заговорах против своей особы. Так вышло в Галилее, когда фарисеи сговаривались погубить его*. Так произошло в Иудее, когда Ирод захватил Иисусова учителя – Иоанна Крестителя и позднее, когда Иисус воскресил Лазаря**. Так случилось и у Галилейского моря, когда на Иисуса покушались его же единомышленники***.

--------------------------------------------------------
                *«Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав,
                удалился оттуда» (Мф 12:14)
                «Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы
                погубить Его. Но Иисус с учениками Своими удалился к морю» (Мк 3:6-7)
              **«Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею» (Мф 4:12)
                «С этого дня положили убить Его. Посему Иисус уже не ходил                явно между Иудеями,
                а пошел оттуда в страну близ пустыни» (Ин 11:47-53)
            ***«Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на
                гору один» (Ин 6:15)
--------------------------------------------------------


Вряд ли Спасителя выручала сверхъестественная прозорливость, поскольку в других случаях она не проявляла себя (например, в его родном городе Назарете односельчане набросились на своего выдающегося земляка и едва не предали его смерти)*. Скорее всего, Христа всякий раз предупреждали его тайные сторонники и почитатели, участвовавшие в советах и/или заговорах. Подобные информаторы впоследствии оказывали аналогичные услуги и апостолу Павлу:

        «Итак ныне же вы с синедрионом дайте знать тысяченачальнику, чтобы он завтра вывел его к вам...
         мы же, прежде нежели он приблизится, готовы  убить его.
          Услышав о сем умысле, сын сестры Павловой пришел и, войдя в крепость, уведомил Павла»**(Деян 23:14-16) 

На тайной вечере Иисус, уже зная из своих источников о кознях Иуды, ловко оборачивает их в свою пользу. Время его пришло, роковая чаша наполнена до краев, остается только поднять ее и выпить, не расплескав***... Иисусу НУЖЕН злодей, Яго, и судьба сама помогает ему. Надо решаться. Посему Иисус объявляет, что должен возложить тяжкое бремя предательства на одного из присутствующих - «дабы исполнилось Писание». Апостолы, разумеется, приходят в ужас, но, по обыкновению, покоряются воле Учителя и тут же вступают в спор о вознаграждении****.

--------------------------------------------------------
              *«и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен,
                чтобы свергнуть Его» (Лк 4:29)
           **Некоторое представление о степени информированности руководителей христианской общины дают
                следующие отрывки из Писания:
               «Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома
                и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: 
                Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить 
               из цены земли?» (Деяния 5:1-3)
               «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно
                даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего».  (1 Кор 5:1)
         ***До этого момента Иисус полагался на предупреждения своих сторонников в совете. Однако, теперь, когда
                Иуда взял дело в свои руки, Христос уже не мог чувствовать себя в безопасности. Ему  оставалось
                либо вновь бежать из Иудеи, либо решиться на заклание…
       ****«Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?» (Мк 14:19) 
                «И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает. Был же и спор между
                ними, кто из них должен почитаться большим». (Лк 22:23-24)
--------------------------------------------------------


Дождавшись паузы, Наставник урезонивает соратников и останавливает свой выбор на… Иуде:

         «Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову
           Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
           Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.  А как у Иуды был ящик, то некоторые
           думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим»*
           (Ин 13:26-29)

Нам не дано вообразить, что творилось в душе Искариота, когда Равви вновь** явил ему свое превосходство. Сознаваться было уже поздно, отпираться – бесполезно. Оставалось завершить начатое…

За отсутствием фактов приходится лишь гадать о причинах, толкнувших Иуду на это злодеяние. Кому-то по вкусу зависть, кому-то – обида, а кому-то – разочарование***. (Леонид Андреев, например, усматривает главную причину в фанатичной любви апостола к своему Учителю. Дескать, кумир непогрешим и если он предсказал, что будет предан****, то надо исполнить его предвидение во что бы то ни стало). Наверное, доля истины есть в каждой версии: сопровождая Учителя, Иуда мог испытывать и любовь, и зависть, и обиду, и разочарование. Но на предательство его подвигло нетерпение*****. На эту мысль наводит красноречивая предыстория измены.

--------------------------------------------------------
                *В отличие от Иисуса ученики не ведали о преступных поползновениях Иуды и действительно
                не могли вникнуть в смысл повеления Учителя. К тому же они, вероятно, были изрядно навеселе
                после обильных возлияний.
                Только в таком состоянии можно было вообразить, будто Иуда ночью в разгар вечери вдруг решил
                заняться благотворительностью или закупками.
               **После гибели Крестителя Равви не без труда избежал козней Иуды, когда Искариот выдал его
                местонахождение людям, намеревавшимся «придти, нечаянно взять его и сделать царем».
            ***В Евангелии от Иуды поступок предателя объясняется так:
                «Иуда изменил Христу с добрым намерением, заметив, что его учитель собирается погубить 
                правду (то есть колеблется).  Князья мира (то есть дьявол) хотели остановить дело спасения,
                не допустив смерти Иисуса.  Иуда, знавший, что крестная смерть идет в пользу дела, разрушил
                ковы, предав Иисуса врагам его».
           ****Л. Андреев трактует слова «буду предан» как указание на предательство.
         *****Не деньги побудили Иуду продать Христа (в противном случае он не вернул бы их и не повесился).
                Пресловутые 30 сребренников были всего лишь способом завоевать доверие первосвященников.
                Представим, что приходит некто и предлагает: "Дайте мне отряд и я захвачу этого смутьяна".
                Конечно, такой тип покажется очень подозрительным: ему-то зачем рисковать? А вот такой
                вариант: "Дайте мне отряд, ибо хочу заработать" вызывает гораздо больше доверия.
--------------------------------------------------------



Вспомним, что сначала кто-то из своих выдает заговорщикам-радикалам местонахождение Христа и те пытаются поставить его вождем. Когда Иисус отказывается возглавить их боевые отряды, они устраивают ему публичную обструкцию. После случившегося он догадывается, что не все ученики лояльны, а один из них – предатель. Поведение Иисуса начинает меняться: он становится все более нерешительным, твердит, что не боится и готов пострадать за народ, но всякий раз уклоняется от возникающих угроз. Наконец, в Вифании Христос пренебрежительно отзывается о народе – о нищих, которых прежде превозносил. Его амбициозность вызывает возмущение Иуды. Вслед за тем Иуда отправляется к жрецам.

Конечно, рost et non propter*, но определенные предположения сделать все-таки можно. Скорее всего, Иуду давно мучило амбивалентное поведение Учителя, который говорил о справедливости, именовал себя Мессией и Сыном Божиим, но не предпринимал никаких мер к установлению этой справедливости – Царства Божиего – на земле Иудеи**. Страстный и нетерпеливый поборник всяческой правды пытается вынудить Мессию на активные действия, навязывая ему радикалов. Однако, Равви уклоняется от борьбы и насилия, а апостола зачисляет в разряд неверующих. Бездействие вождя тяготит Иуду, и он все больше сомневается в богоизбранности Иисуса. Чашу терпения переполняет высокомерие Учителя на трапезе в Вифании и беззастенчивое манипулирование апостолами на тайной вечере в Иерусалиме...

Отчего же раздражение, копившееся так долго, сменяется раскаянием в течение одной ночи***? Думается, решение Синода, а главное – поведение Иисуса на Совете, действительно потрясли Иуду. Предавая своего учителя, он вовсе не рассчитывал на смертный приговор, поскольку для такого исхода не было никаких оснований. Евангелисты Марк и Матфей утверждают, что судьям никак не удавалось доказать вину Иисуса, несмотря на всю их (по мнению евангелистов) предвзятость и настойчивость:

        «Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не
          находили.
          Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны»  (Мк 14:55-56).
       
--------------------------------------------------------
                *«После того не значит – вследствие того» (Лат.)
               **Нечто подобное, похоже, испытывал Иоанн Креститель, когда посылал спросить Христа: «Ты ли
                тот, который должен прийти, или нам ждать другого?» (Мф 11:3) 
             ***Психологический портрет Иуды нарисовать трудно из-за скудости данных. Однако, ход и исход суда
                были довольно предсказуемы. Основываясь на этом, можно пытаться представить  себе
                ВЕРОЯТНЫЙ ход рассуждений предателя.
--------------------------------------------------------

 
Судьба Иисуса решилась в тот момент, когда он прервал молчание и открыто провозгласил себя Сыном Божиим:

        «Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли  Христос, Сын
           Благословенного?
           Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках
           небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали
           богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти» (Мк 14:61-64)
       

Как раз такого поворота и не ожидал усомнившийся апостол. Подобно остальным ученикам, он упорно не понимал/не желал понимать, что Мессия, Сын Божий способен и согласен погибнуть от рук человеческих*. (Даже во время ареста соратник-предатель оставляет Наставнику шанс на спасение, что-то неслышно предлагая или о чем-то предупреждая его)**. Суд должен был окончательно разрешить сомнения, терзавшие Искариота:
• если Равви всего лишь человек, то под угрозой гибели он развенчает себя и сознается в своей смертной  природе. Синод, разумеется, накажет его за «смущение» народа, но не казнит***. Такой исход дела освободит  Иуду от чувства вины перед самозванцем.
• если Наставник все-таки единосущен Господу, то он смело подтвердит свои притязания на Царство и будет осужден Синодом за богохульство. Тогда перед лицом неминуемой смерти он будет вынужден явить миру свое могущество, посрамив фарисеев и книжников****. В этом случае измена Иуды приведет к торжеству Учителя и его  учения.   

--------------------------------------------------------
                *Не верит, что это случится, апостол Петр: «И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь
                милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф 16:22)
                А когда казнь все-таки произошла, общее разочарование учеников выразили Клеопа с
                товарищем: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со
                всем тем, уже третий день ныне, как это произошло» (Лк 24:21)
               **В знаменитом поцелуе Иуды не было никакой необходимости: пришедшие и так хорошо знали
                популярного проповедника. В крайнем случае Иуда мог просто указать на него рукой. Простое
                объяснение шокирующего поцелуя Иуды лежит на поверхности: Искариот хотел подойти к
                Наставнику вплотную, чтобы что-то сказать ему на ухо. Спросить, предостеречь, предложить
                – бог весть… Ясно только одно – эти слова не предназначались для чужих ушей.
             ***Проповедь Предтечи была резче, а популярность – выше, но Ирод не желал его смерти, даже несмотря на
                открытую критику царя и царицы.
          ****Язычник Цельс так изложил эту точку зрения в своем «Правдивом слове»: Какой разумный бог,
                или демон, или человек, предвидя, что с ним приключится такая (беда), не постарался бы, если
                бы он мог, уклониться, а не подвергнуться тому, что он знал заранее?"
--------------------------------------------------------


Однако, поведение Иисуса ставит Иуду в тупик: Равви бесстрашно объявляет себя Сыном Божиим, но покорно принимает оскорбления, унижение и смертный приговор! На глазах отступника вершится то, что Наставник предсказал еще по пути в Иерусалим! Так кто же он в конце-то концов?

Вконец запутавшийся апостол понимает только одно: по его вине Равви все-таки осужден Синодом и обречен на смерть. Искариот предпринимает отчаянную попытку спасти Учителя, убедить судей не отдавать его Пилату*, но все тщетно. Святоши встречают его ледяным равнодушием, и несостоявшийся антагонист Христа понимает: «Мавр сделал свое дело – мавр должен уйти».

--------------------------------------------------------
                *Иуда, возможно, присутствовал на совете в качестве «эксперта».

 
(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).