Не тропой единой

Наталья Айрумова
Буддийская  мудрость гласит: «Ни отец, ни мать, ни родные, ни близкие не сделают тебе так много доброго, как твой  ум, избравший верный путь». Но, как  показывает практика, для того чтобы последовать этому совету, человеку  необходимо, как минимум, принять буддизм. Однако мало кто в юности готов к столь кардинальным переменам, а  идти по жизни своим путем во все времена пытались многие. 
 
Вот и шестнадцатилетний Тургун Азизов, решая кем быть и что делать, практически самостоятельно вышел на свою единственную профессиональную тропу. Хотя  и его основательно «помотало» между развивающейся  техникой и пограничной службой, овеянной романтикой. Мало того, некоторое время юноша всерьез "рассматривал" предложение отца, мечтавшего увидеть любимое чадо в роли агронома-экономиста, так как в послевоенные годы это было очень актуально.

Но то ли силы воли у родителей не хватило, то ли уговоры школьных педагогов не подействовали, но всем этим пожеланиям не суждено было сбыться. К радости родителей  Тургуна их надежды в полной мере сумели  воплотить в жизнь его родные братья.  А пока он до поры до времени пребывал в нерешительности, вездесущий случай все-таки подстерег  начитанного старшеклассника, заставив всерьез  призадуматься не о "хлебной профессии", а о непредсказуемой сцене.


Тот кто рядом

А разбудил эти  судьбоносные мечты  умного юноши брат матери дядя Аброр,всемирно  известный драматический актер, исколесивший с гастролями множество  стран. Он частенько скрашивал своими  рассказами вечерний досуг родственников, добывавших  хлеб насущный земными профессиями, очень далекими от искусств. При этом желанный гость частенько в лицах изображал своих  коллег  или  делился впечатлениями о неожиданных встречах с народами, обитавшими на других континентах с удивительными обычаями и традициями, потрясающими воображение. Эти рассказы завораживали и взрослых и детей - ведь в середине прошлого века  мало кто мог этим похвастаться.

Сыграла определенную роль и дядюшкина племянница  как-то невзначай пригласившая Тургуна на  репетицию студенческого спектакля. Именно в тот  весенний вечер впечатлительный  юноша понял, что в нем начал просыпаться зов крови... И, вопреки мнению окружающих, однажды  ступив на актерскую тропу, он сможет  хоть на короткое время  побывать и инженером, и пограничником, и агрономом-экономистом. И даже, если очень повезет, побывать королем  и  императором. Ведь жизнь, судя по имени данному ему при рождении, обещала быть "долговечной". 


Кузнец по призванию

Но вот в самой ответственной роли  «кузнеца своего счастья» ему пришлось  выступить в самом начале пути  множество раз. И хотя  спустя  десятилетия в актерской среде многие считают, что в жизни Т.Азимову сказочно повезло, сам-то он твердо знает, что за все кажущееся везение ему пришлось заплатить немалую цену. К примеру, чтобы стать среди подростков совершенно  независимым, юноша всерьез занялся борьбой и вскоре вошел в молодежную сборную республики. 
 
А чтобы основательно влиться в студенческую среду театрально-художественного института, молодому абитуриенту пришлось изрядно попотеть за учебниками, и в результате строгая  приемная  комиссия, по достоинству оценив  знания абитуриента, рекомендовала его сразу на второй курс. Но этому помешал строгий  и  справедливый дядя Аброр, искренне считавший, что даже очень способному парню не помешает пройти целиком весь курс обучения.

Естественно, что со знаменитым родственником спорить никто не осмелился. Возможно, что сегодня такие методы воспитания многим юношам и девушкам,да и их родителям, покажутся чересчур жестокими, но игра,судя по результатам, стоила свеч...
   
Так уж вышло,– рассказывал Тургун Турсунович,- что уже со второго курса нас, студентов, стали  приглашать для участия в спектаклях самого главного  профессионального драматического театра страны. Конечно, роли поручали  очень маленькие, в основном же это была элементарная «массовка». Но даже находиться  рядом с мэтрами узбекской сцены народными артистами СССР Сорой Ишантураевой, Шукуром  Бурхановым, Алимом Ходжаевым, Наби Рахимовым  было для молодых,что называется, пиршеством души.

Да и бесценный опыт, приобретенный благодаря столь демократичному общению, вскоре пригодился при постановке сразу двух дипломных спектаклей «Коварство и любовь» Ф.Шиллера, в котором он сыграл свою первую роль Фердинанда, и «Дядя Ваня» по А.Чехову. В последствие одна из работ вошла в театральный репертуар.
 

Визитная карточка короля

Хорошо, когда молодое поколение точно знает на кого равняться в профессии.  В этом смысле Тургуну и его однокашникам сильно повезло - им Мельпомена  преподнесла сюрприз в виде самого знакового актера-наставника Аброра Хидоятова, уважавшего молодую поросль. В репертуаре этого признанного любимца публики было много ролей классического репертуара и одна из них -   шекспировский Мавр.

Впервые всемирно известный актер вышел на сцену в образе Отелло в трудном военном 1943 году, при этом он сумел до мелочей отработать роль трагического героя, заворожив зрителей четкой дикцией, особой пластикой и свободными  передвижениями по сцене. Кроме того, знаменитый А.Хидоятов умел как никто другой  очень выразительно  молчать на сцене и поэтому среди  коллег актеров он до сих пор считается «королем паузы».

Спустя десятилетия по мнению многих искусствоведов и театральных критиков, как постсоветского пространства, так и тех стран, где он побывал с гастролями, включая и туманный Альбион, именно Отелло является его визитной карточкой во всемирной  истории  драматического  искусства. К тому же, по  прошествии  лет, все они пришли к единому выводу, что переиграть или даже  повторить великого узбекского актера невозможно ни в одной из сыгранных им ролей.


Эффект сравнения

Но вот спустя годы Тургун Азизов, репетируя столь масштабную роль, не побоялся  опасного эффекта сравнения. И прежде всего потому, что  постарался «нарисовать»  своего великого Мавра совершенно другими красками. Ведь этот сложный мужской образ сопровождал актера на протяжении многих лет с тех пор, как он восьмилетним ребенком впервые увидел своего прославленного родственника в «Отелло». Да и в студенческие годы, внимательно наблюдая  за игрой других замечательных актеров - его кумиров, он постоянно попадал под магию роскошных шекспировских монологов.

Кстати и сегодня народный артист республики Т.Азизов, по-прежнему  искренне верит, что уважать и преклонять колени перед прославленными мастерами сцены, необходимо. Но вот целиком переносить их творческие наработки на современную почву – работа очень неблагодарная. Поэтому только спустя много лет после внезапной кончины А.Хидоятова, молодой человек наконец, отважился приступить к репетициям знаковой для него роли в спектакле "Отелло", который возобновил на сцене узбекского театра народный артист СССР, вахтанговец Е.Симонов.

Ему очень повезло с самого начала работы на театральных подмостках с талантливыми режиссерами, среди которых были и первый наставник Т.Ходжаев, А.Гинзбург и Л.Файзиев, которые  при  распределении ролей старались учитывать его харизматичность, богатый по тембру голос и умение внутренне полностю перевоплощаться. Этому, конечно же, способствовали и красавицы-партнерши: О.Норбаева,Я.Абдуллаева, Э.Маликбаева,Р.Ибрагимова и другие.    

В былые годы среди «наследованных» Тургуном Азизовым главных ролей стали: Мирзо Улугбек М. Шайхзода, Ревизор Н.Гоголя, Федор Протасов Л.Толстого, Отелло и король Лир В.Шекспира, Монсерра Э.Роблеса и многие другие. Но, играя их, он, как говорится, не делал образы «с чужого плеча», а постоянно ставил перед собой сложную задачу показать зрителям героев, хорошо знакомых со школьной скамьи, настоящими личностями, понятными нашим современникам.

В послужном списке актера более восьмидесяти ролей в пьесах узбекских, среднеазиатских, русских и европейских драматургов. И актер  и  сегодня дорожит каждой  ролью, но более всего теми, которые ему по-прежнему близки,среди них: Улугбек, Отелло, Лир, Монсерра и Федор Протасов. И каждый раз ему  удавалось по-новому, вдохновенно "прочесть" эти замечательные образы.


Фрагмент жизни

В наше время искусствоведы признают, что наибольшую популярность в зрительской  аудитории  завоевывают актеры, успешно совмещающие театральные подмостки и киноплощадки. Кинозрителям старшего поколения Т.Азизов  запомнился своей самой первой ролью шофера в известном музыкальном фильме «Очарован тобой». Затем  были  «Парень и девушка», «Одна среди людей»,  «Далекие близкие годы», «Восход над Гангом»,  «Пароль– "Отель Регина"», «Это было в Коканде», «Огненные дороги», «Радуга семи надежд»  и  еще многие другие.

Впоследствии известные режиссеры, в том числе и народный артист СССР Камил Ярматов, снявший его в роли амира Нусрулло в фильме «Нодирабегим»,  говорили, что этого «театрального» актера надо много снимать, потому что его «любит камера». Характерно, что в телепостановках и в кинофильмах, которых на счету  народного артиста республики около двух сотен, Т. Азимов ни разу не повторился, считая, как и Бернард Шоу, что каждое его появление  на сцене должно быть "фрагментом  жизни в рамке театра". Но все это случается  не только благодаря таланту, но и проявленному упорству в достижении цели.   


О личном

И в личной жизни молодой человек сумел проявить завидное упорство, завоевав любимую девушку по имени Розахон, успешно окончившую МГУ и ставшую  на долгие годы ему преданным другом и женой. Новой актерской династии не получилось, но он очень гордится дочерью Нигорой и сыном Аброром, которые, получив хорошее образование, преуспевают в избранных ими профессиях.

О трудностях актерского бытия в его семье говорить не принято, но, проработав более двадцати лет профессором Государственного института искусств и культуры, он на правах старшего товарища  помог  своим ученикам  построить завидную карьеру и личную жизнь. А так как сегодня в театре сохраняется традиция по омолаживанию  коллектива, то четырнадцать  учеников  педагога Т.Т.Азимова за свои театральные работы уже  удостоились почетных званий.
 
Одна из последних и удачных работ режиссера - добрый очень современный спектакль «Узбекский  танец», поставленный по пьесе молодого наманганского  драматурга Н. Абасхона. Глубокие жизненные наблюдения, а также игра молодых артистов, среди которых и ученики режиссера, помогли сделать этот правдивый знаковый спектакль о взаимопонимании представителей двух народов настоящим явлением в театральной жизни мегаполиса.

В пьесе много сцен,вызывающих то взрывы смеха, то сочувствие молодой интернациональной семье, сложившейся в устоявшемся материнском доме, расположенном в далеком кишлаке, куда единственный демобилизовавшийся сын-солдат привозит молоденькую жену-россиянку, не знающую ни узбекского языка, ни национальных традиций.

Азизову-режиссеру в этом спектакле удалось показать все трудности общения между собой двух хранительниц семейного очага, объединенных любовью к одному мужчине - сыну и мужу. И только взаимное уважение друг к другу, вопреки всем трудностям "перевода",обычаям и традициям,помогли им найти общий язык, сохранить семью и вырастить восьмерых детей.

 
На ступеньку выше

«На сцене человек должен быть на ступеньку выше, чем в жизни» - эти
слова немецкого публициста и писателя  Карла Людвига  Берне  по праву можно отнести  и к Т.Азизову. Однако далеко за  кадром  творческой биографии народного артиста республики и лауреата Государственной премии все  же осталась одна заветная мечта – сыграть принца Гамлета в "безумии страстей».

Конечно, претендовать на эту роль актеру, хоть и пребывающему в прекрасной форме, но разменявшему уже девятый  десяток, может быть и поздновато. Но он привык идти по жизни своей "не единой тропой" с одноклассниками, родственниками и друзьями, при этом постоянно добиваясь успехов. 

Вот и на этот раз, азартно взявшись за режиссуру, он умудрился судьбу перехитрить.Так, за короткий срок на сцене любимого драматического театра Т.Азизову удалось поставить около двух десятков спектаклей. И,как подарок самому себе, заветного Принца датского, а еще Отелло и Медею с талантливыми
учениками в главных ролях.