С белого холста...

Наталья Айрумова
Впервые я узнала, что «... картины начинаются с белого холста...» и  про другие премудрости  "мастеров кисти" в  шестнадцать  лет, познакомившись с выпускниками художественной  школы  при  «третьяковке» и  студентами московских творческих вузов. Они были намного старше меня, образованнее и держались удивительно  раскованно.

Молодые  люди  смело мечтали, постоянно между собой спорили о развитии живописи, строили  глобальные  планы  по покорению  зарубежных  музеев  и галерей своими авангардистскими  работами, одобряли  движение  "сыроежников" в лице  юного дирижера из  Прибалтики, задиристо  «твистовали»  у памятника  Маяковского, добрым  словом поминали  Пастернака.  На вечерних  сеансах с восхищением  смотрели  фильм «Большой вальс» с красавицей  Милицей Корьюс, а, собравшись в  крошечной  комнатке  деревянного двухэтажного домика, с упоением слушали атональную  музыку с виниловых пластинок, привезенных  знакомой  француженкой.
 
Минули  десятилетия, немногим  из них удалось осуществить свои планы. В основном они удачно «растворились» по театрам и учебным заведениям. Всего двое  приняли участие в крупных выставках, а троим, удалось пристроить несколько картин в международные галереи. Современные искусствоведы считают, что этому поколению не хватило таланта, упорства и терпения.

Акмалю Нуру (Нуридинову А.В.), простому парню из глубинки, в этом смысле безусловно повезло. И в наше время картины народного художника и академика АХ Узбекистана экспонируются во многих  музеях республики,в картинных галереях Дэвидсон в г.Сиэтле(США),«Арт Херитадж» и Лалит Кала Академии г.Дели (Индия),в Швейцарии. А также в частных коллекциях в Голландии,Германии, Бельгии, Австралии, Израиля, Канады, Марокко, Индии и Турции.
   
   
Судя по отзывам  из специальной «Книги посетителей», каждая выставка в нашем мегаполисе, на которой демонстрируются  и  работы этого удивительного мастера, производит определенное впечатление на посетителей  всех возрастов и профессий, искренне радующихся  возможности «...окунуться в мир любви и вдохновения!»  Не осталась равнодушной от увиденных полотен и я, а при встрече с мэтром попросила его ответить на некоторые вопросы.
         

-Акмаль Вахобжанович, множество ваших картин находятся в различных музеях мира,а с какой  из них Вам  было труднее расставаться?

–Практически с каждой. Ведь картины  это мои дети, и  все они рождались в процессе долгих раздумий.  Каждую я начинал писать с белого холста, а потом только наносил краски, с  тревогой ожидая, что получится. Удивительно, хотя  повторить  сюжет в принципе  можно, но в результате выходит уже немножко другая картина, с другим настроением.

–Многие  специалисты утверждают, что в своем творчестве Вы «певец» одной  темы –романтических отношений между мужчиной и женщиной, и, как результат, рождения нового человека. Вы с этим согласны?

–И да,и нет.Конечно, тема любви во всех ее проявлениях присутствует в моем творчестве. Но она не так однообразна. Например, несколько полотен я посвятил материнству, которое в моем понимании воплощает самый дорогой  для меня человек – моя Мама.Я считаю,что именно моим родным я обязан своими успехами в живописи.

Мои родители были самые обычные люди, которые, живя в Намангане,не имели к искусству никакого отношения. Правда, дедушка немножко рисовал, а отец старался приучить нас к чтению книг. Я был старшим из шестерых детей и рано заинтересовался рисованием, но только с прикладной точки зрения – брал кисточку и ходил со строительной бригадой, разрисовывая потолки узорами  в национальном стиле.Этот заработок был большим подспорьем в семье, и поэтому я решил, что именно это и есть мое призвание.

А вот когда я представил свои работы, нарисованные на бумаге,в приемную комиссию Республиканского художественного училища имени П.Бенькова, то  там мне сразу посоветовали сменить направление. И  вскоре из «прикладников»  я переориентировался на  художника в традиционном  понимании этого слова.Рисовал я в то время очень много, ездил с этюдником по кишлакам, находя там для своих картин множество неповторимых сюжетов.

 
Я хорошо помню годы своего ученичества, в какой-то степени они были беззаботными, ведь мы были так молоды... Но учиться в восьмидесятые-девяностые годы в училище,а затем в Ташкентском государственном театрально-художественном институте им. М.Уйгура было очень сложно,потому что не хватало хороших красок,кистей, полотен. Не хватало и стипендии на самое скромное проживание.

   
–На выставках посетители, в том числе и профессионалы, пытаются сравнить Вас с маститыми художниками нашей республики ХХ века.Но Вы сами кого считаете своим учителем – наставником в профессии?

–Я никогда не старался никому подражать. Мои картины всегда рождаются из моих фантазий, раздумий, переосмысливания каких-то человеческих судеб и явлений. Их нельзя, на мой взгляд, отнести к какому-то виду традиционной живописи.
 
Но благодарная память возвращает меня снова и снова в те далекие времена,когда внимательные наставники, среди которых были Иброхим Мамаджанов  в школе, Иван Яковлевич Соколов  в училище и Рахим Ахмедов – в институте и в творческой мастерской, приняли  меня, совсем  юного художника  всерьез и научили постигать азы  мастерства. Я по-настоящему оценил их труд, став преподавателем в Национальном институте художеств и дизайна им.Бехзода.

К сожалению, моя деятельность на посту председателя Академии художеств Узбекистана оставляет мне очень мало времени для  творчества и преподавания. Но я благодарен судьбе за те немногие часы пребывания в студенческой среде, которая сильно отличается от  той, в которой вырос я и мои сверстники.

Благодаря общению с современной молодежью я и сам молодею душой,а это очень важно для творчества. И в то же время постоянно стараюсь заметить тех способных молодых людей, порой даже недостаточно материально обеспеченных, отличающихся трудолюбием и искренним желанием по-настоящему учиться избранной профессии.

Для них я стараюсь устраивать настоящие персональные выставки и конкурсы, отмеченные вниманием педагогов, родителей, средств массовой информации и памятными дипломами. А в качестве призов вручаю то, без чего художники не могут развиваться и совершенствоваться  в своем творчестве: качественные краски и кисти, холсты и книги.


– На одной из выставок  многих посетителей удивили небольшие приложения к Вашим картинам, сделанные в виде  рукописей со стихами  поэтов разных веков. Какую цель Вы преследовали, делая эти неожиданные «дополнения»?

– В первую очередь просветительскую.Я хочу привлечь внимание молодых любителей живописи к настоящим книгам, изданным типографским способом. То, что они читают в компьютерной версии, на мой взгляд, бездушно. Ведь машина в силу своих ограниченных возможностей не может передать трепет автора строк или затаенный замысел художника-иллюстратора. Поэтому на моей выставке с картинами сегодня соседствует романтическая  лирика А.Навои, Ш.Рахмона, С.Иброхима, А.Яссовий, И.Мирзо, Чулпана, С.Есенина, С.Саида, А.Арипова и многих других поэтов ХУ–ХХ веков.

 
Не удивительно, что в ХХI веке каждый посетитель находит в  многочисленных полотнах Акмаля Нура что-то созвучное для себя. Ведь невозможно пройти мимо глубоко лирического полотна  «Нерест», в котором живописным  гимном воспевается  земная любовь на планете Земля.

Но отдельные работы,если не вызывают споров,то по крайней мере надолго задерживают их заинтересованное внимание. К примеру, это неожиданное большое полотно «Битва титанов» по мотивам известного мифологического сюжета, «собранного»  кистью мастера из ...речной гальки.

При этом  художнику удалось не только, как говорится, остановить мгновение, но и заставить его  многократно повториться в воображении посетителей, которые пытаются определить для себя  некоторое количество узнаваемых действующих лиц.


В работах Акмаля Нура просматривается вся биография художника,  преломленная через личное ощущение мира.Так периоды увлечения мастера сказочными сюжетами, переданы через луноликих принцесс и их возлюбленных, кукольников-маскарабозов, как бы сошедших со страниц узбекских народных сказок

Все эти сюжеты словно подчеркивают главную жизненную философию мастера, что «...все подвластно высшему существу, или управляется кем-то извне …», поэтому  ничего случайного в этой жизни, как считает художник, не происходит.
 
Особняком в творчестве Акмаля Нура - романтика и философа - стоит и сложная мусульманская тема(«Ангел», «Молитва», «Путь в Мекку». Если учесть, что эти работы написаны в 1990 году, то не устаешь удивляться его смелости.

 
Во все периоды творчества художнику присущи несколько аллегорических образов-символов. Это яблоко, луна, рыба, лодка и рога быка.Но чаще всех встречается на его полотнах гранат – символ семьи и плодородия. Этот любимый автором плод венчает образы героев,а еще зерна граната проглядывают в телах и в одежде людей всех возрастов, спрятаны в волосах, в седых бородах. Да и саму выставку открывает инсталляция «Песочные часы», в основе которой - плоды граната и яблок.


Несколько картин, в том числе и «Моя семья»,посвящены его верной Музе –  супруге Камоле и двум красавицам-дочерям. Акмаль Вахобжанович с удовлетворением отмечает,что жена и дочки с пониманием относятся к его творчеству,а старшая Мунис проявила способности и наверняка со временем станет настоящим художником со своим видением мира.

Работая практически во всех направлений живописи, Акмаль Нур упорно отказывается от определения  «авангардист современного искусства". При этом неизменно повторяя, что «...никакой я не авангардист! Я просто пишу, как чувствую, совершенно не задумываясь о направлениях».

И  действительно – он вовсе не бунтарь, а  вдумчивый, мудрый художник, для которого кисть это возможность поделиться с современным миром своими заботами, тревогами и надеждами, чтобы в результате сделать его более пригодным к обитанию.


– Акмаль  Вахобжанович, некоторые художники Вам явно завидуют, потому что  в 38 лет Вы стали самым молодым академиком, а в 55 – уже  мэтром в профессии. К тому же и в должности главы Академии художеств республики Вам удалось многое сделать для творческого сообщества. Скажите, а о чем Вы еще мечтаете?
 
– Я не считаю, что многое сделал на своем посту – работы предстоит еще предостаточно. Например, хотелось бы создать мастерские для художников, по мере возможности решать их  жилищные и творческие проблемы, совершенствовать учебные программы  для подготовки  молодых  дарований, создать музей современного искусства Узбекистана.

А еще я мечтаю, как в прежние годы, чаще  путешествовать с  мольбертом  там, где моя публичность и  узнаваемость  не  помешают  общению с обыкновенными людьми, живущими в разных  уголках республики. Ведь именно в  результате таких поездок рождаются новые замыслы и  появляются  на  свет очередные работы, без которых я не мыслю своей творческой  жизни.