Без бумажки - не букашка

Петр Панасейко
               Студенты-юристы в начале января прибыли на свою первую сессию. За окнами  института стояла лютая зима, шёл снег. Да и в самой аудитории стояла минимальная температура. Но студенты-заочники всего этого не замечали. Они волновались, впервые попав в этот «храм науки». В первую очередь потому, что многие из них давно окончили школу, и сесть для них снова за «парту» казалось не привычным. Хотя первые несколько дней им волноваться, по словам студентов старших курсов, не следовало бы: будут установочные лекции. Красота: сиди себе молча и внимательно слушай того или иного преподавателя. Хочешь -записывай его лекцию, хочешь- так запоминай.

                Первая лекция по «Истории государства и права СССР» так и прошла. Никто ничего не писал, ибо преподаватель так хорошо рассказывала, что после её лекции всё сказанное осталось в голове, а не вылетело в форточки во время проветривания помещения.

               Второй лекцией по расписанию  была «Теория государства и права». Прозвенел звонок, все вернулись в аудиторию. Ждали преподавателя-лектора. Через пару минут дверь открылась, и на пороге показалась женщина лет сорока. В руках она держала общую тетрадь, на которую мало кто обратил внимание. Все рассматривали лицо преподавателя. Оно, как ни странно, по сравнению с предыдущим лектором, оказалось не совсем приятным. По выражению лица можно  понять, что читать лекцию для неё - наказание.

              - Слушай, Вася, - обратился к однокурснику Лев, - что-то мне сердце подсказывает, намучаемся мы с этой преподавательницей.
              - Откуда ты это взял?
              - Да ты внимательно присмотрись к её испепеляющему взгляду.
              - Чего ты боишься, Лёва? Ты же не я, в милиции служишь. Одевай в следующий раз форму.
             - Придётся.

             Сделав перекличку как в первом классе, Лариса Петровна приступила к лекции. Начала она с длинной цитаты Карла Маркса. Все внимательно слушали, кое кто стал записывать в тетрадку всё сказанное ею. Однокурсники не все любили записывать, большинство сидело и слушало. Наш Вася  весь в поту писал и писал. Вдруг обратился к товарищу:
           - Что-то я не понял, это предложение уже я записал, зачем его повторять?
           - Пиши, Вася, пиши.

             Ни Вася с Лёвой, ни остальные их однокурсники  ещё не поняли, что преподаватель читает им лекцию в буквальном смысле слова, не отрываясь от своей тетрадки, в которой изложен конспект данной лекции. А повторение предложения  вызвано тем, что Лариса Петровна немного отвлеклась, рассматривая кого-то из студентов. Возможно, ей кто-то понравился с первого взгляда: она пока замуж не выходила. Однако причина оказалась совсем другая. Прекратив чтение, она положила тетрадь на стол и подошла к студенту Королькову:
       - Молодой человек, а почему Вы не записываете мою лекцию? Где Ваша тетрадь?
       - В гостинице забыл.
       - Сходите и принесите её. Ещё успеете. Я буду читать вам лекцию сегодня две пары.
       
              Корольков молча встал и удалился из аудитории. А преподаватель подошла к Василию. Взяла его тетрадь, прочитала написанное в ней и похвалила:
             - Вот так дословно вы все должны записывать мою лекцию.
             Ей возразил сидящий рядом сержант:
             - Лариса Петровна, вы что, считаете, что мы без этой заполненной бумажки (показал на свою тетрадь)  все букашки, а не студенты.
            - Примерно так и считаю. А почему, молодой человек, у Вас тетрадь всё ещё пустая? Вам не нравится моя лекция или моя личность?
            - Мне не нравится записывать. Я со школы всё привык запоминать.
            - Хорошо, - сказав это слово, лектор пошла к своему столу, села и взяла в руки тетрадь. - А теперь повторите мне всё  то, что я Вам прочитала.
         
             Аудитория замерла. А студент, поднявшись, пересказал дословно всё слова преподавателя. Добавив при этом: «Кстати, а это предложение Вы повторили дважды». Последовало возражение. Но тот оказался прав: у всех студентов, кто добросовестно записывал лекцию, указанное предложение в тетрадях  повторилось дважды.
       
             Первая пара закончилась, все уши на перемену. Ушла и Лариса Петровна на свою кафедру, забрав  с собой тетрадь.
            - Как жаль, Вася, что она забрала тетрадь. Сейчас бы мы её спрятали и посмотрели, как бы она нам дальше лекцию читала?- пошутил однокурсник.
            - Идея хорошая. Ну ладно, пойду на улицу курить. Ты будешь?
            - Я не курящий студент.
         
            Прозвенел звонок. Занятия продолжались. Но что это? Прошло пять минут, десять, а преподавательница не появлялась. Ещё через десять минут в аудиторию зашёл декан факультета и объявил: «Сидите тихонько, ждите следующую лекцию по «Всеобщей истории государства и права». Продолжение этой  сегодня не последует: преподавателю стало плохо, лекция переносится назавтра. Все сочувствовали бедной Ларисе Петровне. Только один Лев с подозрением посмотрел на Василия. Но ничего не сказал. Велено  сидеть молча.
       
                … Вместо курения, Вася пошёл на второй этаж. Кафедра по теории государства и права находилась в самом конце коридора. Возле неё никого не оказалось.   Издалека  увидел, как Лариса Петровна вышла с кафедры, не закрыв за собой дверь. Студент повернулся к окну, и та прошла мимо. Поравнявшись с кафедрой, он заметил, что на кафедре находилась одна женщина, повернувшись к окну,  с кем-то мило разговаривала по телефону. На переднем столе  увидел известную  тетрадь. Через мгновение она незаметно «исчезла» со стола… .
      
                На следующий день лекция по «Теории государства и права»  продолжалась. Лариса Петровна начала читать свой конспект из той же тетради.
                - Прости меня, Вася, я о тебе вчера плохо подумал, - поделился мыслями с однокурсником Лев.
                - Бывает.
      
                Лекция прошла спокойно. Преподаватель рассталась со студентами до семинара. Он и последующий зачёт стояли по расписанию в конце сессии. Ничего не предвещало беды. Но она нагрянула. Для Льва.
      
              На состоявшемся семинаре он отвечал правильно и был допущен к зачёту. А вот зачёт на следующий день  не сдал почему-то только он один. Одев форму,  пошёл «разбираться» к декану.
            - Не с тем Вы, Лев Николаевич, ко мне пришли, - перебил студента декан. - Я думал, что  Вы пришли извиниться и вопрос мы бы закрыли.
            -  Не понял, за что извиняться?
            - Лариса Петровна считает, что кроме Вас стащить её тетрадку никто тогда не мог. К сожалению, я поздно догадался проверить туалет напротив.
      
            - Ах, вон оно в чём дело! Пригласите сюда Ларису Петровну.
            Через некоторое время преподаватель зашла в кабинет декана.
            - Лариса Петровна, - обратился к ней Лев, - Вы же логику изучали, как Вы могли сделать неправильный  вывод?
            - Вы о чём?
            - Да о том же. Какой смысл мне  похищать Вашу тетрадку, если я от неё не пострадал? Лекции я Ваши не записывал, а запоминал, о чём Вы могли убедиться однажды. Логично  бы искать похитителя среди тех, кто, «скрипя зубами», записывал Ваши лекции слово в слово.
      
             - Лариса Петровна, а он прав, - поддержал студента декан.
             - Дайте мне Вашу «Зачётную книжку», - попросила она «подозреваемого».
             Открыв в коридоре «зачётку», Лев прочитал в ней слово: «Зачёт». Рядом стояли дата и подпись преподавателя.
      
            Зимняя сессия закончилась. Но незаметно для студентов приблизилась сессия летняя. На этот раз им предстояло сдавать по «Теории государства и права» уже не зачёт, а настоящий экзамен.
          
            Лев сдавал его в первой пятёрке. Ответил  на все вопросы в билете без проблем. Студент, надеясь получить «отлично», приготовился уходить. Но Лариса Петровна его опередила:
            - Вы не на все вопросы, Лев Николаевич, ответили. В билете стоит ещё один. Дайте сюда Ваш билет.
      
             Когда билет вернулся к студенту, он прочитал в нём записку: «Помогите наказать виновного. Кто он?». Под этим вопросом студент, взяв ручку, написал: «Вася». Прежде чем это сделать, в его голове промелькнула мысль: «Я должен поступить именно так. Ведь однокурсник по отношению ко мне поступил не очень порядочно. А уходить из милиции после отчисления из юридического института  не хотелось бы».
       
             Василий зашёл в аудиторию  последним. Весь дрожал как осиновый лист.
             - Что с Вами? – поинтересовалась преподаватель, - Вам плохо?
             - Да нет, просто волнуюсь.
             - Не от того ли, что Вам стыдно за свой поступок в отношении меня?
             - Кто Вам сказал? – поинтересовался студент.
             - Никто не говорил. Я просто вспомнила, как Вы тогда прятались возле кафедры у окна. Надеялась, что до сегодняшнего экзамена Вы придёте ко мне и извинитесь.
            - Простите меня, Лариса Петровна.
            - Поздно. Идите готовьте ответы.
          
            В это время к преподавателю  зашёл декан. О чём-то они переговорили, и он ушёл. Когда же студент сел отвечать, декан появился вновь вместе с заведующим кафедрой. В одно мгновение для студента обычный экзамен превратился, по сути своей, в  государственный с тремя экзаменаторами. Увидев такое дело, он попросил обратно свою «Зачётную книжку» и без лишних слов удалился из аудитории. Забрав документы, больше в институте не появлялся.
         
          Что же касается Ларисы Петровны, то она со временем пыталась защитить кандидатскую диссертацию, но безуспешно. Не каждому нравились её «лекции» по бумажке. Ушла с института в адвокатуру. Там защищать клиентов можно  и по бумажке. Вместо неё преподавателем приняли бывшего уже в то время дипломированного юриста Льва Тарадова, никогда  не пользовавшегося заранее приготовленными записями, и не требовавшего это делать от  своих студентов. В отношении его поговорка «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек» оказалась неверной. Без бумажки тоже, оказывается,  можно не стать букашкой.

30.07.2016 г.

Фото из Интернета