До и после войны

Елеон Горчинский
        Наверное, ни для кого не секрет, что служить настоятелем в удалённом, сельском приходе, непросто. Забот – выше крыши, средств – нет, народ – тёмный. Поэтому, не стоит удивляться, что, отслужив какое-то время на подобном приходе, священник старается найти себе другое место. Особенно тяжело бывает в том случае, когда батюшка обременён большой семьёй. Удалённых приходов на севере Свердловской области много, один из них находится в пос. Полуночное. Там служит новый священник - отец Владимир Кожевников. В преддверии Вознесения Господня (2013 г.), престольного праздника полуноченского храма, отправляюсь в посёлок, чтобы побеседовать с батюшкой, и познакомить читателей с жизнью прихода и его настоятеля.

            Приехав в храм, попадаю на таинство крещения. Народу для посёлка – уйма, одних только крещаемых шесть человек, плюс родственники. Отец Владимир, благодаря поставленному голосу и своеобразной манере общения, выглядит главнокомандующим на поле «духовной брани». Здесь нет сторонних наблюдателей, в процесс вовлечены все, крещение у него отчасти напоминает «интерактивное шоу». Всё это производит сильное эмоциональное впечатление, надолго запоминается всем присутствующим. Кроме того, многим нравятся его проповеди: простые, доходчивые, с примерами, взятыми из жизни, часто основанные на личном опыте. Люди, в том числе, обличённые властью, признаются, что невольно задумываются после этого о смысле жизни. И это замечательно, ведь главное в церкви – не эмоции, а возможность почувствовать присутствие Высших сил в собственной жизни, Божий промысел.

            Хотя любая жизнь уникальна, отец Владимир – человек особенной, интересной судьбы. Ему 55 лет, начинал он, как музыкант, затем, обретя веру и став священником, побывал на войне. Служил в Пелыме, Ивделе, Полуночном. Недавно, в день местного самоуправления, главой Ивдельского городского округа П.М. Соколюком был награждён «Благодарственным письмом» за понесённые труды и привлечение молодёжи к духовно-нравственным ценностям.

            - Отче, расскажите о своих родителях, детстве и юности.

            - Я родился в то время, когда о вере даже говорить было нельзя. Отец мой был музыкантом, мать – учительницей, жили они в г. Серове. Когда началась война, папа ушёл на фронт, и верующим он стал именно там. Однажды в то место, где сидели бойцы, попал снаряд, и из 12 человек в живых остался только он один. Вот и всё, так родилось в его душе благодарение Богу. Есть в армии знаменитая поговорка: «В окопах атеистов нет». Другое дело, что не все потом помнят о своей вере (это я хорошо знаю по Чечне). Мой отец – запомнил на всю жизнь. Мама во время войны трудилась на оборонном заводе в Нижнем Тагиле и молилась святому Николе (отца звали Николаем) о спасении мужа.

          Я в детстве учился в музыкальной школе, позже – стал музыкантом, в течение 12 лет играл на трубе в эстрадно-симфоническом оркестре при ДК Металлургов в г. Серове. Тогда и представить себе не мог, что музыкальные способности позже пригодятся мне для того, чтобы совершать богослужения. Ведь я ещё в то время был некрещёным. Не буду долго распространяться, каким образом я пришёл к вере. Скажу лишь, что одно время я жил и учился в Свердловске, недалеко от военного городка, где произошёл загадочный взрыв. Намекают, что рвануло тогда биологическое оружие. Так или иначе, но многие после этого стали обращаться к врачам. Я – не исключение. В итоге получилось так, что Бог путём скорбей и болезней привёл меня в лоно Церкви. В 1990-м году я принял крещение, как говорится, в возрасте Христа, 33-х лет от роду.
 
            - А когда стали священником?

            - В 2000-м году. Тогда как раз была в разгаре чеченская война. Священников отправляли в качестве «капелланов» в действующую армию в трёхмесячные командировки. Когда такой вопрос встал в нашей епархии, я вызвался, написал рапорт и поехал. Какие впечатления? Море крови и ужаса, каждый из нас мог в любой момент погибнуть. Вы знаете, что главари боевиков платили 1,5 тыс. долларов за голову батюшки, вернее, за труп. И в меня однажды стрелял снайпер. Просто в эту секунду я отклонился, и пуля вонзилась в стену. Кто-то может сказать случайность, а я скажу – чудо Божие. За участие в боевых действиях я был награждён множеством наград и благодарностей. Однако людская хвала – иллюзорна, в церковной традиции не принято хвалиться наградами, ведь мы ищем похвалы от Бога.

            С тех пор я на всё смотрю сквозь призму войны. И утверждение, что все солдаты на войне – верующие, недалеко от истины. Здесь человек становится настоящим, война срывает маски, обнажает истинную сущность. Чеченская кампания не прошла для меня бесследно и в физическом отношении, я повредил ногу. До того сильно, что пришлось делать операцию, вставлять внутрь ноги протез. Протез был отличный, американский, но сейчас он уже износился, и я часто испытываю серьёзные боли.
 
            - Где вы служили потом?

             - После войны я стал настоятелем пелымского прихода. Сами понимаете – служить там непросто. В тех местах ходит поговорка: Бог создал Крым, а чёрт – Пелым. И дело не только в том, что посёлок находится, как принято говорить, в «богом забытом уголке», но и в сильных языческих традициях, которые до сих пор живы у местных коренных народностей. Но я решил, что того, кто прошёл Чечню, Пелымом уже не испугать. Там я пробыл три года. Когда у ивдельского настоятеля иерея Александра родился сын Денис, то он попросил меня стать ему крёстным отцом. Так мы с ним породнились, а через некоторое время я уже служил в Ивдельском храме вторым священником. Кроме совершения служб и исполнения треб, окормлял четыре колонии. Но уже тогда стала меня сильно донимать нога. В феврале 2012 года епископ Иннокентий издал указ о назначении меня настоятелем прихода в пос. Полуночном.

            - Что вы здесь застали?

            - Отец Алексий, который служил тут семь лет, многое сделал для храма, заложив материальную базу, грех жаловаться. Но вот община к моменту, когда я здесь оказался, подразвалилась. Во всяком случае, во время первых богослужений, на гвоздиках при входе в церковь висело четыре пальтишки. Ныне же, во время пасхального молебна собралось вместе с детьми 70 человек. Это очень приятно. На литургиях бывает минимум человек по двадцать. В прошлом году, когда привозили «Табынскую» чудотворную икону Божией Матери, народ в храм валом валил. Многие лица я вообще видел впервые в жизни. Значит есть в людях потребность в вере, пусть в глубине души, но живёт. Что интересно, мы с чудотворной иконой прошли по посёлку крестным ходом, и я, по сути, одноногий инвалид, скакал, как мальчишка. У некоторых, хорошо знающих меня прихожан, от изумления глаза выкатывались из орбит.
 
            - Что вам удалось за это время сделать для прихода?
 
            - Произошло пополнение числа предметов церковной утвари (подсвечники, иконы и т.п.). Установлена церковная ограда. По согласованию с главой Ивдельского городского округа при въезде в посёлок установлен поклонный крест.
 
             - Строится ли новый храм?

             - Храм заложен давно, при этом, его сметная стоимость составляет 35 миллионов рублей. Кто нам даст такие деньги? Ау! В этом смысле нам очень повезло с новым Владыкой. Когда образовалась Нижнетагильская епархия, то её возглавил епископ Иннокентий. Это очень простой и отзывчивый человек, вместе с тем, человек искусства, архитектор, то есть, строитель. Он здраво рассуждает, что инициатива строительства новой церкви должна исходить снизу, от народа, ведь для народа же она и строится. Будет такое желание – появится и новый храм. А пока и действующий приход вполне способен удовлетворить нужды верующих. Есть для нас на сегодняшний день более насущные задачи – пробурить скважину для воды, разбить цветники и т.п.

          - И последний вопрос: кто ваши помощники?

          - Уже многие годы старостой прихода является Любовь Рудакова. На клиросе поёт и читает Наталья Вебер. Лидия Романова трудится по хозяйству, и воду возит, и печи топит, и трапезу готовит. Ну а самый незаменимый для меня человек – Михаил Харитонов, это, в одной ипостаси, и алтарник, помогающий на богослужении, и сторож, и специалист по хозяйству. Надо заметить, что все трудятся практически бесплатно, бескорыстно, ради спасения души. Есть также преподаватель, так что, если получится, то в сентябре возродим воскресную школу. Надеюсь, что в престольный праздник Вознесения Господня соберётся множество народа, в том числе, причастников. После службы состоится праздничная трапеза. Приглашаем всех!
                Материал написан в 2013 году.

                28 июля 2016 года, в День крещения князем Владимиром Руси, иерей Владимир, отслужив в своём храме литургию, причастился. А 29 июля утром отошёл ко Господу, вечная ему память!