Мое первое произведение

Арарат Пашаян
Однажды, когда я разменивал седьмой десяток моей жизни, и когда количество моих художественных произведений (рассказы, эссе, юморески и др), сравнились с моими прожитыми годами, а количество научных трудов, (монографий, патентов, статьей и др.) стала в 4 раза больше моих лет, мой брат спросил:
- С каких лет ты начинал творить?
- Первое мое произведение, которое сейчас я оцениваю как эссе, я написал в 14-летном возрасте.
- Откуда такая точность?
- Точность связана с печальными событиями нашей жизни, дорогой мой брат. Когда мне было 13 лет, я в течении года потерял моих родителей. Сначала, в 48-летнем возрасте внезапно умерла мама, а потом и отец. Я был настолько потрясен с таким давлеющим и уничтожающим ударом судьбы, что ни о чем не мог думать или размышлять, кроме того, что страдал и мучился навязчивой идеей и мыслями о смерти.
-Да, не самый подходящий возраст для анализа анатомии и философии смерти и восприятия этого явления как осознанную необходимость во времени, - прервал мои мысли мой брат.
- Это произведение я считаю самым слабым и незначимым в моем творчестве, что само собой естественно. Первый блин комом…
- А о чем именно ты писал? Как можно о смерти писать? Должен же быть лейтмотив?
- Не помню и не понимаю, как я пришел к такому гротеску, но это было примерно так:

Люди целуются с закрытыми глазами, а умирают с открытыми. Влюбленная пара, закрывая глаза отрывается от реальности и изолируясь от внешнего, окружающего мира, наслаждается, порхая по волнам страсти, сладкого наслаждения и желания.
Умирающий жадно всматривается в окружающий мир, который он так страстно любил.
Я бы хотел умереть с открытыми глазами, чтобы в последний раз посмотреть и восторгаться висящей на противоположной стене красивой картиной моих родителей в свадебном наряде .
Я бы хотел умереть с закрытыми глазами, чтобы не увидеть переполненные слезами глаза членов моей семьи и их горе.
Я бы хотел умереть с открытыми глазами, чтобы в последний раз смотреть на Солнце, которое мне подарило столько счастливых и теплых дней в моей жизни.
Я бы хотел умереть с закрытыми глазами, чтобы увидеть в виртуальных мирах моих родителей…
Интересно, как я умру…?

Наступила давлеющая тишина, которую я не хотел нарушить.
Глубоко выдохнув с громким аахом, брат начал говорить:
- Ты знаешь,  как я привязан к тебе и как мы глубоко врослись друг в друга своими мыслями, жизнеутверждающим оптимизмом и взглядами на жизнь. Я,  почти что, наизусть знаю все твои сочинения. Ровно и ты также, что и о чем я пишу.  По - моему, твое первое произведение, которое по твоему блин с комом, является твоим самым ярким сочинением с высоким полетом.
- Да ладно, брат! Обижаешь! Кто, если не сам автор лучше оценивает свои произведения?
- Ошибаешься. У каждого автора имеется своя внутренняя шкала критерий оценки  собственных произведений. Творческий процесс похож на интимное отношение с любимым существом. Поэтому этот процесс сильно субъективен. Однако продукт творчества предназначен для читателя, из-за чего возможны  расхождения двух мнений: внутреннего и внешнего.
- Ты обязательно должен поискать или восстановить это произведение и поместить первым в списке при издании своего сборника трудов. Это произведение высшего пилотажа,- продолжал настаивать брат.
- Хорошо, попробую поискать и восстановить это произведение 50-летней давности,- успокоил я брата и со страхом думал, где я сейчас найду этот потрепанный, тоненький блокнотик черного цвета, если учесть, что за эти годы я пять раз менял место жительства?…
Каждое мое посещение на Родину начинается возложением цветов к могилам родителей, а завершается прогулкой по ухабистым улицам и тропинкам села Налбанд (нынче Ширакамут), где я родился.
Я знал, что нашлись благотворители среди богатых людей, моих сородичей, которые восстановили полуразрушенную часовню, построив на ее месте красивую церковь.
Я часто пытаюсь распутатьпричинно-следственные связи, наблюдающегося в последнее время феномена устойчивой тенденции восстановлении, а порой и возведения новых церквей,какна территории Армении,так и  за рубежом…
- Это же какие деньги нужно вложить, чтобы построить такую роскошную церковь с таким  прекрасным Хачкаром во дворе церкви?- подумал я, изучая церковь  снаружи и внутри.
Много денег не бывает. Тем более лишних. Тогда что же двигает спонсором, когда он вкладывает средства в виде пожертвования?
Причина тривиальная. Любому человеку хочется оставаться в истории и занимать свою нишу в истории своего народа. Это лучший способ удовлетворить свои амбиции или чаяния.
А те, у кого нет таких средств, удовлетворяют свои инстинкты самосохранения во времени, создавая творческое наследие, если конечно повезет и получится выдать нечто достойное.
Стоя у входа в церковь, я вспомнил пятилетнего взволнованного  мальчика, стоящего перед старой часовней.
Я  из разговоров знал, что камень на передней стене старой часовни обладает чудесными свойствами. На ней можно будет загадывать желание…
С трепетом и дрожащими руками я стал тереть кусочек туфа о поверхность этого камня, где уже образовалась углубление от частых и долгих процессов истирания.
Вероятность прилипания камня на вертикальной поверхности другого камня практически была нулевая.
Я  не знал о наличии гравитационных  сил, поэтому продолжал усердно тереть камень о камень.
Вдруг произошло чудо. Маленький камень застыл на поверхности стенного камня.
Я был сильно взволнован. Но после этого я сильно испугался.
Солнце уже опускалось за горизонт. Я сумерках часовня казалась более таинственной. Шум реки Чичхан, на берегу которой стояла часовня, стал громче слышен.
Я бросился бежать, опасаясь, что меня кто-то схватит и будет мучить…
Я уже не помню, что я загадывал в тот день, когда случилось чудо?
Если бы я вспомнил что, то можно было бы рассуждать о возможности чудесных событий…
- А что бы ты сейчас загадывал, если  тебе будет дан шанс, вернуть время обратно?- спросил мой внутренний голос
- Я бы попросил неведомым мне чудесным силам  оберегать моих родителей и позволить мне как можно долго наслаждаться общением с ними наяву…
Самое тяжёлое во всем процессе посещения на Родину, это расставание с ней, с родственниками и с могилами родителей.
Сердце щемиться, переходя до жуткой боли, и кажется, сейчас задохнусь, когда представляю, что это может оказаться моим последним посещением в родные края…
- Возможно, мой брат прав. Надо восстановить мое первое произведение,- твердо решил я, удобно и глубоко устроившись в кресле самолета, перед тем, как окунулся в глубокий сон…
Во сне мне приснился пятилетний испуганный мальчик, который убегал со всех своих сил.
Часовня все отдалялась  и вскоре в сумерках почти исчезла из вида.
-Интересно, что же тогда я загадывал?...
28.07.2016 год.