Помню. Благодарю за жизнь

Нина Климович 3
             Мой папа  в апреле 1943 года приезжал на несколько дней домой. Дали ему отпуск, после  лечения в полевом госпитале язвы желудка. Мама забеременела.  В семье  уже было трое детей: две девочки и мальчик.   Моя мама до яблочного спаса никогда не ела яблок. Она говорила, что ей  их есть нельзя. На  вопрос: « Почему?». Ответила : «Мой первенец Федя родился мёртвым. Такие младенцы попадают в Рай. Я  съем яблочко. Сыночку не дадут яблочек. Феде скажут, что твои яблочки съела  мама».
Родилась я во второй декаде ноября. Папа увидел меня месячной. Ему дали отпуск после  госпиталя.  Он был ранен в левую руку. Папа держал меня на здоровой руке.  Трое других детей девяти,  двенадцати и пятнадцати лет, сидели рядом. Мамы в хате не было. Вдруг она вбежала  и сообщила: «В село вошли немцы». Пока бежала, придумала, куда спрятать мужа. Она на коленях умоляла его  спрятаться. Папа был в солдатской форме. Все сельчане знали, что он дома. Если в хату зайдут немцы, то они уже могут знать, что он дома.  Папа сказал, что  прятаться не будет, из двух вариантов будет один: или всех убьют, или все будем живы. Мама села рядом с папой. Трое старших прижались к ним. Вошёл немец, увидев такую семейную «фотографию», сказал: «Золдат?». «Да» - ответил ему папа. Немец из нагрудного кармана достал фотографию. Показал её.  На ней был он с женой и четырьмя детьми: тремя девочками и одним мальчиком. Немец улыбнулся и ушёл.
 Вскоре папа вернулся в свою часть. Мама каждый день стояла перед иконой и молила Бога, что бы он уберег мужа ради их детей. Настал День Победы. Он вернулся. Она, прижавшись к нему, сказала: « Слава Богу. Он услышал мои молитвы. Сберег тебя ради детей наших». Он же, нежно прижимая её, ласково сказал:   « Не ради детей, моя родная, а ради тебя. Мать своих детей не даст в обиду. А дети не берегут матерей». Они прожили вместе 63 года. Папа  жалел её. Ему нравилось смотреть, как она пляшет, когда были на вечеринках. Выполняя работу по дому, мама пела песни. Радио у нас не было. Я от неё знаю частушки и песни тех лет. Как же было у родителей хорошо жить. Они любили жизнь. Любовь к жизни, желание трудиться, как  эстафету, переняла у них, я. Как же я им благодарна за всё.
Моя мама, когда совеем было трудно,  говорила :           «Жизнь, ты такая хорошая! Когда же ты  лучше будешь?». Приехав,  на свою малую Родину, я поблагодарила шестидесяти трёх летнего мужчину за кусочек сахара. Дело было так. Подростки вместе с мелкими играли в жмурки.  Он был влюблен в мою среднюю сестру. Звали его  Гена. Однажды, отозвав меня в сторонку, он дал мне кусочек сахара.  Геннадий вспомнил меня. Был рад этой встрече. Асказал он мне  : « Ниночка! Да, что этот кусочек сахара значит, в сравнении с тем, что нам давала тётя Алёна. Твоя мама во дворе на костре варила галушки или затирку. Услышав  дымок, ребята хватали деревянные ложки. Бежали в ваш двор. На земле стоял  чугунок с едой. Каждому хоть по ложке, приготовленного ею, но доставалось. Перед нашими глазами она до сих пор стоит, как Живой памятник». Узнала я об этом после её смерти. Мамы не было уже пять лет. Папа был инвалидом Войны  второй группы. Я рада, что доживали свой век они со мной. Мы с мужем перевезли их в посёлок. Папе было шестьдесят девять лет. Маме было шестьдесят семь лет. Всегда есть возможность пойти , возложить цветы и сказать : « Спасибо за всё».
Люди, любите жизнь! Она прекрасна! 
Ветеранам Войны и работникам тыла спасибо. Здоровья Вам, любви и уважения родных и близких.
С Днём Победы!