Якорь - памятник

Лев Ефремов
               
               
    У капитана одного из крымских портов, в день его рождения, летним вечером собрались друзья и сослуживцы. Звучат поздравления, желают ему крепкого здоровья, долгих лет жизни, счастья, удачи и прочего, что обычно желают, завалили именинника подарками. Капитану даже неловко стало:
    - Друзья, спасибо. Ну, куда мне столько всего?
    Один из его друзей, с шуткой, спрашивает:
    Дмитрий Борисович, у вас на будущий год юбилей. Какой бы вы хотели
подарок?
    Грустно стало капитану. Сразу подумал о своем возрасте и скором выхо-
де на пенсию:
    - Отпраздную юбилей и на пенсию. А, как показывает статистика, моряки,
выйдя на пенсию, долго на этом свете не задерживаются. Надо и о вечном
позаботиться. Вот у летчиков на памятниках пропеллеры устанавливают, а у
моряков якоря. Вот бы и мне якорь на будущий памятник.
    Стали друзья его успокаивать:
    - Рано вам об этом думать. Здоровье у вас отличное. Вы еще и до ста
лет бегать будете и многих из нас переживете.
    Через несколько дней видит капитан, что около проходной стоит якорь
и портовый рабочий его красит. Спрашивает у своего заместителя:
    - Что за якорь стоит у проходной, откуда?
    - Да, это ваш якорь, как вы хотели. Сняли его с безхозного  судна, кото-
рое уже не первый год стоит в ожидании отправки на металлом.
    Так и стоит этот якорь у проходной. Идет утром капитан на работу, видит
свой якорь, а потом и внимания на него особо обращать перестал.  Стоит
якорь и стоит, это уже стало привычной картиной.
    Теплоход «Н.Бауман» поставили в ремонт в один из волжских  Затонов. Ремонт предстоял длительный, и весь экипаж был  направлен на другое судно такого же класса т/х«Сормовский», на котором в это время закончился ремонт на этой же Базе.
    В порту Тольятти погрузили груз назначением на порт Ялта. Пока судно следовало до Ялты, экипаж занимался обычной в таких ситуациях работой. Подчищали все  заводские недоделки и, естественно, заканчивали покраску судовых конструкций. В общем, работы у экипажа было много.
    В порт Ялта прибыли рано утром. На рейде на борт судна поднялся пор-
товый лоцман. Объясняет капитану особенности швартовки к причалу в порту:
    - Причал открыт от южных ветров, и поэтому к причалу надо подходить с
отданными носовым и кормовым якорями. После швартовки у якорных цепей выбирается слабина. И судно стоит безопасно у причала. В случае шквалистого ветра и волны с моря, швартовы, заведенные на причал, потравливаются, а якорные цепи набиваются, и судно оттягивается от причальной стенки. Таким образом, можно безопасно для судна и причала продолжать грузовые работы.
    - Хорошо, - говорит капитан и дает команду боцману на бак:
    - Приготовить левый якорь к отдаче, - на корму:
    - Приготовить кормовой якорь к отдаче.
    На корме руководит швартовкой второй помощник капитана. Для отдачи
якоря  необходимо предварительно якорьцепь потравить до выхода якоря из клюза. Начали травить цепь якорной лебедкой – якорь из клюза не выходит. В чем дело? Смотрят, а веретено якоря погнуто и якорь плотно застрял в трубе  клюза. Судно уже рядом с причалом, отдан носовой якорь. Поступила команда:
    - Отдать кормовой якорь.- А он не идет.
    Доложили на мостик капитану. Все это слышит лоцман и береговые работники. Вопрос:
    -Почему не готовы к швартовке? Почему раньше все не проверили?
    Команда на корму:
    - Второй помощник примите все меры, кормовой якорь должен быть
отдан.
    Все свободные матросы и механики собрались на корме. Решили попробовать немного стравить якорную цепь и попытаться выбить якорь из клюза. Наставили на веретено якоря деревянный брус и начали бить по нему кувалдами. Получилось. Выбили якорь из клюза и спокойно стравили до грунта. Подошли к причалу. Начали выгрузку груза.
    На борт поднялись представители порта и портового надзора. Устроили
в каюте капитана совещание, начали грозить разными штрафными санкциями. Вызвал капитана буфетчицу, накрыли стол. Портовики немного смягчились:
    - Юрий Михайлович, после окончания грузовых работ, если погода будет благоприятная, вы выберете кормовой якорь, и в портовых мастерских можно будет попытаться выправить погнутое веретено.
    Ночью закончили выгрузку, утром выбрали кормовой якорь, отсоединили
якорьцепь и отправили якорь в портовые мастерские для ремонта. Начали править веретено якоря. Газовой сваркой нагрели погнутое место и начали
выправлять ударами тяжелых кувалд. Греют металл докрасна и стучат. Наконец металл поддался, веретено стало понемногу выпрямляться. Еще хороший удар,
и …
    -Эх, не надо было так стучать, якорь то литой, а потом специально закалялся.
    Но дело сделано, веретено якоря треснуло в месте правки.  Заварить его
уже нельзя. Надо только заказывать новый якорь. Портовые власти в стороне, они в правке якоря не участвовали, а с портовых работяг – какой спрос.
Выгрузка судна закончена, грузовые документы оформлены, надо отходить
от причала.
    Отошли от причала, судно следует в следующий крымский порт под погрузку. У капитана проблема, только начал работать на этом судне и уже ЧП.Потеря  якоря – это серьезно. Можно и должности лишиться. То, что не успел проверить все судовые устройства при приемке судна, так это капитанское упущение. Надо было все проверить, как положено. Объяснения никто и слушать не будет.
    Пришли в порт, начали погрузку. Груз назначением опять на порт Ялта. Сидит капитан в каюте, голову ломает - что делать?
    Лето, отличная солнечная погода. Экипаж свободный от вахт отдыхает.
Вечером возвращаются из города два приятеля – второй помощник капитана
и второй механик. Отдохнули в городе хорошо, настроение отличное. Подходят к проходной порта, и второй механик говорит товарищу:
    -  Саша, смотри, якорь то, как наш кормовой.
    Недалеко от проходной лежит якорь. Подошли, посмотрели – точно, как
кормовой якорь, который был у них на судне.  Стали думать, как его на судно доставить? Якорь то  тяжелый. Были у них с собой две бутылки водки, купили в городе, на всякий случай. Выгрузка судна продолжается. Подходят они к водителю автопогрузчика и предлагают:
    - Выпить хочешь? – И показывают бутылку.
    - Давай. А, что надо сделать? 
    - Пойдем, надо перевезти от проходной до судна якорь.
    - Без проблем.
    Подъехал на погрузчике к якорю и подвез его к корме судна. Затащили
на причал якорьцепь, присоединили якорь и поставили на штатное место.
    Утром второй помощник спрашивает капитана:
    - Юрий Михайлович, а, что это у вас вид такой нездоровый?
    - Да, не спал всю ночь. Все думал, как в Ялте к причалу вставать будем.
    - Юрий Михайлович, встанем без проблем, лучше, чем в прошлый раз.
    - Как, без кормового якоря?
    -Юрий Михайлович, кормовой якорь у нас есть, пойдемте, сами увидите.
    Не сразу поверил капитан, но тут и второй механик подтверждает. А ка-
питан знает, что от этих товарищей можно ожидать любого сюрприза. Пришли на корму, смотрят -  кормовой якорь на штатном месте. Не стал капитан допыты-ваться откуда он взялся, потом сами расскажут. Но настроение сразу
улучшилось. В десять утра закончили погрузку и спокойно отошли от причала.
    Утром Капитан Порта пришел на работу и занялся своими делами. Работает
и все что-то в подсознании его тревожит, что-то не так. Задумался. Отложил
все бумаги и, вдруг, вспомнил. Когда он проходил проходную, около нее не
было якоря. Спустился к проходной – точно, якоря нет на месте. Вызвал на-
чальника караула:
    - Куда девался якорь от проходной?
    - Так его ночью грузчики отвезли на т/х «Сормовский».
    Швартовка и затем выгрузка в Ялте т/х «Сормовский» прошла без лишних хлопот. И снова получают рейсовое задание следовать под погрузку в порт, в котором «нашли» якорь.
    Встали к причалу под погрузку. К капитану сразу же прибыл Капитан Порта с комиссией:
    - На прошлой стоянке ваши моряки украли мой якорь. Я скоро выхожу на
пенсию и приготовил его себе на памятник. Отдайте. По хорошему, прошу.
    - Какой якорь, зачем он мне? – Оправдывается капитан. – Хотите, осмотри-
те судно. Якорь просто так не спрячешь.
    Пошли всей комиссией искать якорь. Все судно облазили, якорь не нашли.
А то, что их якорь на корме, никто и подумать не мог. Не выпускают в море
суда неукомплектованные всем необходимым.
    - Ну, видите, нет у меня на борту вашего якоря. А почему вы решили, что он у меня должен быть?
    - Грузчики сказали.
    - Так они, вероятно, сами его в металлолом и сдали, а решили на меня
свалить.
    Этим дело и закончилось. Но в следующий заход в этот порт опять Капитан Порта выспрашивал об этом якоре.
    Вызывает капитан своего второго помощника и второго механика:
    - За то, что меня выручили, спасибо, но, как перед Капитаном Порта неу-
добно получилось. Человек себе памятник заготовил, а мы его украли.
    - Юрий Михайлович, да мы доброе дело для него сделали. У него теперь стимул появился еще поработать и дольше пожить, пока он другой якорь не найдет.
    Доброго ему здоровья и долгих лет жизни.