Ага, на диски деньги нашли, а на билеты нет?

Станислав Климов
Нашу большую и необъятную страну Советский Союз уже несколько лет, как накрыла волна зарубежной эстрадной музыки. Мини-диски на рентгеновских снимках и просто на голубой толстой плёнке Ташкентского завода грампластинок продаются практически в каждом музыкальном магазине. Виниловые большие диски Апрелевского завода с популярными исполнителями, как горячие пирожки сметаются с прилавков за несколько минут. Не купить, не достать! На этой волне становятся популярными и наши певцы и вокально-инструментальные ансамбли с их красивыми мелодичными и зажигательными песнями, завораживающими и поднимающими в пляс всю страну. На дворе октябрь 1981 года…

А наш с Лёшкой бизнес на фотографиях «буржуазных» рок-групп двигается вперёд, ребята во дворе и школе неплохо скупают любительские перепечатки с пластов зарубежного производства и с импортных журналов…

- Стас, давай скатаемся в Горький, там есть магазин «Мелодия» на площади Горького, купим пласты какие-нибудь, будет девчонок чем удивить, - Сашка, одноклассник и друг, у которого проходят домашние посиделки и танцульки с одноклассницами выклянчил у папки с мамкой пять рублей.
- Надо посмотреть, есть ли у меня на диски деньги, - отвечаю я, зная, что неплохо бы чего-нибудь прикупить, да заодно и в городе побывать, взрослеем же.
- Давай завтра после школы и рванём на электричке. До прихода родителей с работы обернёмся…

Я посчитал копилочку и понял, что на диск фирменный, а брать надо только такой, шлифонуться перед девчонками, круто же, не хватает. У мамы просить не хочется, знаю, может не дать. Хотя, почему? Курить я уже бросил, убедила и без солдатского ремня. Попрошу копеек сорок на билет…

- А ты знаешь, как туда ехать с Канавинского? – спрашиваю Санька, когда мы вышли из электрички на привокзальную площадь.
- Да, вроде, шестьдесят третий ходит через площадь Горького, пацаны сказали.
Ждём на полной народу остановке и втискиваемся в большой жёлтый автобус «гармошку», битком набившуюся молодёжью. И куда они все прутся? Ужас, сколько в городе народу!!!

Это потом, через неполный год, когда поступлю в речное училище, я пойму, куда там все катаются. Нагорная часть Горького считается студенческой и туда с вокзала весь транспорт ходит битком целый день. В далёкой перспективе долгожданного метро с его «метромостом» и пробки с давками присутствуют, как норма жизни горожан…

- Вот он, магазин, - Сашка точно приводит меня к магазину с вывеской «Мелодия», около которой тусуются нелегальные торговцы той самой «буржуазной, чуждой советскому народу, музыкой»…

- Слушай, удачно попали! – Сашка хлопает меня по плечу. – «Балкантоновские» диски привезли! Сейчас хапнем крутой музыки! – восторгу «продвинутого» на музыке друга нет предела.
А я и не знаю, что это такое. У нас дома стоит проигрыватель «Рекорд», на котором родители крутят Ободзинского и Лещенко, Пугачёву и Антонова.

- Хапнем, так хапнем, - спокойно отношусь к его словам я, наблюдая настоящую давку за разноцветными импортными дисками и ещё не ведая, что с сегодняшнего вечера я стану истинным меломаном и собирателем любимых записей любимых же исполнителей и любовь это понесётся со мной далеко и надолго…

В результате пронырливости Санька мы хапнули по диску стоимостью в четыре семьдесят каждый. Не то, что отечественные по два рубля пять копеек. Дорого! Зато, какие диски мы купили!
А какие мы купили диски? Сашкин я уже и не помню, а я ухватил ярко-жёлтого цвета с броским названием «Дисколенд». Что это, и в помине не знаю, но красиво оформлено! Вот она, наша советская действительность, главное, красивая обложка и «фирма»!

Только дома, поставив его на наш допотопный проигрыватель с обычной дешёвой толстенной иглой, я пойму, какая шикарная танцевальная музыка мне досталась. А всего лишь никому не известный «в широких массах узкого круга музыковедов» польский эстрадный оркестр…

Но это потом, вечером, а пока:
- Стас, а у тебя деньги остались? – Сашка перебирает мелочь на ладони.
- Я оставил на электричку тридцать пять копеек. Больше нет, впритык уложился.
- У меня тоже столько же. Чего делать будем?
- А что, поехали домой, - не понял подвоха, отвечаю.
- Вокзал конечная у нашего автобуса. Там контроль постоянно билеты проверяет, а у нас нет и пяти копеек лишних на автобус, - немного испуганным голосом говорит друг.
- Да ладно, может, не всегда, - авантюризм слегка присутствует в моём голосе…

Мы сели и едем в набитом автобусе до Московского вокзала. До электрички полчаса, а нам ещё доехать до него надо, дойти и купить билеты…

Вот и Канавинский автовокзал, где конечная у автобуса. Блин… контроль! Попали! До электрички пятнадцать минут, а за ней следующая к нам идёт через три часа, там уже поздно будет и родители потеряют нас, а за потерей жди взбучки. У Сашки тоже папа «не подарок»…

- Молодые люди, ваши билетики, – вежливые парни в красных повязках рвут билеты выходящих.
- Нет билетов, - смущённо, опустив голову, говорит Санёк.
- А как поступим тогда, - явно с долей ехидства скалит зубы один из них, понимая, что «зайцев» поймали.
- Дяденьки, мы на электричку опаздываем. Сейчас уйдёт, следующая не скоро будет, – начал вымаливать освобождения я, понимая, чем может обернуться опоздание.
- Так-так, а что у нас в пакетах? – он же суёт руку в пакет с дисками. – Ага, на диски фирменные деньги есть, а на билет автобусный не нашли, а ещё и штраф по рублю с каждого, - ещё ехиднее улыбается.

Он начал с любопытством и, явно, затягивая время, рассматривать пластинки…

- Мы не рассчитывали на такие дорогие… - начал, было, Сашка.
- Байки нам не рассказывайте, пацаны. А как вы собирались на электричке ехать? Тоже «зайцами»? И, наверное, комсомольцы?! – прервал он моего друга на полуслове.
- Да на электричку оставили, - брякнул я.
- Вот с них и платите за билеты, уж по пять копеек, думаю, там есть, – давит ехидный.

Мы такие у них, явно, не первые, поэтому один поглядывает на часы и понимает, что школьники сейчас опоздают на электричку. Время осеннее и вечернее, темнеет рано и он решил ускорить процесс:
- Быстрее давайте по пять копеек, и бегите на электричку, а билеты в кассе купите на пару остановок раньше, вот и хватит…

Мы так и сделали, штраф они выписывать не стали, да только нам это не помогло, время упущено. На электричку мы всё равно опоздали…

Город знаем плохо, но, всё-таки, «язык до Киева доведёт», на городских трамваях и троллейбусах добрались до центра микрорайона Сормово. Оттуда на другой электричке мы уехали домой ровно через час. Вечернее время и «рабочие» поезда ходят с той промышленной зоны почаще…

Мы потом с Саньком долго вспоминали свои приключения, никому, правда, о них не рассказывая. А диск мой удачным оказался! От него в восторге были и девчонки, и мои домашние. Особенно сестра, студентка, приезжавшая домой на выходные. Она включала мелодичную музыку и танцевала по залу, а из монофонических «глухих» динамиков красиво играл польский эстрадный оркестр «Дисколенд»…

А девчонки… они, вообще, шикарно раскрепощались в «пионерских» объятиях партнёров под медленные композиции. Просто красиво и спокойно танцевали. Не много же нам было надо тогда…

Потом, позже, начав работать после училища, я стал собирать грампластинки. Много их в моей фонотеке, да только почётное место до сих пор занимает именно эта, оставившая в памяти интересный случай с приключениями…

28 июня 2016 года