ч. 205 Растительная жертва

Сергей Владимирович Жуков
                §205. Растительная жертва

                "Молчи, как реки  подо льдом,
                Как торф, как смолы, как молока,
                Как зерна, что молчат до срока,
                Чтоб всем пожертвовать потом".
                Григорий Поженян.
О человеке, ведущем спокойную, беззаботную, а значит, отчасти бездуховную жизнь, иногда говорят, что он ведет "растительное существование".
Несоответствие призвания и формы жизни действительно достойно осуждения.
Воистину праведной жизни достигают немногие. Остальные должны быть хотя бы людьми. Однако не следует думать, что мягкотелый и малодушный человек представляет собой лучший образец растительной жертвы.
Дерево растет медленнее, чем животное, и, находясь на одном месте, являет собою образец развития и становления жертвы.
Приходя в степень зрелости, растение приносит плоды, которые предстают частичными дарами, открывающими возможность продолжения рода.
Культурное растение, на котором вызревают вкусные и полезные плоды, ловно принуждает посредством этих частичных жертв ухаживать за ними человека.
Замечательно сказал о жертвенной роли растений великий поэт России Сергей Есенин:
«Вот она, суровая жестокость,
Где весь смысл – страдания людей!
Режет серп тяжёлые колосья,
Как под горло режут лебедей».
Таким образом, жертва как можно дольше длить свое нахождение в земном обличии.
Хотя растения и способны к слабым ощущениям, но в значительно меньшей мере, нежели человек, могут выразить ужас жертвенной красоты.
Растение вбирает в себя соки земли, чтобы затем отдавать себя вплоть до последней стадии материальной жертвенности - сожжения.
В легендарной Велесовой книге, то есть древнем Славянском сказании, говорится, что "трава зелёная - это знак Божеский. Мы должны собирать ее в сосуд для осуривания, дабы на собраниях наших воспевать богов в мерцающем небе и отцу нашему Дажьбогу жертву творить"
В сказаниях Древней Индии говорится о Мировом Древе, соединяющем Небо и Землю.
Ригведа представляет Вселенную как гигантское дерево: «Наверху его корни, внизу его ветви, пусть же снизойдут на вас его лучи».
Катху-упанишада описывает его так: "Вечный Ашватттха, корни которого тянутся вверх, а ветви - вниз, это совершенство /шукрам/, это Брахман, то, что именуется Несмертью. В нем заключены все миры."
Недаром именно растения служили Христу образами силы веры.
Например, притча о пшенице и плевелах, притча о горчичном зерне, "которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом, так, что птицы небесные прилетают и укрываются в ветвях его". Мат. 13.31.
"Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим: или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду"
Подобно этому и человек и любое иное живое существо познается по жертве, приносимой им.
На примере усыхания бесплодной смоковницы Иисус показал необоримую силу веры.
Первое явление Бога Моисею произошло при посредстве горящего куста. "И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает" Исх.3.2.
Любая жертва, связанная с сожжением, так или иначе, сопряжена была с жертвой растения.
Хотя проявление огня возможно и без посредства растения, но ни дерева, ни любой иной формы жизни нет без огня, в той или иной мере содержащегося в ней.
Иранское предание о происхождении первой человеческой пары гласит: когда первопредок Гайомарт пал под ударами духа зла, семя его проникло в глубь земли и, сорок лет спустя, породило растение /ривао/, в свою очередь, превратившееся с Машйу и Машйану.
Древние фараоны превозносились как едоки богов. Осирис - это пшеница, сын земли, бог, которого съедают так же, как и Якхоса - таинственного бога элевсинских мистерий. Бык Митры - это съедобные плоды земли».
Попытаюсь хотя бы вкратце перечислить и немного осмыслить жертвенные функции растений.
1 Онтологическая составляющая - обеспечение жизни на Земле посредством выработки на свету кислорода, необходимого для дыхания животных и человека. Это явление открыл и обосновал великий русский ученый К.А.Тимирязев, который в 1875 году защитил докторскую диссертацию "Об усвоении света растением". К тому же в 1875 году вышло первое издание книги того же биолога "Жизнь растений", которую составили лекции по физиологии растений.
2 Экономическая работа - древние деревья создали огромные запасы каменного и бурого угля. Болотные растения сотворили гигантские "кладовые Солнца", /определение М.М.Пришвина/, то есть залежи торфа.
Сама древесина используется, где надо и где не нужно.

3 Эстетическое служение - красота растений вдохновляла и продолжает воодушевлять художников, поэтов, музыкантов.
Прекрасной русской природе отдали дань титаны изобразительного искусства Шишкин, Куинджи, Левитан и др.
Л.М.Леонов создал роман "Русский лес", в котором показал важнейшую роль леса в жизни народа.
Именно лесу посвятили свои важнейшие произведения русски мастера словесности М.М.Пришвин, К.Г.Паустовский.
4 Этическая роль леса заключена в воспитании многих поколений русских  людей.
5 Гносеологическая или познавательная функция состоит в том, что растения служат посредником между живой и неживой природой, что подтверждает истинную жертвенную службу этих существ.
6 Психологическая - нахождение в лесу, на лугу, работа в поле, в саду, огороде привносят в душу человека спокойствие, умиротворение, блаженство.
Вместе с тем есть и целительная сторона жизни растений. Сколько малых и больших зеленых друзей готовы даровать оздоровление телу и душе человека.
Не зря еще апостол Павел произнес: "Немощный пусть ест овощи".
Восточные Славяне, впрочем, как и Южные и Западные, жили и даже спасались при помощи леса.
Спасаясь от яростных нападений половцев и монголов, Славяне уходили в леса Севера и Северо-востока, создавая не только сельские поселения, но и города-двойники Владимир, Галич и другие.
Естественно, что и во время последующих войн леса служили прибежищем для беженцев и подспорьем для партизан.
Во время Великой Отечественной войны чащобы Белоруссии подвергались по-германски планомерному уничтожению.
Боры и дубравы Смоленщины и Брянщины были воспеты в народных песнях Славян.

Из древесины производились шпалы Великих транспортных магистралей, ведущих во все стороны света.
На бумаге, производимой из русских деревьев, печатались сочинения Пушкина и Лермонтова, Толстого и Лескова, Чехова и Достоевского.
Все это было частичным оправданием жертв растений во имя мира и жизни.
Однако заготовка древесины часто велась бесхозяйственно.
Огромное количество деревьев кедра срубалось при заготовке шишек. Царское лесное ведомство не принимало никаких мер по разумной эксплуатации кедровников. Ещё меньше об этом думали иностранные капиталисты, которые в начале нашего века на концессионных началах вырубали и вывозили за границу сотни тысяч кубометров кедровой древесины. Хищнические рубки стали основной причиной резкого уменьшения площади кедра на Северо-востоке европейской части России.
В лесные посадки в Сибири кедр сибирский начали внедрять только с 1947-1950 годов.
По данным В.Н.Габеева, к 1962 году в Западной Сибири создано около 750 гектаров культур кедра.
Однако излишнее увлечение лесопользованием приводило в конце 19-го и на исходе 20-го веков к облесению значительных площадей. Все это вызывало засухи, а значит недороды и голод на обширных территориях.
В Китае могут исчезнуть леса в верховьях Янцзы - в одном из двух регионов, где еще сохранилась популяция панды.
Тревогу вызывает судьба крупнейших в мире мангровых лесов на границе Индии и Бангладеш, объявленных ЮНЕСКО памятником всемирного природного наследия.
Еще в 1980 году площадь тропических лесов составляла 11 миллионов квадратных километров, что больше площади США. Однако из-за вырубки лесов и частых пожаров область, занимаемая "джунглями", неуклонно сокращается.
В Бразилии, в бассейне реки Амазонка, с само большом на планете сплошном ареале тропических лесов, вырублена пятая часть всех деревьев.
Крепнейшие капиталистические страны ответственны не только за нарастающее сведение постоянно-влажных лесов ради экспортной древесины. Используя слабости экнономической структуры развивающихся стран и коньюнктурный механизм мироврого рынка, США, например, создалди и продолжают создавать предпосылки для ускорения сведения этих лесов в Латинской Америке и другим путем – установлением повышенноой квоты на закупку мяса в развивающихся странах. В результате по законам капиталистической экономики в последние десятилетия стало неуклонно возарастать сведение влажно-тропических лесов во многих латиноамериканских странах для развития на расчищенных площадях полуэкстенсивного животноводства.
Для обеспечения поставки с США ежегодно не менее 130 тысяч тонн мяса и мясопродуктов, получаемых таким путем, только в 1971-1977 годах Межамериканским банком развития и МБРР были выделены кредиты в 1 млрд долларов на дальнейшее расширение экстенсивного животноводства на месте лесов Латинской Америки.
Филиппины и Мадагаскар потеряли за последние века соответственно 80 и 95%. Страдают также деревья Нигерии и Индонезии.
По прогнозу Всемирного фонда дикой природы, к 2012 году влажные тропические леса в долинах Калимантана, необычайно богатые животными, полностью исчезнут, если их вырубка будет продолжаться подобными темпами.
В декабре 2004 года, во время Великого цунами, именно мангры приняли на себя удар волны в некоторых районах Индийского океана и защитили лежавшие в стороне от берега деревни.
Из-за хищнического предпринимательства в пореформенной России появились катастрофические засухи 1891 и 1921 годов.
Вырубки продолжались и после революции. Лес продавали за твердую валюту ради обмена его на станки и оборудование для индустриальных титанов, возводимых почти повсеместно.
В 1931 году Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О мероприятиях по развитию кедровых хозяйств».
В 1953 году Совет Министров СССР постановил во всех районах, где имеются кедровые насаждения, выделить орехопромысловые зоны.
В 1947 году правительством СССР было принято постановление о создании лесозащитных полос и вообще лесов, поскольку во время Великой Отечественной войны германским нацистами было уничтожено 20 миллионов гектаров лесного покрова. В одной только Белоруссии гитлеровцы сожгли, вырубили и обратили в пустыри пятьсот тысяч гектаров леса. В это же время стали создаваться не только леспромхозы, но и лесхозы, а также питомники по выращиванию саженцев.
Однако после объявления эпохи "рынка" русские леса стали сводиться под корень.
Если что и заботит нынешних правителей в отношении леса, так это недостаток прибыли из-за неполной переработки кругляка. Речь же о новых посадках не идёт совсем.
Из-за вырубки тайги Забайкалью грозит экологическая катастрофа. Обширная рубка леса ведется по всей Бурятии, в том числе в водосборном бассейне озера Байкал. Почти весь незаконно вырубленный лес вывозится в Китай.
По признанию Сергея Шойгу, лесные пожары в Сибири тоже подчас имеют преступный характер. Криминальные группировки специально поджигают тайгу, чтобы затем за бесценок скупить древесину для выгодной перепродажи.
Под угрозой уничтожения находится уссурийская тайга.
Тотальное сведение лесного покрова России приведет к поистине катастрофическим последствиям для мира в целом, поскольку именно сибирская тайга вырабатывает больше кислорода, чем вечнозелёные джунгли, которые поглощают большую часть выработанного ими кислорода.