Сокол Сумщины Николай Радченко

Иван Лавриненко
    1 ноября 1943 года состоялась высадка советского десанта в районе поселка Эльтиген южнее Керчи, а уже на следующий день наши войска высадились северо-восточнее города – в районе Маяк – Жуковка. Прикрывали десантников летчики 4-й Воздушной Армии генерала Вершинина и часть сил ВВС Черноморского флота. Накануне высадки в состав 4-й ВА вошла 329-я истребительная авиадивизия, имевшая в своем составе три полка – 57-й и 101-й ГИАП, а также наиболее боеспособную на тот момент часть всей дивизии – 66-й ИАП. На вооружении дивизии стояли самолеты американского производства – истребители Белл Р-39 «Аэрокобра». Именно «кобрам» отводилась основная роль в завоевании господства в воздухе и противодействии немецким истребителям. Кроме 329-й ИАД, в состав 4-й ВА входили 229-я ИАД на ЛаГГ-3 и Як-1, 230-я и 214-я ШАД и 132 БАД, а также ряд отдельных разведывательных полков и эскадрилий.

   Основным противником для советских летчиков был 1-й Авиакорпус, в который в разное время входили группа пикирующих бомбардировщиков III./SG3, бомбардировочные группы I./KG55, III./KG55, I./KG4 и «Мессершмитты» первой и второй групп самой результативной немецкой истребительной эскадры JG52. При этом из истребителей именно II./JG52 суждено было стать главным визави наших пилотов. Несмотря на свою немногочисленность (не более 40 Bf109G), группа была серьезным противником для летчиков 4-й ВА, поскольку в ее составе воевало немало опытных летчиков, имевших на своем счету двузначные цифры количества побед, а за командиром группы гауптманном Баркхорном к началу боев за Керчь числилось 177 сбитых советских самолетов.

   66-й ИАП, в рядах которого довелось сражаться уроженцу поселка Угроеды Сумской области мл.лейтенанту Николаю Радченко, на начало Керченско-Эльтигенской операции располагался на аэродроме станицы Вышестеблиевская на Таманском полуострове. Радченко входил в состав 2-й эскадрильи 66-го ИАП, которой командовал капитан Николай Сидоров, и был постоянным ведомым лейтенанта Михаила Андрианова. В период своего обучения на «Аэрокобре» Николай совершил 44 полета, налетав на американском истребителе в общей сложности 16 часов 4 минуты. При этом 14 вылетов было парой и группой. Молодой летчик совершил 3 стрельбы по наземным целям, еще две – по воздушным, а также провел 9 учебных воздушных боев. По технике пилотирования летчик, наряду с еще шестью молодыми пилотами, получил общую оценку «4».

   Свой первый боевой вылет Николай совершил 6 ноября 1943г. в составе четверки капитана Капустика. Группа прикрывала свои войска и плавсредства в районе Коса Чушка – Кордон – Баксы – Маяк – Еникале. Первый вылет для молодого летчика прошел спокойно, и встреч с самолетами противника не было. Уже на следующий день молодой летчик совершил сразу три боевых вылета, однако ни в одном из них вражеские самолеты в воздухе так и не появились.

   До 12 ноября вылетов летчики полка из-за погодных условий произвели мало. Но в тот день авиация противоборствующих сторон активизировала свои действия, и в воздухе разгорелись ожесточенные схватки. Именно 12 ноября Николаю довелось впервые встретиться в воздухе с немецкими летчиками. Утром ведомая капитаном Сидоровым четверка «Аэрокобр» прикрывала десантников и плавсредства в районе коса Тузла – Эльтиген – Керчь. Севернее косы Тузла наши летчики вступили в воздушный бой с парой Ме109, которые к этому моменту уже дрались с четверкой Як-1 из состава 42-го ГИАП. Последние после прибытия «кобр» ушли на свою территорию. Бой четверки «Аэрокобр» с Ме109 происходил на виражах. Один из «Мессершмиттов» был атакован мл.лейтенантом Радченко и мл.лейтенантом Максименко. После атаки Ме109 пошел вниз, и по наблюдению летчиков немецкий пилот не сумел вывести свои самолет из пикирования и упал в море. Победу подтвердила радиостанция наведения «Багор-15». Таким образом, именно паре еще «зеленых» летчиков полка удалось открыть счет сбитых дивизией в небе Керчи немецких истребителей.

   На следующий день Радченко вылетал на сопровождении и прикрытие главной ударной силы 4-й ВА – штурмовиков Ил-2, которые в этом вылете наносили удар по баржам противника в районе Камыш-Бурун. Немецкие истребители в воздухе не появились.

   Удача снова улыбнулась Николаю Радченко 25  ноября. Днем четверка «Аэрокобр», ведомая мл.лейтенантом Засыпкиным вылетела на прикрытие своих войск в районе Баксы – Аджим-Ушкай. В указанном районе наши летчики вступили в бой с таким же количеством Ме109. В ходе боя «Мессершмитты» пытались зайти в хвост мл.лейтенанту Радченко, но советский летчик умелым маневром развернулся и с дистанции 200-100 метров атаковал ведущего одной из немецких пар, выпустив по нему три очереди из всего бортового оружия. «Мессершмитт» задымил, перевернулся на крыло, а затем перешел на нос и пошел к земле. Свой боевой путь вражеский истребитель закончил в 2 километрах западнее Булганак. На месте его падения наши летчики наблюдали клуб дыма. Это была первая личная победа молодого летчика. В том же бою добился успеха и ведущий Николая, лейтенант Андрианов, также сбивший один Ме109, который упал северо-западнее Керчи. Победу подтвердили мл.лейтенанты Засыпкин и Радченко.

   В начале декабря 1943г. немецкие части перешли в наступление на позиции закрепившихся в Эльтигене советских частей, стремясь сбросить их в море и ликвидировать советский плацдарм. Командование Отдельной Приморской армии бросило на поддержку десанта всю имеющуюся авиацию, прежде всего, штурмовики из состава 230-й и 214-й шад, а такэже 11-й ШАД ВВС ЧФ.

   2 декабря на расчистку воздуха и прикрытие штурмовиков над полем боя вылетело десять истребителей 66-го ИАП, ведомые командиром полка подполковником Смирновым. В этой группе летел и мл.лейтенант Радченко. В 11:15 в районе Александровка два Ме109 попытались атаковать его ведущего лейтенанта Андрианова. Последний вместе со своим ведомым и мл.лейтенантом Ивановым развернулись в сторону атакующих и пошли на них в лобовую атаку. После лобовой летчики стали в вираж и открыли по самолетам противника заградительный огонь, в результате чего один Ме109 был подбит. Оба «Мессершмитта» пытались переворотом и последующим пикированием оторваться от советских истребителей, но подбитому Ме109 это не удалось, и он был вновь атакован тройкой «Аэрокобр» и сбит. Вражеский самолет упал северо-западнее Александровка, а на месте его падения наблюдались клубы пыли. Это была вторая победа Николая, одержанная совместно с боевыми товарищами.

   Накал боев в эти дни не ослабевал, и почти в каждый вылет оканчивался воздушным боем. Уже в своем следующем боевом вылете Николай Радченко вновь добился победы. Днем 4 декабря группа из восьми «Аэрокобр», ведомая комэском капитаном Сидоровым вылетела на прикрытие своих войск в районе Эльтиген. В указанном районе группа вступила в бой с четверкой Ме109. Один вражеский истребитель был сбит лейтенантом Андриановым. Во время его атаки другой «Мессершмитт» пытался атаковать самого Андрианова. Ведомый мл.лейтенант Радченко, отбивая атаку от своего ведущего, сбил самолет противника, который упал в районе Сараймин. Эту победу подтвердили экипажи. Еще один Ме109 стал жертвой мл.лейтенанта Иванова. По немецким данным, в это время был сбит и погиб ведомый самого гауптманна Герхарда Баркхорна унтер-офицер Вернер Бисманн (Uffz. Werner Biesmann) из штабного звена II./JG52, который оторвался от ведущего и был сбит советскими истребителями. На момент гибели на счету летчика было шесть одержанных побед.

   Уже в следующем вылете, 5 декабря, в бою с парой Ме109 Николай Радченко поддержал атаку своего ведущего лейтенанта Андрианова, который сбил один вражеский истребитель. Именно Радченко и подтвердил победу, указав в послеполетном докладе, что Ме109 упал южнее Керчи, и при ударе Ме109 о землю поднялся клуб черного дыма. К сожалению, понесли потерю и наши летчики – в ходе этого вылета был сбит и погиб заместитель командира эскадрильи ст.лейтенант Афанасий Дмитриевич Григорьев.

   В другом вылете в этот же день Николай в очередной раз показал пример взаимовыручки в воздушном бою, когда пара «Мессершмиттов» пыталась зайти в хвост ведущему группы мл.лейтенанту Засыпкину. Радченко успешно отбил атаку, а сам Засыпкин в этом вылете сумел сбить один Ю-87.

   Не ослабевал накал боев и на следующий день, 6 декабря. И снова удача улыбнулась Николаю Радченко и его однополчанам. В бою с парой Ме109 в районе юго-восточнее Эльтиген сначала добился победы командир эскадрильи капитан Сидоров – после трех очередей вражеский истребитель загорелся, перевернулся и упал в Керченский пролив. Второй «Мессершмитт» был атакован мл.лейтенантом Ивановым, после чего самолет противника задымил и пытался уйти на запад. Его атаковал мл.лейтенант Радченко и выпустил по нему три очереди. Ме109 загорелся и упал южнее Эльтигена на берегу. Эту победу подтвердили все летчики советской группы. После этого к месту боя подошла еще одна пара Ме109, один из которых был подбит лейтенантом Андриановым и остальными летчиками. Поврежденный «Мессершмитт» ушел на запад. С большой долей уверенности можно утверждать, что сбитый парой мл.лейтенант Иванов – мл.лейтенант Радченко вражеский истребитель пилотировал ефрейтор Вальтер Хиршманн (Gefr. Walter Hirschmann) из 5./JG52. Согласно немецким данным, его Bf109 G-6 «Черная 13» был подбит советскими истребителями. Совершая вынужденную посадку, немецкий летчик погиб.

   7 декабря летчики 2-й эскадрильи 66-го ИАП продолжили успешную серию боев. Четверка «Аэрокобр» с ведущим капитаном Сидоровым в районе коса Тузла завязала бой с шестеркой Ме109. Сначала Сидоров удачно атаковал одного из «Мессершмиттов», который после этого задымил. И хотя летчики не видели падения вражеского самолета, радиостанция наведения «РАК-2» передала, что горящий Ме109 упал в районе Эльтиген. Мл.лейтенант Радченко также атаковал одного из противников, произведя шесть очередей. Вражеский самолет был подбит, но ему удалось уйти на свою территорию. Точку в этом бою поставил мл.лейтенант Иванов – сбитый им «Мессершмитт» рухнул в море юго-восточнее Эльтиген.

   В последующие дни накал воздушных боев спал, поскольку плацдарм под Эльтигеном нашим войскам пришлось оставить – они прорвались из «Огненной земли» к горе Митридат, откуда оставшиеся в живых десантники были эвакуированы на катерах.

   Следующий боевой вылет Николай Радченко совершил только 19 декабря, когда две четверки «Аэрокобр», сменяя друг друга, прикрывали спецпоезд, который следовал из Краснодара в станицу Старотитаровскую. Этот вылет прошел без встречи с самолетами противника.

   Бои в воздухе в районе Керчи снова разгорелись в конце декабря 1943г. Немецкая бомбардировочная авиация стала наносить удары по советскому плацдарму под Керчью, а советское командование действиями штурмовиков по позициям и аэродромам противника пыталась ослабить их перед предстоящей высадкой нового десанта. 28 декабря Николай совершил только один боевой вылет в составе восьмерки «Аэрокобр», в ходе которого имели место короткие столкновения с истребителями противника, однако успеха в этом вылете никто не добился.

   Однако уже на следующий день, 29 декабря, Николай Радченко добился очередного успеха. Восьмерка «Аэрокобр» полка была поднята в воздух по вызову радиостанции наведения. Сначала в 14:20 в бою с парой Ме109 одержал победу мл.лейтенант Крбашьян, который в лобовой атаке сбил один «Мессершмитт» юго-западнее Тархан. Затем в районе Маяк один вражеский истребитель попытался атаковать лейтенанта Андрианова. За ним устремился мл.лейтенант Радченко. Нагнав противника в районе восточнее Камыш-Бурун, наш летчик атаковал «Мессершмитт» в хвост, выпустив по нему три очереди. Как доложил после посадки сам Николай Радченко, после последней выпущенной им очереди немецкий летчик выпрыгнул с парашютом, а самолет упал в море. Это были последний вылет и последняя победа молодого пилота в уходящем 1943 году.

   Уже в первый день нового года Николай Радченко снова был в воздухе и участвовал в воздушном бою с «Мессершмиттами», в ходе которого четверо его однополчан без потерь со своей стороны добились трех побед.

   Радченко продолжал выполнять боевые вылеты, и следующий примечательный для него бой состоялся уже 4 января. Дюжина истребителей полка, ведомая капитаном Сидоровым, вылетела на блокировку главного «осиного гнезда» под Керчью – аэродрома Багерово, где базировалась основанная часть немецких истребителей. Над целью наша группа завязала бой с парой патрулирующих в воздухе Ме109. Мл.лейтенант Радченко успешно атаковал одного из них, после чего подбитый «Мессершмитт» со снижением ушел на запад.

   В последующие несколько дней погода испортилась, и встреч с воздушным противником у летчиков полка не было. Ситуация стала меняться 9 января, когда противоборствующие силы снова бросили в бой основные силы авиации – немецкие «Хейнкели 111» и «Юнкерсы 87» пытались прорваться к целям на советском плацдарме и пристанях, а советская ударная авиация старалась уничтожать наземные цели накануне высадки десанта. Особенно ожесточенные бои в воздухе произошли 10-12 января в районе высадки нового советского десанта и на правом фланге плацдарма, где части Отдельной Приморской армии перешли в наступление.

   Для Николая Радченко следующий результативный бой состоялся днем 11 января, когда четверка «Аэрокобр» была вызвана радиостанцией наведения в район Грязевая Пучина. В районе Тархан – мыс Зюк наши летчики вступили в бой с четверкой Ме109. Сначала успеха добился мл.лейтенант Максименко, а сбитый им «Мессершмитт» упал в районе м.Зюк и взорвался на земле. Затем настала очередь мл.лейтенанта Радченко, который атаковал оставшуюся тройку в хвост. После атаки один из вражеских истребителей упал западнее м.Зюк и также взорвался. Еще один Ме109 стал жертвой мл.лейтенанта Иванова, но и ему в хвост зашел один из лучших асов II./JG52 лейтенант Липферт. И хотя атака немецкого аса была отбита лейтенантом Андриановым, которому в итоге также был засчитан один сбитый «Мессершмитт», вражеский летчик все уже успел выпустить по «Аэрокобре» точную очередь. Советский летчик пытался тянуть на свою территорию, но был вынужден совершить вынужденную посадку в Азовском море севернее Тархан. Выбраться из тонущего истребителя Василий Степанович Иванов, к сожалению, не сумел.

   Николай Радченко продолжил свою победную серию уже на следующий день, 12 января. Вылетевшая на прикрытие своих войск четверка «Аэрокобр», ведомая лейтенантом Андриановым, западнее Тархан встретила такое же количество Ме109. Последние пытались со стороны солнца атаковать советскую группу. Наши летчики развернулись в сторону противника, после чего начался бой на виражах. Мл.лейтенант Радченко атаковал одного Ме109 и вел огонь по нему до тех пор, пока «Мессершмитт» не врезался в землю севернее поселка Малый Бабчик.

   Напряженным для Николая Радченко выдался день 14 января 1944г. После полудня двенадцать «Аэрокобр» 66-го ИАП, ведомые ст.лейтенантом Добрыниным, вылетели в район станции Багерово на расчистку воздуха от истребителей противника и прикрытие действий штурмовиков, наносивших удар по железнодорожным составам. Ведомая лейтенантом Засыпкиным шестерка, в которую входил и Радченко, отбила одну атаку Ме109 на советские штурмовики. Задача была выполнена.

   Вскоре после посадки пара лейтенант Андрианова – мл.лейтенант Радченко снова отправилась на боевое задание: разведка и штурмовка станции Багерово. На станции Салын летчики обнаружили эшелон с пассажирскими вагонами, который и был ими проштурмован. Хотя результатов пилоты не наблюдали, в послеполетном докладе они сообщили о прямых попаданиях снарядов в вагоны. Кроме того, штурмовке с их стороны подвергся также один эшелон на станции Багерово.

   В послеобеденное время того же дня снова дюжина «Аэрокобр» 66-го ИАП, ведомые ст.лейтенантом Добрыниным, вылетела на аналогичное задание – расчистку воздуха от истребителей противника и прикрытие действий штурмовиков, наносивших удар по ж/д станции Багерово. Группа встретила девятку Ю-87, уходившую из района Булганак на запад. Ст.лейтенант Добрынин атаковал и сбил один из немецких бомбардировщиков, который упал западнее Тархан. В это же время лейтенант Засыпкин сбил еще один «Юнкерс». Еще один вражеский самолет такого типа, упавший севернее Багерово, стал жертвой капитана Капустика. Завершил разгром немецкой группы мл.лейтенант Радченко, атаковавший одного Ю-87 в хвост. Самолет противника загорелся и пошел вниз. Радченко падения не наблюдал, поскольку бой был выше облачности. Однако позднее и эта победа получила подтверждение. Советские же штурмовики в этот день очень успешно отработали по ст.Багерово, заявив об уничтожении и повреждении до 51 вагона, двух паровозов, 15 лошадей и 5 автомашин. Сводки немецкой 17-й Армии подтверждают тяжелые для противника налеты «Илов». Согласно ним, как минимум два груженные боеприпасами состава были поражены бомбами советских штурмовиков.

   С 18 января Николай Радченко стал летать также ведомым командира эскадрильи капитан Сидорова, что говорило о доверии к нему и надежности в бою. Например, 21 января шестерка, ведомая капитаном Сидоровым, расчищала воздушное пространство от истребителей противника и прикрывала действия штурмовиков Ил-2, наносящих удары по высоте 88,5. Ме109 пытались атаковать Ил-2. Атака одной из вражеских пар была отбита парой Сидоров – Радченко, после чего «Мессершмитты» ушли на свою территорию.

   Тяжелый бой пришлось провести группе капитана Сидорова, ведомым которого летел Радченко, на следующий день. Днем 22 января шестерка истребителей получила задание блокировать аэродром Багерово с воздуха. К сожалению, внезапность достигнута не была, и немецкие истребители были уже в воздухе. Над аэродромом завязался ожесточенный воздушный бой – шесть «Аэрокобр» против такого же количества «Мессершмиттов». Один самолет противника был подбит мл.лейтенантом Петровым, после чего его добил ведомый мл.лейтенант Шугаев. Другой Ме109 был атакован сзади в хвост и сбит мл.лейтенантом Максименко, после чего лейтенант Андрианов наблюдал, как Максименко на пикировании атаковал и сбил еще один «Мессершмитт». К сожалению, это были последние победы молодого летчика. На высоте 300 метров он был атакован четверкой Ме109, и хотя Андрианов все время старался отбивать атаки от своего ведомого, опытному немецкому асу фельдфебелю Хайнцу Заксенбергу удалось на вираже выпустить точную очередь по «Аэрокобре», которая после этого упала и взорвалась южнее ст.Багерово. Шансов покинуть гибнущий истребитель у пилота не было, и Михаил Исаевич Максименко погиб. Андрианов так вспоминал об этом бое:

   Как-то наш 66-й истребительный авиаполк получил боевую задачу от самого командующего 4-й Воздушной армией К. А. Вершинина: вылететь в район станции Багерово, на которой разгружались составы с немецкими войсками, блокировать вражеский аэродром, чтобы с него не смогли подняться истребители и не помешали нашим штурмовикам бомбить станцию. Я был ведущим четвёрки.
   Но мы немного запоздали. При подходе к аэродрому увидели кружащую над ним стаю "Мессеров". Единственный выход - ввязаться с ними в бой.
  - Макс, атакуй ведомого, - даю команду своему напарнику лётчику Максименко, - я иду на ведущего.
   Очередь, другая... Вражеские истребители увёртываются... Снова ловлю в прицел "Мессера". Ещё длинная очередь... Задымил фриц!   "Ага, попался, проклятый!" - торжествовал я, наблюдая, как тот, кувыркаясь, стремительно приближался к земле. Посмотрел в сторону, ища глазами Максименко. Ещё больше обрадовался – горел и второй "Мессер"!   Его поджёг мой напарник.
   Такой результат боя привёл в ярость немецких лётчиков. Они, как коршуны, набросились на нашу четвёрку. Более десятка "Мессеров" кружились вверху, внизу, справа, слева, зажав нас в "клещи". А тут ещё ведомые лётчики сообщали по радио: "Я 17-й, подбит, ухожу", "Я 19-й, выхожу из боя, подбит мотор".
   Значит, остались вдвоём, и помочь некому. Не успел об этом подумать, как увидел: самолёт Максименко, резко снижаясь, врезался в землю. Теперь я остался один. А немцы всё наседают и наседают. "Ну, что же, погибать, так с музыкой!"   Разворачиваю свой самолёт и устремляюсь в сторону немецкого аэродрома. Решил: если подобьют, направлю свою машину на вражеские, что стоят на земле. Но иногда из безвыходного положения можно найти выход. На какие-то секунды в стае кишащих "Мессеров" произошло замешательство.
   Этого было достаточно, чтобы оторваться от них. Прижимаясь к земле, разворачиваюсь и иду в сторону Азовского моря. "Неужели уцелел?" - думаю. Даже не верится, что стая врагов уже позади. Оглянулся. Вижу: на большой скорости догоняет меня "Мессер". "Значит, не оставили, решили всё же расправиться", - заключил я. Но теперь куда легче: ведь один на один. Мы ещё поборемся! Лечу прежним курсом, на прежней высоте, никакого замешательства. Всё это для того, чтобы фриц не сообразил, что я его заметил. Подпустив "Мессера" поближе, делаю "полупетлю" и оказываясь у него в хвосте. Прицел, длинная очередь, и преследователя поглощают морские волны.
   До своего аэродрома еле дотянул: кончился бензин. Приземлился в сумерках. Меня, конечно, не ждали, считали погибшим.

   Уже на следующий день Радченко снова вылетел ведомым капитана Сидорова. Четверка «Аэрокобр» получила задание расчистить воздух для действий штурмовиков. В районе Керчи одиночный «Мессершмитт» пытался атаковать Ил-2, но был контратакован парой Сидоров – Радченко. Атакованный Ме109 ушел вниз, и был засчитан Сидорову как личная победа.

   23 января состоялась последняя высадка десанта в районе Керчи. На этот раз советские части высадились прямо в порту Керчи с целью освобождения города. В воздухе снова разгорелись бои. В эти дни советское командование привлекло для ударов по немецким позициям и тылам бомбардировщики также «Бостон» из состава 132 БАД.

   В обеденное время того же дня двенадцать «Аэрокобр», ведомые капитаном Сидоровым, вылетали на сопровождение бомбардировщиков, наносивших удары по целям на г.Митридат. Ведомым Сидорова снова летел мл.лейтенант Радченко. Встречи с воздушным противником не было, и задание было выполнено.

   С немецкой стороны в эти дни начала действовать под Керчью накануне переброшенная сюда группа истребителей-штурмовиков II./SG2, на вооружении которой стояли самолеты «Фокке-Вульф 190». Первый бой с истребителями данного типа Николай Радченко, летевший ведомым лейтенанта Андрианова, провел 25 января. Встретив немецкие истребители, наши летчики атаковали их в лоб. В отличие от пилотов «Мессершмиттов», летчики «Фокке-Вульфов» обычно не боялись лобовых атак, поскольку чувствовали себя в относительной безопасности, прикрытые широким радиатором своих машин и уверенные в своем мощном вооружении. Не стал исключением и этот бой. Однако в самый критический момент лобовой атаки немецкие истребители горкой ушли вверх. Хотя «Аэрокобры» преследовали их, ведя по ним огонь, немецким летчикам удалось уйти, и бой закончился безрезультатно.

   Приходилось Николаю Радченко иногда совершать вылеты парой на разведку, что было непростым и рискованным делом. 28 января 1944г. в паре с лейтенантом Андриановым он вылетал на разведку движения железнодорожного и автомобильного транспорта в районе населенных пунктов Владиславовка, Семь Колодязей, Марфорвка, Керчь. Над станцией Семь Колодязей советская пара была обстреляна мелкокалиберной зенитной артиллерией, в результате чего был пробит колпак окна кабины на одной из «Аэрокобр». В остальном, вылет прошел благополучно, и летчики, выполнив задание, с ценными данными вернулись на свой аэродром.

   С конца января 1944г., после завершения последней десантной и наступательной операции советский войск под Керчью, активность авиации сторон пошла на спад. Тем не менее, время от времени, если позволяла погода, в воздухе продолжали происходить более или менее крупные бои. Стоит отметить, что опытные немецкие летчики хорошо наладили взаимодействие между легкими «Мессершмиттами» и более тяжелыми «Фокке-Вульфами» – последние использовались в основном для ударов по наземным целям.

   5 февраля четверке «Аэрокобр», ведомой капитаном Сидоровым, пришлось выдержать тяжелейший бой. Советская группа, в которую входил и мл.лейтенант Радченко, прикрывала свои войска в районе Тархан – Керчь – Булганак. В районе цели наши летчики встретили восьмерку Ме109. Одна из немецких четверок связала боем «Аэрокобры», после чего наши летчики были атакованы и второй четверкой Ме109 – это произошло в тот момент, когда для штурмовки наших наземных войск в указанный район подошли четыре ФВ190. Несмотря на сложившуюся тяжелую ситуацию, советская группа устремилась навстречу «Фокке-Вульфам», которые после этого развернулись и ушли на запад. Однако трудный бой с численно превосходящими «Мессершмиттами» продолжился. Немецкие летчики произвели по «Аэрокобрам» восемь атак, но благодаря четкому взаимодействию пар и умелому руководству со стороны капитана Сидорова наши пилоты с честью выдержали эту схватку и благополучно вернулись на свой аэродром.

   Снова удача улыбнулась Николаю Радченко на следующий день, 6 февраля. Четверка истребителей капитана Сидорова прикрывала свои войска в районе Керчь – Тархан – Булганак. Находившаяся в этом районе пара ФВ190 пыталась атаковать «Аэрокобры», но была вовремя замечена. В завязавшемся бою капитан Сидоров вместе со своим ведомым мл.лейтенантом Радченко атаковал одного из «Фокке-Вульфов». В результате атак вражеский истребитель пошел к земле. Из-за малой высоты капитан Сидоров прекратил атаки, чтобы не врезаться в землю. Но мл.лейтенант Радченко преследовал противника до конца, и только убедившись в падении ФВ190 северо-западнее Катерлез, стал набирать высоту.

   Не все бои с опытными немецкими летчиками заканчивались успешно. 7 февраля на боевое задание по прикрытию своих войск отправилась четверка «Аэрокобр», ведомая лейтенантом Засыпкиным. Радченко летел ведомым второй пары лейтенанта Андрианова. В районе Керчи группа была атакована тройкой Ме109. Одному немецкому летчику удалось зайти в хвост лейтенанту Андрианову и открыть точный огонь. Ведомый мл.лейтенант Радченко сначала дал по атакующему несколько заградительных очередей, после чего, продолжая вести огонь по противнику, устремился на помощь ведущему. Летчик «Мессершмитта» боевым разворотом ушел в сторону солнца. Мл.лейтенант Радченко проводил подбитую «Аэрокобру» Адрианова до Таманского полуострова и, не дождавшись посадки командира, вернулся в район Керчи на помощь к своей группе. Лейтенант Андрианов дотянул до аэродрома Фонталовская и совершил там вынужденную посадку. Вскоре летчик прибыл в свою часть.

   Последнюю победу Николай Радченко одержал 10 февраля 1944г. По вызову радиостанции наведения в воздух поднялась четверка «Аэрокобр», ведомая лейтенантом Засыпкиным. В районе Керчи пара Андрианов – Радченко заметила ниже себя два Ме109. Советские летчики атаковали противника сверху и сзади. Одному «Мессершмитту» удалось уйти в облачность, а второго меткой очередью сбил мл.лейтенант Радченко. Вражеский истребитель упал западнее Катерлез, что наблюдал лейтенант Андрианов.

   Свой последний бой молодой ас принял 14 февраля. Четверка истребителей лейтенанта Засыпкина прикрывала боевые порядки Отдельной Приморской армии в районе Тархан – Керчь – Булганак. Начало вылета было успешным. Наши летчики заметили шестерку Ме109, которые набирали высоту. Лейтенант Засыпкин зашел одному из них в хвост и сбил его. Самолет противника упал в районе Малый Бабчик. Опытные немецкие летчики разделились по парам и стали уходить на свою территорию, заманивая туда наших летчиков. Мл.лейтенант Радченко смело погнался за одним «Мессершмиттом» и преследовал его до Багерово. Прикрывал своего ведомого лейтенант Андрианов. Не догнав врага, наши летчики развернулись на свою территорию. Мл.лейтенант Радченко заметил находящегося выше Ме109, стал поднимать нос своего истребителя, набирая высоту и ведя огонь по «Мессершмитту». Это заметил молодой, но уже опытный немецкий ас лейтенант Вальтер Вольфрум из состава 5./JG52. Он со своим ведомым с пикирования атаковал «Аэрокобру» Радченко. Лейтенант Андрианов пошел наперерез Ме109 и открыл заградительный огонь. Однако он не сумел помешать Вольфруму сблизиться с советским истребителем и с дистанции 50 метров открыть точный огонь (Для Вальтера Вольфрума это была 27-я из всего 137 одержанных им побед ) . «Аэрокобра» загорелась, и пилот стал тянуть на свою территорию. Севернее поселка Булганак у истребителя отвалилась хвостовая часть, и неуправляемая машина рухнула на землю северо-восточнее указанного населенного пункта. К сожалению, воспользоваться парашютом Николай Радченко не сумел. В свою очередь, лейтенант Андрианов, отбивая атаку от своего ведомого, заявил сбитым один «Мессершмитт», который упал западнее Булганак. Разумеется, эта победа не могла смягчить боль от потери постоянного и надежного ведомого, каким для Адрианова был Николай Радченко.

   Так героически погиб сын Сумщины, сражавшийся за освобождение родной земли. И могилой ему стала крымская земля. К великому сожалению, точное место падения самолета Николая Радченко, как сотен других советских летчиков, так до сих пор и не найдено. Да и поиски ее никто пока не начинал. Здесь в очередной раз уместно вспомнить о том, как говорят в таких случаях на Западе: «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат».

   За свою короткую боевую карьеру Николай Васильевич Радченко совершил не менее 76 боевых вылетов, принял участие в 33 воздушных боях, одержал шесть личных побед, а еще четыре совместно с другими летчиками (Согласно «Журнала учета сбитых самолетов противника 329-й ИАД» боевой счет летчика составляет 8 личных побед и 2 группе). Также за ним числятся два подбитых вражеских самолета. К сожалению, командование не сильно жаловало его наградами. Николай Радченко был награжден лишь орденом Славы III-й степени. Посмертно его также не наградили, хотя за свои подвиги он был этого достоин.