Е. А. Авдеенко. Псалом 90

Андрей Крючков 1
конспект лекции. Сост. - Андрей Крючков.

КТО ОБИТАЕТ ПОД ПОКРОВОМ ВСЕВЫШНЕГО, ПОД ТЕНЬЮ ШАДДАЯ (одно из имён Божьих) ПОЧИЕТ (обитает, сидит). Кто имеет такой навык, тот и имеет и результат – стабильность, ибо это желание всякого молящегося.
ИБО ОН ИЗБАВИТ ТЕБЯ ОТ СЕТИ ЛОВЧЕЙ, И ОТ СЛОВЕСЕ МЯТЕЖНА (в смысле – язвы погибельной). Здесь сеть для ловли птиц как образ для ловли душ. А ловец тот, кто кладёт приманку – птицелов. А апостолы были – рыболовы. А основатель сильной централизованной власти, царь – зверолов. По этой аналогии птицелов – это дьявол. Значит, ИЗБАВИТ от сетей дьявольского искушения и от язвы погибельной. В еврейском языке слово ЯЗВА (девер), имеет тот же корень, что – «давар» - СЛОВО. Этой-то язвой и была одна из казней египетских и происходила от Слова Божьего – Бог «сделал Слово», и погиб весь скот. Значит, источником язвы было непосредственно Слово, которое сделал Яхвэ. Так вот дьявольская язва, возможно, такой же словесной природы, потому, что дьявол во всём подражает Творцу и всему сообщает оборотнический знак. Это вроде магии или колдовства. Так вот именно от него и избавляет нас Бог.
ПЛЕЩМА СВОИМ ОН ОСЕНИТ ТЯ. Это образ крыла, оперения. Водительство своей церкви Богом подобно орлу, носящему и укрывающему её. Господь – как птица, заботящаяся о птенцах и берегущая их от птицелова-дьявола.
ПОД КРЫЛАМИ ЕГО БУДЕШЬ УПОВАТЬ, т.е. найдёшь защиту. ЩИТ И ПОПЕЧИТЕЛЬ – ИСТИНА ЕГО. Здесь «щит» имеет смысл защитных доспехов. «Попечитель» - это тот, кто ведёт дела, вроде менеджера. И он не гнушается мелкими делами своего патрона. И именно человек то и выступает здесь в роли этого патрона, а Бог человеку служит, т.е. Бог как щит покрывающий, и как доверительное лицо.
НЕ УБОИШЬСЯ ОТ СТРАХА НОЧНОГО, ОТ СТРЕЛЫ ЛЕТЯЩЕЙ ДНЁМ.  Страх – это как ужас, или как предмет ужаса, ибо «Страх» - это тоже одно их имён Божьих (Бог Авраама и Страх Исаака) – священный ужас. Поэтому, есть страх Божий, а есть страх ночной, тёмный – от дьявола. Он стремится заменить собой страж Божий, как страх вражий. Так вот Бог и защищает от такого страха.  ОТ СТРЕЛЫ ЛЕТЯЩЕЙ ДНЁМ – дьявольское нападение может быть открыто устрашающим. В еврейском языке слова «летит» и «крыло» одного корня, и если человек под крылом Бога, то летящих стрел дьявола не убоится.
ОТ ВЕЩИ ВО ТЬМЕ ПРИХОДЯЩА, ОТ СРЯЩА И БЕСА ПОЛУДЕННОГО.  Здесь опять имеется ввиду – от той язвы погибельной во тьме, как в казнях египетских, и от заразы, ходящей в полдень. Полдень – это символ времени безопасности. В начале этого псалма говорится о тёмном страхе дьявольском и его стрелах, а затем говорится о мире ином – человека ожидает убийственная язва ада. И если человек под крылом Божьим, то он может этого не страшиться. И это было сказано человеку Ветхого завета, когда ощущение смерти было совсем иное.  «Срящ» - по-гречески – симптом, обстоятельство, случай. Так вот это и в безопасное время не произойдёт.
ПАДЁТ СО СТОРОНЫ ОТ ТЕБЯ ТЫСЯЧА, И ТМА СПРАВА ОТ ТЕБЯ, К ТЕБЕ НЕ ПРИБЛИЖИТСЯ.  Со стороны – это то, что спереди, слева и сзади. Но «тма» - это в 10 раз более, то, что справа, и то, что страшнее. Нападение справа в 10 раз опаснее. Это библейская символика, ибо много лукавых сил направлено на сокрушение того, что у нас праведно. Но тем, кто не принимает грехов явно, дьявол предоставляет такие вещи, которые кажутся хорошими и праведными, а это в 10 раз опаснее. Т.е. жди нападения дьявола на то, в чём ты прав, и здесь каждая добродетель может обернуться противоположностью. Поэтому, здесь, высшая добродетель – рассуждение, ибо рассудительность не даёт врагу напасть на нас. Поэтому-то он и не приблизится. И это расстояние создаёт Божий покров – его «крылья».
ТОЛЬКО ОЧАМИ БУДЕШЬ СМОТРЕТЬ, И ВОЗДАЯНИЕ НЕЧЕСТИВЫХ УВИДИШЬ.  Если внимательно следить очами, то уже в этой жизни можно увидеть воздаяние злобным делам нечестивцев. А если напали невидимые враги, то воздаяние им увидишь после трезвенной молитвы.
ИБО ТЫ СКАЗАЛ: ГОСПОДЬ – УПОВАНИЕ МОЁ, ВСЕВЫШНЕГО ТЫ ПОСТАВИЛ ПРИБЕЖИЩЕМ ТВОИМ.  Человек может Господа кем-то сделать, а именно – упованием и надеждой.
НЕ ПРИКЛЮЧИТСЯ С ТОБОЙ ЗЛО И РАНА НЕ ПРИБЛИЗИТСЯ К ЖИЛИЩУ ТВОЕМУ.  Рана - это символ острого и жестокого поражения. Это последняя казнь египетская – умерщвление первородных во всех сферах жизни.
ИБО АНГЕЛАМ СВОИМ ОН ЗАПОВЕДАЕТ О ТЕБЕ ОХРАНЯТЬ ТЕБЯ ВО ВСЕХ ПУТЯХ ТВОИХ.  Охранять – это так же как и стеречь. Демоны стерегут наши низменные помыслы – они соглядатаи. И ангелы стерегут человека, как и демоны, ибо за человека идёт борьба в мире духов. Охранять тебя – это значит быть под покровом Всевышнего. Тогда и ангелы будут охранять тебя во всех путях.
НА ЛАДОНЯХ ПОНЕСУТ ТЕБЯ, ЧТОБЫ ТЫ НЕ УДАРИЛ О КАМЕНЬ НОГУ ТВОЮ.  С одной стороны Господь – сам камень, однако в другом смысле камень на пути – это падение. Этот смысл дьявол и применил ко Христу во время Его искушения: «Если ты Христос – бросься вниз, ибо ангелы подхватят Тебя». Но Господь сказал в ответ: «НАПИСАНО!», не просто сказано, но существует определённый документ в виде заповеди – «Не искушай Господа Бога твоего». Ведь дьявол говорит от Писания, хорошо его зная, но и все ереси начинаются от Писания. Дьявол может внушить нам от Писания погибельную мысль, намеренно исказив его. А Господь тоже ему ответил от Писания, и мы можем избежать неверного толкования, ибо «Не искушай» - это значит, что не надо проверять есть ли Бог или Его нет.
НА ЛЬВА И АСПИДА НАСТУПИШЬ, ПОТОПЧЕШЬ СКИМНА И ЗМЕЯ.  В этом смысле если дьявол изображается как лев, то у него две повадки: 1 – терзает и 2 – сидит в засаде. Слово «наступишь» того же корня, что и слово  «путь». И это значит, что когда ты на верном пути, то на льва и аспида ты наступишь без ущерба. «Аспид» - это змей, типа того, что соблазнил людей в Раю. Таким образом – «лев» и «скимен» - плотоядное коварное животное. «Аспид» и «змей» - это ядовитое и низкое. «Лев и аспид, скимен и змей» как сатанинские силы упоминаются в паре. Это значит, что дьявол изображается с разных сторон.
ПОСКОЛЬКУ ОН (праведник) ПРИНИК КО МНЕ, Я ИЗБАВЛЮ ЕГО, говорит Господь.  «Приник» - в одном из смыслов означает страстное желание. Второе значение – при помощи любви вытаскивать и принимать. Вот так человек приникает ко Господу, а Господь принимает народ Церкви, чтобы любить его. Царь Давид развивает эту мысль – между Богом и человеком может быть и существует взаимность …И ВОЗВЫШУ ЕГО, ИБО ОН ЗНАЕТ ИМЯ МОЁ.  Это значит - возвышу до себя, до Богообщения.
ПРИЗОВЁТ КО МНЕ И ОТВЕЧУ ЕМУ: Я С НИМ В СКОРБИ. Я ИЗБАВЛЮ ЕГО И ПРОСЛАВЛЮ ЕГО.  В самые скорбные минуты жизни Господь всегда с нами, а мы думаем, что – нет. «…и прославлю его» - говорит Бог о человеке. Но и человеку Бог сказал: «призови Меня в день скорби, Я избавлю тебя, а ты – прославишь Меня». Опять – взаимность между Богом и человеком – прославление. Ну а высшая Слава Богу в человечестве – это Сын Человеческий – Христос. Слово «СЫН» означает – в полноте человек. Высшая Слава человеку от Бога, что в человечестве явился Бог – Сын Человеческий, человек в полноте, что и засвидетельствовал своей смертью.
И ДОЛГОТОЮ ДНЕЙ НАСЫЩУ ЕГО, И ДАМ ВИДЕТЬ ЕМУ СПАСЕНИЕ МОЁ.  Долгота дней может означать жизнь вечную, но эта же долгота дней может относиться и к земной жизни, ибо праведник умирает НАСЫЩЕННЫЙ ДНЯМИ. Из одной долготы дней тихо переходит в другую долготу дней, которой уже не будет конца.