На просторах СССР. Гл. 4

Пономарёв Майский
                Глава 4
                НА ЦЕЛИНЕ

Была в моей жизни полоса шириной в 15 лет на протяжение которых я сменил 13 мест работы. И все эти годы неизменным спутником был чемодан
с размерами приблизительно 70-40-25 см, в котором было всё моё движимое
и недвижимое имущество. В отделах кадров к таким работникам относились недоверчиво, если не сказать – подозрительно и называли «летунами».
Они со своей колокольни и замшелыми от мягких кресел задами, не могли понять, что мы не гоняемся за длинным рублём, а ищем новых впечатлений от общения с новыми людьми, с новой окружающей обстановкой.
   
О каких длинных рублях стоит говорить, если на каждом новом рабочем месте приходилось обычно начинать с нуля – два…три месяца ходишь в учениках, сдаёшь экзамен на 1-й \самый низкий\ разряд и не успев набраться достаточного опыта, не используя положенного отпуска, срываешься на новое место.
      Я понимаю, что это пример не для подражания, но, как говорится – из песни слово не выкинешь.

Я в весеннем лесу пил берёзовый сок
 
Слова:   М. Ножкин, Музыка: Е. Агранович


Я в весеннем лесу пил березовый сок,
С ненаглядной певуньей в стогу ночевал,
Что имел не сберег, что любил - потерял.
Был я смел и удачлив, но счастья не знал.

 И носило меня, как осенний листок.
Я менял города, я менял имена.
Надышался я пылью заморских дорог,
Где не пахли цветы, не светила луна. 

И окурки я за борт швырял в океан,
Проклинал красоту островов и морей
И бразильских болот малярийный туман,
И вино кабаков, и тоску лагерей. 

Зачеркнуть бы всю жизнь да с начала начать,
Полететь к ненаглядной певунье своей.
Да вот только узнает ли Родина-мать
Одного из пропащих своих сыновей? 

Я в весеннем лесу пил березовый сок,
С ненаглядной певуньей в стогу ночевал,
Что имел не сберег, что любил - потерял.
Был я смел и удачлив, но счастья не знал.

Таким образом …
и носило меня, как осенний листок,
имена не менял, но менял города,
надышался я пылью российских дорог,
но достоинство, честь не терял никогда…

-1-
После окончания училища механизации сельского хозяйства нашу группу направили в Павлодар в областное сельхоз управление для распределения
по совхозам. По дороге я вынужденно \см. глава девятая\ отстал от группы,
а мой чемодан с вещами и документами уехал с группой.

Не без добрых людей через несколько дней я добрался до совхоза,
где, как я надеялся, встречусь с товарищами, а главное - с чемоданом.
Действительность превзошла все мои ожидания.

В конторе совхоза я встретил хохлушку Надю, которая и поведала мне,
что из всей группы она единственная осталась здесь, а остальные, получив на руки аттестаты, на другой же день разбежались. О чемодане она ничего не знала, кроме того, что его таскал с собой Борис – мой наиболее близкий товарищ по училищу.
Я предполагал, что Борис уехал к себе домой в Астрахань, но где, в какой бригаде он оставил мой чемодан, оставалось тайной за 7-ю печатями. Увезти его с собой он не мог, в этом я был уверен, но как его искать по бригадам, разбросанным
на десятки километров одна от другой, я не знал.
Следовательно, я БОМЖ, гол, как сокол, без единого документа и без вещей.

Обращаться за помощью к директору совхоза я считал бесполезным, учитывая его впечатление от поступка моих товарищей, но хохлушка меня убедила, что это единственный выход.
- Проси его, чтобы принял тебя на работу, трактористы ему сейчас очень нужны, поработаешь, напишешь Борису, а там глядишь всё и наладится. Я тоже пойду с тобой для удостоверения личности. Директор оказался порядочным человеком. Выслушав мой сбивчивый рассказ об истории с чемоданом, он только сказал:
- Подвели вы меня, ребята, под монастырь. На работу я тебя приму, но придётся вам с Надеждой отрабатывать за дезертиров, - он на минуту задумался, открыл крышку железного ящика, заменявшего сейф, покопался в бумагах и выложил на стол аттестат нашего училища…
- Повезло тебе – ваш сопровождающий оставил нам аттестаты на всю группу
и советовал пока не выдавать их на руки, а я не послушал, на радостях устроил торжественное вручение за праздничным столом, за что и был наказан. Так что
у тебя есть какой- никакой документ, по которому я могу на законном основании оформить тебя на работу. Но на руки я тебе его не дам, пусть полежит в сейфе.

Оформление в отделе кадров по звонку директора заняло не более 5 минут. Хохлушка проводила меня на машинный двор центральной усадьбы и представила главному инженеру- высокому худощавому в очках неухоженному мужчине. Его галстук на рубашке не первой свежести подчёркивал пятна от ГСМ
на помятом костюме. Его вид, впрочем, как и у директора, был видом не руководящего товарища, а, в лучшем случае, завзятого алкаша после 15-ти суточной отсидки в городском вытрезвителе.

    Со временем я узнал, что дела в совхозе были хуже некуда. Ажиотаж первых лет целинной эпопеи закончился. Первые руководители совхоза уехали в столицу за наградами и назад не вернулись, как и многие механизаторы первоцелинники.
Техника, обильно поставляемая в первые годы\54-59 гг\ была изношена, а новая не поступала потому, что совхозы стали не рентабельны. 
Почва исчерпала свои возможности, урожаи катастрофически снижались,
а периодические засухи последующих лет окончательно подорвали целесообразность дальнейшего интенсивного земледелия в степях Казахстана.
    Новым руководителям совхозов пришлось пожинать плоды хозяйствования предшественников, которые, подталкиваемые сверху, стремились освоить как можно больше массивов, не уделяя внимания строительству ремонтной базы, культурным и жилищно-бытовым условиям.

Машинный двор совхоза представлял собой кладбище техники. Мне предстояло из этой груды металлолома собрать для себя трактор, способный таскать за собой плуг. Видя мою растерянность, инженер попросил пожилого механика помочь мне подобрать пригодные для восстановления узлы и детали.
Здесь были собраны добитые трактора, в основном гусеничные ДТ-54, которые
в училище изучали по плакатам особенно тщательно и теоретически я мог
с закрытыми глазами разобрать и собрать любой узел такого трактора. Но практически мой опыт ограничивался несколькими часами уроков вождения на училищном полигоне.
Без механика я никогда не смог бы справиться с поставленной задачей. Он хорошо ориентировался и знал где лежит то, что пригодно к использованию. Для начала он показал остов трактора без кабины и двигателя, но с полным комплектом ходовой части.

Предстояло разобрать, промыть, проверить исправность деталей заднего моста, КПП \коробка перемены передач\, бортовых передач. После этого механик пообещал подобрать двигатель и кабину.
    Не стану описывать все тонкости моего становления квалифицированным трактористом потому, что этот рассказ не обо мне, а о чемодане, который бессовестно покинул меня в трудную минуту. Борису написать я не смог потому,
что записная книжка с адресами тоже была в чемодане.

Питался я в столовой под карандаш\ в смысле- в долг под зарплату\, ночевал в вагончике на 8 коек, из которых, кроме меня, были заняты 2 слесарями – ремонтниками. Через месяц я завёл двигатель персонального трактора и сделал круг почёта по двору. За работу мне было начислено 63 рубля, которых как раз хватило рассчитаться за питание. Слесаря посмеялись над моим заработком и сказали, что сам виноват – бухгалтерия начисляет оплату за каждую операцию согласно тарифной сетке, а количество и наименование операций определяют из рапортичек, подписанных механиком.

Да, я подписывал у механика рапортичку о проделанной работе, а он, не читая её подмахнул потому, что в этот момент был чем-то срочным занят. В рапортичке я коротко перечислил основные операции, выполненные мной при восстановлении трактора:
1. Ремонт заднего моста;
2. Ремонт КПП;
3. Ремонт бортовых передач;
4. Установка двигателя;
5. Установка кабины;

А надо было каждую из этих операций расчленить на конкретно выполненные работы, например:
1.1 – очистка заднего моста от грязи;
1.2 – отсоединение кардана;
1.3 – отсоединение левой бортовой передачи;
1.4 – отсоединение правой бортовой передачи;
1.5 – разборка деталей заднего моста;
1.6 – очистка и промывка деталей ЗМ;
1.7 – замена конических шестерён ЗМ;
1.8 – сборка деталей ЗМ;
На каждую из этих операций согласно тарифной сетке предусмотрено определённое время и оплата, которая могла составить в 5 раз больше, начисленной мне. Да, опыт большое дело, как говорил один солдат: - без опыта и вошь не убьёшь.

Два дня я обкатывал трактор, заменил масло в картере, прошприцевал маслёнки, а на 3-й день был направлен в одну из бригад за 50 км от центральной усадьбы. В бригаде на ходу осталось только 2 гусеничных трактора и моему приезду были рады. На усадьбе бригады было 5 вагончиков, из которых 2 пустовали, а в одном располагалась кухня и жила пожилая повариха. Прицепщицами были молодые казашки, которые жили в отдельном вагончике.
На следующий день бригадир проводил меня с одной из прицепщиц на полевой стан в 15 км от бригадного, где и предстояло мне набираться опыта. На полевом стане был только навес над обеденным столом и несколько бочек с водой и ГСМ \горюче смазочные материалы\. Обед привозили каждый день, а вечером предполагалось возвращаться на бригадный стан для ужина, отдыха и завтрака.
Но в сложившейся обстановке такой график был неприемлемым.
В середине дня мы съедали привезённый обед, брали сухой паёк на ужин и завтрак, ложились в кабине, или прямо на землю в тенёк от трактора, и спали 2…3 часа. Вечером, после захода солнца, кипятили на костре чай и ужинали бутербродами. Затем снова пахали при свете фар.

Три тракториста и 3 прицепщицы – таков был производительный состав бригады, которая должна была подготовить для сева 1,5 тыс.га пашни. Воду
и ГСМ периодически подвозил на колёсном тракторе с прицепом сам бригадир. При дневной норме 5 га мы за сутки пахали по 10…13 га. Справиться с заданием никто в бригаде не надеялся и на награды не рассчитывал. Просто мы делали, что могли, или чуть-чуть больше.

Примерно через месяц прицепщицы, которые менялись один раз в неделю и уезжали на центральную усадьбу \на помывку\, привезли кумысу и несколько бутылок водки. Мы тоже решили устроить для себя банный день.
    Над железной печкой, изготовленной из 200-литровой бочки, натянули палатку и хорошенько натопили. Пока мы по очереди мылись-парились, бригадир привёз откуда-то небольшого барашка, из которого повариха изготовила изумительный бешбармак.*

*Лапша на бараньем жире, а сверху кусочки мелко нарезанного прожаренного мяса.

Так, все вместе мы собрались за столом впервые. Подогретые алкоголем начали знакомиться по- настоящему – кто, откуда, какие планы на ближайшее будущее. Я тоже расслабился и поведал всем историю с чемоданом. Все искренне сочувствовали и надавали кучу советов, а одна, наиболее шустрая из прицепщиц, заявила, что в пустующем вагончике, в котором ночевали разбежавшиеся трактористы, она видела много брошенного барахла, в том числе и чемодан. Бригадир покаялся, что так был зол на дезертиров, которые уехали на ж.д.станцию на угнанном тракторе с прицепом,
что не удосужился пока заглянуть в тот вагончик.
Он советовал подождать до утра, но я настоял, чтобы девчонка проводила меня до вагончика, в котором видела чемодан. Нашёлся у поварихи и фонарь.

При тусклом свете фонаря среди разбросанных вещей \ ребята вероятно переоделись в домашнюю одежду, оставив училищную форму и комбинезоны, полученные уже в совхозе\ я сразу увидел свой чемодан. В том, что это он, я ни минуты не сомневался – по углам он был обит металлическими уголками, а на ручке сохранилась даже полоска голубой изоленты, наклеенной мною год назад. Прихватив чемодан я вернулся к ожидавшему меня застолью
и торжественно водрузил его на обеденный стол под навесом, освещаемым двумя семилинейными лампами. Из кармана училищной гимнастёрки, единственной одежды кроме комбинезона в течение прошедшего месяца, я достал сохранившийся ключ и под любопытствующими взглядами открыл замки чемодана. Откинув крышку я убедился, что всё в целости и сохранности, в том числе и документы.

Даже на радостях я не последовал примеру ребят, а продолжал пахать с ещё большим напряжением. Трактор меня не подвёл и выдержал пока пахота не была прекращена из-за морозов. Зимой полевые работы в совхозе прекращались и меня никто не удерживал, когда я подал заявление об увольнении.
С первым снегом я выехал на Украину в г.Бахмач по объявлению из газеты, в котором предлагалось место машиниста турбины на энергопоезде. Опыт у меня был потому, что до поступления в училище я почти 2 года работал на таком энергопоезде в пос.Опарино Кировской обл.
Приключения с чемоданом на этом не закончились – см. продолжение.

Продолжение - http://www.proza.ru/2016/06/16/635