Одессит в Израиле

Николай Вознесенский
В  начале  осени  1985  года  Александру  Павловичу  профсоюз  предложил  путёвку  в МРБМ (Межрейсовая  база  моряков).
К  этому  времени  база  функционировала  как  санаторий, со  всеми  присущими   этим  учреждениям  атрибутами.
Сан  Палыч  согласился  и  поехал. 

Ехал  поездом. Прибыл в Одессу  в  семь  часов  утра.  На  трамвае добрался  до  места  назначения.   Прошёл  процедуру  оформления,  и  номерная  привела  его  в палату.
Номер  двухместный,  светлый,  с  балконом.  Там  уже  был  отдыхающий.
Мужчина  среднего  роста, плотный,  темноволосый, с  крупным  носом  и  крепкими  руками  рабочего  человека.
Оставшись  одни  они  познакомились.  Александр  Павлович  представился:

— Будем  знакомы, – сказал  он,  подавая  руку  соседу.– Саша,  из Се-вастополя,  судовой  механик.

Тот  ответил  таким  же  манером.

— Лёва. Одессит. Шофёр.

После завтрака  они  начали обход  по  врачам  за  назначениями процедур.
Через  неделю,  когда  они  сидели  в  палате,  беседуя на  разные  темы,  Лёва  проговорился.

— Ты знаешь,  Саша, а  я  в  Израиль эмигрировал,  но  сбежал  оттуда.

— А  чего  так?– Удивлённо  спросил  Палыч.

— А!  Не  хочу  вспоминать  об  этом.

И  как Александр Павлович  ни пытался  выведать  подробности  этого  факта, Лёва  больше  на  эту  тему  не  сказал  ни  слова  и  перевёл  разговор  в  другое  русло.

Когда срок  путёвки  подходил  к  концу, наш  Сан  Палыч  купил  бутылку  коньяка,  хорошей  колбасы  и  лимонов.
Вечером после  ужина  он  предложил  своему  соседу:

— Слушай,  Лёва,  давай  сегодня  не  пойдём  смотреть  телевизор,  а  лучше  посидим  в номере,  поболтаем.  А  то  уже  через  четыре  дня  разъедемся.  Я  вот  коньячка  взял.  Мы  с  тобой  уже подружились.  Вот  и  закрепим  нашу  дружбу  посошком  на  дорогу.

— Это  можно.  Ты  прав.

Лёва  сходил  в  киоск, купил  пару  бутылок  минералки  и  они, за-крывшись,  устроили  небольшое  застолье.
После третьей рюмки Александр  Павлович  вернулся  к  вопросу, который  его  всё  время  щекотал.

— Лёва,  расскажи,  почему  ты  уехал  из  Израиля?

— Саша,  я  же  тебе говорил,  что  не  хочу  об этом  даже  вспоминать.

— Лёва,  мы  же  с  тобой  одной  крови,  свои  люди.  Что  же  я  на Привоз  эти  сведения  понесу.  И  потом,  у  меня  есть  свой  интерес  в  этом  вопросе.  Понимаешь,  мои  хорошие  друзья   уехали  туда  и меня  приглашают  с  семьёй.  А  тут  ты  меня  напугал  своим сообщением.  Я  сейчас  в большом  раздумье.

— Ну  ладно, Саня,  так  и  быть  расскажу,  Только,  чур,  никому  об  этом.   Наливай.

Выпили они  ещё  по  рюмашке  и  Лёва  повёл  свой  рассказ.

«Мои  соседи и  хорошие  друзья  добились визу  на  выезд  в  Израиль  на  постоянное  место жительства.  Я  говорю  «добились»,  потому  что  у  них  много хлопот  было  с  этим  делом.

Я  потом  с  ними  переписывался.  Они  писали, что хорошо  живут. Работа,  квартира, всё  есть.  Зарабатывают  прилично.   Ну, я  и  загорелся  тоже  туда  уехать.  Но  так  как  родственников  у  меня  там  не было, то  и выезд  в  Израиль  на постоянное место жительства  мне  не светил.
Я  упросил  моих  друзей  прислать  мне  вызов.  Что они  и сделали.
В  общем,  я  оформил визу  и уехал  в Израиль.

Прилетел  я  в  Тель-Авив–мои  друзья  жили там – пожил  у них немного, пока  оформлялся,  искал  работу  и  квартиру.  На  это  ушла  неделя.

Я  шофёр  первого  класса,  поэтому  устроился  на  работу   в  частную  автобазу.  Впрочем, там  всё  частное.
Работа  лёгкая.  Я  развозил  булочные  изделия  по  торговым  точкам.

Утром  я  приезжал  в  пекарню,  где  мне  загружали  лотки  с  булками  и  другими  изделиями, давали  разнарядку  в  какой  магазин  чего  и  сколько. 
Я  подъезжал  к  магазину,  выгружал определённое  количество  лотков и  двигался  к  следующему магазину.

Так  проработал  я  месяц, потом  другой  и  задумался. Как  это  так: «Одессит,  а  работает  без  навара?»  Ну,  я  и  задумал  «наварить».

Я  гляжу:– в пекарне,  где  я  получаю  товар, мне  никто  не сдаёт  его  по  счёту, а  просто  грузят  сколько  нужно,  дают разнарядку  и я  поехал.
В магазинах  и  ларьках  тоже  принимают  безо  всякого  счёта.
Просто  я  выгружаю  сколько  положено  им лотков  по  разнарядке  и еду  дальше.

В  одном  ларьке  я  договорился  с  продавцом,  что  буду   ему  привозить  булочки  по  более  низкой  цене, чем  по  заказу  из пекарни.
При  развозе  товара  я  брал  с  каждого  лотка  по  одной  или  две  бу-лочки  и  таким   образом  набирал за  день  не  один  лоток.

Так  проработал  я  месяц.  Гляжу  навар  есть, зарплата  есть.  Прекрасно!

Как-то  пришёл  я  на  работу.  Ко  мне  там  подошёл  хозяин  автобазы  и  спросил:

— А  у  тебя  паспорт-то  есть?

— Конечно  есть,– отвечаю.  Но  он  сейчас  не  со  мной.

— Ничего.  Завтра  приходи  с  паспортом,  а то  миграционная  служба  грозилась  заглянуть  к  нам.

— Хорошо, – говорю.

На  другой  день  я  пришёл  с  паспортом,  зашёл  к  хозяину   в  контору.  Он  сидел  за столом.

— Паспорт  принёс? – Первым  делом  спросил  он.

Я  подал  ему  свой  паспорт  и  стою  жду.  Он  спокойно  полистал  паспорт,  потом  достал  из  ящика  стола  круглую  печать,  дыхнул  на  неё  и  пришлёпнул  этой  печатью  в  моём  паспорте.  Убрал  печать  в  стол,  захлопнул  паспорт  и  подал  мне.

— Всё! Вы  уволены.  До  свиданья!

Я  было  начал  возражать,  но  он  резко  оборвал  меня.

— Разговор  окончен.  Мы  в  ваших  услугах  больше  не  нуждаемся. Покиньте  территорию  предприятия.

Я  ошеломлённый  вышел  за  ворота.  Раскрыл  свой  паспорт  посмотреть,  что  за  печать  он  мне  там  поставил.
Смотрю,  а там  круглая  ярко-красная  печать,  в  которой  по  центру  чётко  написано  слово  «ВОР».  Тут  я  и  сник.

Дней  десять  я  пытался  найти  работу.  Но  как  только  раскроют мой  паспорт,  так  сразу  ответ:

— Извините,  нам  водители  не  требуются  или  мест  нет  и  так  далее.

Тогда  я  решил «потерять»  паспорт.  Пошёл  в  полицию  и заявил,  что  я  потерял  паспорт.  Там  записали  мои  данные и  сказали подойти  через  неделю.

Пришёл  я  туда  через  неделю,  расписался,  получил  паспорт  и  довольный  вышел  на  улицу.  Раскрыл  паспорт,  начал  листать,  а  там    стоит  та  же  красная  печать  со  словом  «ВОР».
Тут  мне  совсем  нехорошо  на  душе  стало.  А  деньги  мои  уже подходят  к  финишу.  И  стал  большой  вопрос,  как  у  Ленина,  «Что  делать?».

Пытался  прорваться  в  Советское  посольство,  но  это  был  глухой  номер.  Невозможно.   Вот  я  и  мотался  целыми  днями  по  городу,  пытаясь  найти  выход  из  создавшегося  положения.

Однажды  увидел  какую – то  делегацию.  Подошёл  поближе,  прислушался.   Это  оказалась  делегация  из  Женевы.  Что-то  там  по  правам  человека.  Ну  я  и  вцепился  в  эту  делегацию  словно  клещ.
Всюду  ходил  за  ними,  канючил.  Всё-таки  я  их  уговорил  взять  меня  с  собой.  И,  таки,  улетел  с ними  в  Женеву.
А  там  я  прямёхонько  направился  в  советское  посольство.   Меня  приняли,  побеседовали  со  мной  и  включили  в  какую-то  советскую  делегацию.
Мне в  Женеве  пришлось  несколько  раз  выступать  перед  телекамерами  и  давать  интервью  телевизионщикам.
Ну,  конечно,  в  своих  выступлениях  я  поливал  грязью  и  разносил  в  пух  и  прах  «этот  Израиль».
А  потом  вылетел  с  этой  делегацией  в  родной  Союз,  а  затем  в  Одессу-маму.
Благополучно  устроился  опять  в  свою  автобазу.
Вот  так, Саша,  закончилась  моя  эмиграция.
 
— Ты  меня  извини, Лёва, – покачав  головой,  начал  Александр  Павлович. – Но  я  тебе  по-дружески  скажу. Как  говорят  в  Одессе: «Жадность  фраера  сгубила».

— Ну, чего  там  извиняться.  Ты  абсолютно  прав. Я  совершил  большую  глупость, – печально  сказал  Лёва.
Потом  улыбнулся  и  продолжил:

— Но  зато  я  теперь,  как  говорится  в  том  анекдоте, дважды  еврей  Советского  Союза. 

Оба  рассмеялись.

— Раз уж  мы  начали говорить  со  ссылками  на  анекдоты,  то  я  предлагаю  выпить  по  последней  «За  то,  чтобы  наши  возможности  совпадали  с  нашими  желаниями»  и  за твоё  здоровье, Лёва!

— Будь  и  ты  здоров,  друг.
           ______________________________________

Эту  историю  поведал  нам  Александр  Павлович  в  1998  году,  Через  тринадцать  лет  после  его  беседы  с Лёвой.