Пираты и мафия

Юрий Язовских
Термин "пират" издавна имел отрицательное содержание. Пиратами называли морских разбойников, захватывающих и грабящих корабли, убивающих или продающих в рабство пассажиров и команду. Сейчас морских пиратов становится все меньше — некоторые региональные всплески (сомалийские пираты известны всем) лишь подтверждают общую тенденцию к вымиранию этого ремесла. Гораздо чаще слово "пират" в настоящее время применяется по отношению к тем, кто нарушает права владельцев интеллектуальной собственности.

Такое изменение содержания термина, по-видимому, произошло от большого желания правообладателей привлечь внимание к проблеме нарушения их прав. Мол, эти нарушители настолько ужасные люди, что их, как и настоящих морских пиратов, надо хватать и вешать. Ну, каким же никитой михалковым надо быть, чтобы заявить такое про нас — мирных и безобидных людей?! Столь вольное использование этого термина против всех людей доброй воли (а интеллектуальные пираты именно таковы) привело к тому, что "пират" стал восприниматься в положительном контексте. А когда вышел фильм "Пираты Карибского моря" с Джонни Деппом (где появился Джек Воробей - один из самых обаятельных и привлекательных персонажей в киноистории), то эта тенденция окончательно оформилась. Пират стал восприниматься как однозначно положительный персонаж, а все те, кто с пиратами борется  — как законченные негодяи. Пираты и борцы с ними поменялись местами в нашем абсурдном мире. И это вполне логично.

Дело в том, что ситуация в современном мире с интеллектуальными правами перевернута с ног на голову. На самом деле, борьба за соблюдение авторских прав имеет целью не защиту авторов, интересы которых якобы нарушаются. Нет серьезной проблемы во взаимоотношениях автор-пользователь. В эту связку давным-давно влезли посредники — огромные и богатейшие корпорации. Причем, корпорации преимущественно американские: Time Warner, EMI, Sony Music Entertaiment, CBS...

Наши депутаты и прочая шушера, отстаивающая как бы права авторов, на самом деле заботятся о доходах корпораций (ну и своем кармане, естественно). Автор — это как российский сельхозпроизводитель: он создает продукт, а доходы от его использования достаются посредникам. Сложилась следующая ситуация: автор творит, потом передает права какой-либо конторе за небольшую копеечку и уже она выкачивает с нас деньги за это созданное произведение. И ей нужно обложить нас со всех сторон, чтобы шаг влево или шаг вправо приравнивался к пиратству.

Медийные гиганты (мейджоры) скопили в своих закромах огромное количество прав на культурную информацию (музыку, фильмы, книги), и хотят, чтобы все накопленное ими приносило постоянные доход. Те, кто всю жизнь посвятил получению прибыли, не остановится никогда - им всегда мало денег. Примерно то же самое касается тех организаций-посредников, которые управляют правами авторов, а проще говоря — собирают для авторов деньги. И все изменения в законодательстве об интеллектуальной собственности давным-давно принимаются не в интересах авторов, а для обеспечения финансовых интересов организаций-посредников.

Посмотрим, что удалось этим посредникам протащить в наше законодательство, защищая свои интересы в ущерб обществу.

Возьмем такой пример. Писатель создал роман, его опубликовали — он получил вознаграждение. И имеет право получить вознаграждение при каждой новой допечатке тиража. Все законно? Вполне. Берем Гражданский кодекс, где в части четвертой содержатся нормы, защищающие права авторов. В статье 1281 ГК указано, что исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора (что понятно) и 70 (!!!) лет после его смерти. Ранее было 50 лет, что тоже немало. Это что вообще такое? Почему это законодатель озаботился правами наследников автора? Его не интересуют наследники слесарей, водителей, ученых, инженеров, учителей, а тут такая трогательная забота о людях, которым повезло родиться в семье писателя или композитора! А потому так пекутся наши депутаты, что главную прибыль от использования прав получают отнюдь не наследники, а корпорации, которые и будут их использовать. Умер композитор, который написал десятки шлягеров,  и его музыку будут слушать еще лет сто, а то и больше. И владелец прав будет получать за это деньги! Таков закон! Не правда ли, замечательно устроились?

И дело не только в сроке действия авторских прав. Берем права тех же композиторов, которые вообще составляют какую-то высшую касту. При создании кино- и телефильмов часто используются популярные песни и музыка. Продюсеры фильма, чтобы использовать эту музыку, платят правообладателям. А потом этим же владельцам прав на музыкальные произведения платят еще и все те, кто купил этот фильм и показывает его зрителю (ч.3 ст.1263 ГК)! То есть кинотеатры и телекомпании! Только на одной этой маленькой норме, которую какие-то умники протащили в закон еще во время развала СССР, такая организация-паразит, как Российское авторское общество, вымогает с телекомпаний и кинотеатров сотни миллионов рублей в год!  А может и поболее — я к ним в финансовую отчетность не заглядывал. И сколько РАО оставляет себе, а, сколько отдает авторам — бог весть (замки в Англии у руководителей авторского общества не на пустом же месте строятся!). Ну, чем не мафия? Отличие от бандитов только в том, что те требуют деньги только потому, что им так хочется, а деятели РАО протащили свои "хотелки" в закон! Но суть-то одна и та же. Находят "дойную корову" и систематически вымогают с нее деньги.

Авторские права на самом деле — это лишь один из источников доходов современных мафиози. Они еще придумали и смежные права (смежные с авторскими). Оказывается, когда записывается музыкальная фонограмма, в ней "сидят" не только права авторов, но и права исполнителей (певцов, актеров, режиссеров и т.п.), а также производителей фонограммы (!). Лишь уборщица, подметающая студию, в которой записывалась фонограмма, не имеет никаких прав на нее. Ну, еще вахтер, пожалуй. А так всех в законе перечислили.

Итак, если какая-нибудь телекомпания или радиостанция приобрели права на некий фильм или музыку, то помимо платы за авторские права, они обязаны еще заплатить и владельцам смежных прав. Вполне естественно, что от имени этих предполагаемых владельцев выступает какая-нибудь организация. Опять же, как и в случае с РАО, предполагается, что организация, уполномоченная "смежниками", собирает деньги, а  потом перечисляет их владельцам. Ну-ну... Если бы они все это перечисляли, то и не было бы ожесточенной грызни из-за прав собирать все эти миллионы. А борьба за эти деньги идет нешуточная. И в центре ее небезызвестный киномафиози Никита Михалков (председатель одной из таких организаций).

Вы думаете, что эти злодеи ограничились всем мной перечисленным и живут припеваючи? - ничего подобного. Платить должны все и за все! - Это принцип, по которому они живут, и его они оформили законом.

Вот, к примеру, идете вы в магазин и покупаете диск с фильмом или музыкой (вы человек старой формации и с Интернетом не дружите). Вы купили его и можете делать с ним все хотите? Как бы не так! На самом деле вы купили только диск - болванку, практически без каких-либо прав. Точнее — права так размыты, что понять их объем нереально. К примеру, вы сами с женой можете посмотреть его, а если пригласили друзей на пиво и просматриваете легально купленный фильм с ними, то это уже публичный показ и вроде как нарушение прав авторов! Ладно, хоть эти мафиози не заставляют нас платить за подобные случаи еще какие-то деньги — знают, что так никто ни одного их диска не купил бы! За подобные случаи по закону (ст.1245 ГК) должны платить производители (импортеры) дисков и воспроизводящей аппаратуры! Оригинально, не правда ли? Этим чисто конкретным ребятам все равно кого обложить данью — главное получить деньги!

Теперь, я думаю понятно, почему нельзя называть пиратами тех, кто пытается противостоять этой "интеллектуальной" мафии. Это никакие не преступники, а лучшие люди нашего времени! Они, несмотря на кары, которые им сулят наши Гражданский и Уголовный кодексы, противостоят реальным пиратам, которые принимают законы и могут натравливать на нас полицию и суды. Нельзя без согласия этой мафии размещать фильмы, музыку или книги в Сети. Нельзя нести культуру в массы! Вы только вдумайтесь в это! Распространять культурную информацию нельзя без уплаты налога авторской мафии! Даже бесплатно это делать запрещается!

Тем ни менее, бесстрашные люди, обзываемые пиратами, все равно выкладывают все достойное нашего интереса на торрент-трекеры и ничего не платят обнаглевшим донельзя правообладателям! Слава бесстрашным людям, имен которых мы не знаем, а знакомы только с их никами (аватарами) на торрент-трекерах! И самое большое мерси — человеку, который придумал все это — американцу Брэму Коэну. Его мало кто знает, а вот того же Билла Гейтса знают все! Именно Гейтс — символ мира корпораций, которые хотят нас всех снабдить микрочипами и контролировать каждый наш шаг, и, конечно же, доить и доить до бесконечности. И вот такого вурдалака знает весь мир в качестве образца честного предпринимателя! Этот князь тьмы обложил нас всех данью за свои "окна", а мы ему еще почести должны воздавать!

А вот Брэму Коэну действительно надо памятники ставить! Его изобретение позволяет каждому человеку поделиться с любым другим на планете Земля чем-то интересным. Причем совершенно безвозмездно! Лозунг "трудящиеся всех стран, соединяйтесь" перестал быть просто лозунгом. Торрент-трекеры соединили нас всех! Кто-то в Италии выложил диск, я скачал его, и пока скачивал, поделился частями этого диска с неизвестным мне филиппинцем и шведом, а они еще с кем-то — и такими электромагнитными связями мы опутываем всю планету. Практически любая интересующая человека информация, благодаря торрентам становится доступна из любой точки земного шара. И самое главное — бесплатно. Это позволяет даже самым бедным людям, лишь имея доступ к Сети (что не так уж и дорого), расширять свой культурный кругозор.

Наша авторская мафия хоть и проводит облавы на "пиратов", но ее работу эффективной не назовешь (к большому нашему счастью). За рубежом все эти михалковы зверствуют гораздо серьезнее. Особенно сильны позиции авторской мафии в США, Великобритании, Франции и Германии — там можно даже преследовать пользователей, скачивающих музыку или фильмы без разрешения мафии! Не выкладывающих в Сети, как у нас, а именно скачивающих! В этих странах медийные корпорации подмяли под себя все и вся. Скоро людей будут расстреливать за обмен файлами по Сети.

Авторское право, конечно, необходимо, но во всем нужна мера. Есть общественные интересы, а есть частные интересы авторов (правообладателей). Когда интеллектуальная продукция, свободно обращающаяся на рынке, распространяется кем-то бесплатно — в этом случае общественные интересы по доступу к информации должны превалировать над интересами авторов и тем более посредников.

К примеру, писатель настрочил очередной романчик. Издательство его напечатало и распространило. Автор получил свою денежку от издателя. Издательство получило свою с потребителей книжной продукции.  При этом многие люди никогда ее не купят по той цене, какую выставляют книжные магазины, но, если им кто-то предложит ее бесплатно  в электронном виде, то могут и прочесть. А вот это как раз и не устраивает корпорации! Плати 300-600 рублей и читай! Все остальное запрещено. Разумеется, что в этом случае государство должно вставать на защиту общественных интересов, а не материальных интересов издательств. Распространение книги безвозмездно — это уже не бизнес и не затрагивает интересов издателя — это распространение культурной информации. Аналог старых добрых библиотек. Дай волю медиа-корпорациям, то они бы и обычные библиотеки запретили! Отличие торрент-трекеров от публичных библиотек только в том, что первые не имеют физического места, где хранятся культурные ценности, торрент-хранилища более богатые, чем большинство библиотек и доступны любому пользователю Интернета из любой точки земного шара.

И еще немного об авторских правах и "пиратах". Правообладатели все меряют деньгами и по иному мыслить не могут. Книга или фильм для них всего лишь продукт, который они хотят нам продать. Мы в этой логике не пользователи правами, а потребители. Хорошо, но тогда вы согласны с тем, чтобы потребитель ваших продуктов имел право вернуть вам некачественный продукт и потребовать деньги обратно? Если нам продают в продуктовом тухлятину — мы ведь имеем право вернуть ее в магазин! Такое же правило следует распространить и на диски с фильмами или музыкой, и на книги. Взял человек "Утомленные солнцем-2", его вытошнило через 10 минут просмотра — извольте взять эту некондиционную продукцию назад! Но ведь не берут! Подсовывают нам кота в мешке, а когда там даже кота не окажется — мешок назад никто брать не хочет. Мафия! - что тут еще скажешь?!