Глава 26. Встреча

Ольга Малышкина
НЕВЕРОЯТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БРЫСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ

(роман для любознательных детей и взрослых)

Часть 9. БРЫСЬ... И ЛЕГЕНДЫ ЗЕМЛИ МОСКОВСКОЙ

Начало: http://www.proza.ru/2016/07/16/1907


Глава двадцать шестая. Встреча


Лестница привела в просторное помещение, в котором пришельцы обнаружили ещё большее запустение, чем этажом ниже. Здесь своды потолка не просто покрылись пятнами, но почернели от плесени и во многих местах обвалились.

– Видимо, крыша протекает! – со вздохом молвил Савельич, расстроенный жалким состоянием архитектурного шедевра.

– Бедный призрак! Неуютно ему тут живётся! – посочувствовал добросердечный Рыжий бесплотному духу, о котором предостерёг котёнок и который, вероятно, являлся именно тем, по чьей просьбе они сюда забрались.

Искатель приключений воспринял бытовые трудности привидения спокойно, рассудительно заметив, что нынешнее положение графа гораздо лучше грядущего пожара и тем более прозябания в мрачном холодном подземелье, где вельможе предстоит поселиться в будущем.

У дальней стены зала путешественники разглядели ещё одну лестницу, на этот раз деревянную, с подгнившими ступенями. Судя по всему, она вела в «столб», венчающий здание, где на самом последнем этаже, по уверениям книгочея, находилась когда-то обсерватория, устроенная бывшим царским сподвижником, астрономом, астрологом и вообще уникальной личностью.

Внезапно вдалеке ударил колокол. К нему присоединились другие, в том числе и совсем близко от Башни. Тяжёлый низкий звук покатился над городом, наполняя воздух тревожной вибрацией, немедленно передавшейся котам. Пришельцы бросились вверх по лестнице, испуганно тараща глаза и мечтая, чтобы призрак в зелёном кафтане и пышном парике оказался «у себя». С ним было бы не так страшно пережидать набат, сотрясающий кирпичные стены.

– Вдруг она рухнет? Что, если рухнет? – вопрошал Рыжий на бегу, дёргая пушистыми ушами и сконфуженно взглядывая на друзей.

Запыхавшийся Савельич нашёл в себе силы успокоить приятеля:

– В истории такой факт не отразился, а значит – Башня устоит!

Гул колоколов стих, но тишины не наступило: вместо неё со стороны Кремля донеслись ружейные выстрелы и крики, в которых русская речь смешалась с французской. Грохнули пушки. Пальба напугала птиц – они взмыли ввысь чёрными, истошно вопящими стаями и принялись метаться по небу, словно грозовые тучи, гонимые ураганным ветром.

– Ах, что деется! Мыслимо ли град древний, великий, славный супостату на растерзание отдать?! Царь Питер никогда бы сие не допустил! – всхлипнул вдруг старческий голос.

Коты резко остановились, пытаясь унять колотящиеся сердца и отдышаться после стремительного подъёма.

Возле узкого прямоугольного окна небольшой комнаты спиной к пришельцам зависло привидение. Из знакомых деталей внешнего облика на нём имелся только пышный седой парик. А вот одет призрак был весьма странно: сверху до низу закован в блестящие железные латы, будто рыцарь перед смертельным поединком.

– Это воинская хитрость фельдмаршала Кутузова! – наконец решился философ привлечь внимание бесплотного духа.

Тот вздрогнул и… растворился в воздухе.

– Кто-нибудь успел его разглядеть? – обратился озадаченный Брысь к приятелям.

– По парику вроде бы наш граф, а по остальному вроде не он, – растерянно пробормотал Рыжий.

Призрак вернул себе «видимость» и в удивлении уставился на непрошеных гостей, а друзья облегчённо перевели дух: из-под кудрявых накладных волос на них таращился Яков Вилимович Брюс собственной персоной.

– Что сие означает – «ваш граф»? – с любопытством  спросило привидение.
– Вы нас не узнаёте? – опешил искатель приключений.
– А должен? – искренне изумился старик.
– Мы вас тоже не сразу узнали! – пришёл на выручку приятелю Рыжий. – На вас ведь кафтан зелёный был, а ещё кружева и пуговицы золотые!

Призрак неуловимым образом сменил облачение, приняв знакомый котам облик, но на его памяти это никак не отразилось – он по-прежнему взирал на своих посланцев в полном недоумении.

– Я всё понял! – воскликнул Савельич. – Вы не тот граф, который нас в прошлое за Книгой отправил! В том смысле, что вы до того ещё не дожили!

И, обернувшись к друзьям, философ пояснил:

– Он хоть и бесплотный дух, а во времени не перемещается!
– А вам сие, значит, подвластно? – съехидничало привидение и тут же потребовало: – Тогда скажите немедля, что с Москвой-матушкой станет?
– Пожар ей большой грозит, – мрачно вздохнул Брысь.

Призрак ахнул и горестно запричитал:

– А Растопчин-то, генерал-губернатор московский, всю пожарную команду из города вывел, вместе с обозами и всей амуницией! Как тушить будут?! И кто?! Жителей почти не осталось…

Добросердечный Рыжий хотел было утешить старика заверением, что город отстроят, но снаружи снова грохнул пушечный выстрел, и бывший дворцовый мышелов оцепенел от страха…


Продолжение: http://www.proza.ru/2016/07/29/1643