Малая родина

Темникова Екатерина
П Р О Ш Л О Е
И люди иные, дома не такие,
Поблёк их привычный и радостный цвет.
Так тихо в посёлке, проулки кривые,
В них кто-то живёт, но меня уж тут нет!

Запомнилось мне – тихо птичка-жалейка,
Грустя, распевала под шёпот ракит,
Любимая речка верчёною змейкой
Чертила разлом тектонических плит.

В сегодняшней жизни мне кажется странным
Всё то, что я вижу, что было родным.
Как будто бы белым туманом обманным
Клубится завесой забвения дым.
               
Не будет прощаний и слёзных заминок,
Не нужны кликушеской песни слова.
Как прежде блистают алмазы росинок
Лишь выглянет яркое солнце едва.

Хоть эти места семьёю заброшены,
Но тянется к небу забытый цветок…
Средь нынешних дней, суетой заполошных,
Хранит память в сердце семейный исток.

                И с казачьей песней сильной
                Встанут хутора!
                … Для меня моя Россия
                Началась с Хопра!
                Моя Россия
                Т. Попова-Евдокимова
        «Для меня моя Россия началась с Хопра»  – эти по сути дела хрестоматийные строчки из стихотворения известной и мной любимой урюпинской поэтессы Татьяны Поповой-Евдокимовой заставили меня в ранние годы моего творчества написать со схожей строчкой стих о своей малой родине,  затерявшейся среди глухих, непроходимых таежных лесов Красноярского края, находящейся на берегу малой и неприметной речушки с удивительным названием Береш (Как и почему ее так назвали, я не знаю. Должно быть - это еще с тех татаро-монгольских времен).  Маленькая, юркая, петляющая средь лесов и равнин, средь сопок и селений, впадающая в реку Урюп (Не имевшую никакого отношения ни к хану Урюпу, ни тем более к г. Урюпинску).
         
         Здесь протекало мое детство.

         Поселок Дубинино. Как много он значит для меня сейчас, когда я повзрослела и выросла! Ведь недаром говориться – где родился, там и сгодился.
               
                Недаром говориться сдревле –
                Живи, где жил, в родной деревне!
                Маленькая проповедь
         
          Меня тянет к ней, вижу ее во сне, вспоминаю друзей и соседей, многих уже не вернуть, многие теперь разъехались. Но память не утихает и подбрасывает дровишки на не затухающие угли воспоминаний.
               
                Я помню всё, и мне ль не знать,
                как о корнях напоминая,
                Казачьи песни пела мать…
                Да, я казачка, ей под стать,
                И ей останусь, умирая.
                Своя
         
         При этом я не забывала, что моя историческая родина за пять тысяч верст, там в дали жили мои предки и живут бабушки со своими семьями. Но будучи совсем маленькой я почему-то думала, что письма от лица родни пишут и разносят почтальоны, и что до родных рукой подать и запросто можно дойти!
         
          Так я твердо знала, что волею судьбы я сибирячка.

                Отцы построили Магнитку, а нам доверили КАТЭК!
                Лозунг того времени
            
          Мой отец – Забурдяев Николай Викторович 12 апреля 1980 года в составе таких же молодых и горячих романтиков Волгоградского отряда «Молодогвардеец» прибыли на станцию Дубинино помогать в строительстве и развитии Канско-Ачинского Топливно-Энергетического Комплекса. Папа по профессии строитель, а в свободное время играл в духовом оркестре, выступая на городских праздниках. Он работал в замечательной бригаде Валерия Макеева «СУ Жилстроя».

             Позже, через два года к нему прилетела наша мама – Наталья Ивановна. Как сейчас они помнят тот день. 15 ноября. Незадолго до этого умер Брежнев. Я понимаю не случайность их встречи. Благодаря этому родились мы – сестра Лена и я.

             Мы росли как сотни наших сверстников (поселок был большим, и жило в нем уже тогда более 14 тысяч человек), не зная забот и печали.  Трудности житейские легко переживались благодаря близким людям, зачастую такими же , как и наша семья, - живущими небогато, а то и вовсе без денег в девяностые.

         Взрослые трудились – кто на стройке, кто на угольном разрезе, кто на железной дороге. Ведь поселок Дубинино был выстроен в эпоху развитого социализма, когда развивались большие города, осваивались новые земли, добывались полезные ископаемые. Вначале это была маленькая промежуточная станция начала шестидесятых, связывавшая многие городки и селения железной дорогой. По путям этим (аж 21 ветка!) сновали составы с углем или графитом (Кия-Шалтырь), делались грузовые и пассажирские перевозки по многим направлениям нашей необъятной Родины.

        Позже поселок начал обустраиваться.  В семидесятые началась добыча угля, построена Березовская ГРЭС. Появились новые рабочие места, люди ехали со всех уголков теперь бывшего СССР. И начался строительный бум. Строители были востребованы как никогда. Сначала люди жили в домах барачного типа, а потом стали возводить легкие панельные дома. Такой дом лепили за считанные дни, дольше шла отделка.  Правда, эти дома просуществовали лишь до конца девяностых, сгорая в пожарах – вольных иль невольных.

          Наша семья кочевала из одной такой деревяшки в другую, пока нам не выделили квартиру в четырехэтажке по ул. Пионеров КАТЭКа, строящейся неподалеку от предпоследнего места жительства (ул. Шахтерской). Его строили папина бригада, да и многое в поселке было выстроено их руками.

           Мы все, - весь поселок – были тогда одной многонациональной семьей, и не было какого-то что ли притеснения, обиды выходцам из союзных республик. Прекрасно уживались и башкир, и молдаванин, украинец и армянин. Русские никого не притесняли, не давали понять, что только они хозяева этих земель, а относились ко всем с уважением и по-братски.

                Средь тех трудяг и был мой батя,
                Его бригадой пол посёлка
                Построено, и помнят люди
                Прораба Ивана Ровенских.
                Мой дом

          Мне в ту пору было лет десять, сестренке чуть больше. Мы ходили в школу рядом с домом. Учили нас замечательные педагоги. Может даже и благодаря учителям литературы и русского – Наталье Николаевне Халтуриной в 5-м классе и Галине Александровне (фамилию не помню) в 7-м во мне пробудилась любовь к литературе и вообще к сочинительству.

           Я пишу с тех пор уж двадцать лет. Начинала с коротких рассказиков о такой же девочке, как я, и наивных и беспомощных стишков о любви к Родине. Я горжусь и стыжусь этого! Какой же я была наивной и не могущей правильно писать. Как вылилось и ладно.

                На сопке снова весна,
                Растаяли везде снега.
                Ушла на север зима,
                И пришла весна.
                Весенний чистый воздух
                Насквозь все пропитал.
                А легкий свежий ветер
                Березки обвеял.
                На сопке

          (Теперь-то вам видно разницу?!)

          Мое детство протекало в красивых местах. Речка Береш, череда холмов и сопок, одна из них имела название – сопка «Любви» (официально СЮГЕНЬ).  Видимо в основном здесь молодожены гуляли в день свадьбы, да и немало свиданий происходило в тени берез и лиственниц, и елей. А возле - озеро, бывшее искусственным водохранилищем, затопившим остатки деревеньки Кадат с её погостом. И к слову сказать, районный центр Шарыпово (успевший с год побыть городом Черненко, где в тот период родилась я - 9 мая) расположен неподалеку от красивых гор – Кузнецкий Алатау, а далее от нас, если двигаться вниз по карте, находился Алтай с его красивым разнообразием природы. До сих пор жалею, что не довелось везде побывать и все исследовать (хотя в детстве грезила горами и даже на уроке русского языка написала сочинение о том, что снились горы, а я пыталась до них долететь).

         Летом всегда поселок Дубинино утопал в зелени, а зимой в снегу, глубоком и непролазном. Зимы бывали по-сибирски щедрыми, морозы трескучие, снега по колено взрослого и выше. Как с этим справлялись коммунальные службы мне по сю пору не понятно. Зато весна радовала стремительным таянием снега и бурной зеленью, и цветением садов в конце мая - начале июня. Тогда вовсю кипела дачная пора.

         Наша семья тоже имела свой дачный участок в 3-х километрах от поселка. Идти туда сплошное удовольствие. Путь лежал через березовую рощицу, а дальние огороды лежали у подножия небольшой сопочки и хлебного поля. Рядом в тенистом леске протекал небольшой родничок с удивительно холодно-бодрящей водой, от какой аж скулы сводит. 

          И еще у края сопки Сюгень был родник, снабжавший поселенцев в дни отсутствия водоснабжения вкусной и чистейшей водой.

          Лето радовало жителей умеренной температурой и дождями. Но мы все равно купались в нашей речке, тайком от родителей сбегая на нее, что было верхом безрассудства.  Но, я и мои друзья не боялись этого.

            А в конце лета и осенью наступал сезон «тихой» охоты. Посельчане с ведрами и бидонами шли в рощу за поселком по грибы. Помнится мне такой случай. Шли мы как-то в лес по грибы, а навстречу нам такая же семья грибников. Они пошутили, мол, не видели Вы грибов здесь, мы их по весне сажали. Или то, как я и папа не могли поделить один гриб на двоих. Теперь уже не важно, кто его первым приметил и сорвал.

        После сентября, октября налетал стремительный ноябрь, чаще всего уже снежный. И становилась зима. Но и зимой мы, ребятня, не скучали – лыжи, салазки, коньки, метание снежков. Весело было. Придешь домой, снимешь мокрую одежду, выпьешь горячего чая и уже мечтаешь о следующем разе, о выходе на улицу.

         Но всему когда-то приходит конец. Нам пришлось уехать с этой земли. Не хотелось покидать обжитые места, бросать своих друзей и ехать пусть даже на историческую родину. Но, незаметно старели родители, наши дедушки и бабушки, нуждаясь в помощи детей. И мы решили – надо ехать, хотя было тяжело расставаться со всем, что было частью жизни моих родителей и нас, детей.

           С тех пор прошло шестнадцать лет.
                10.06.16 год