Брат мой младший..

Ботакараев Бахыт
               
               




                *     *       *    





Брат мой младший…
          Плач по сыновьям.

Сегодня я целый день, да что там целый день ,я все время думаю о тебе. После кончины  нашего старшего  брата, прошло два года. Я уехал обратно в Екатеринбург, город который я бесконечно люблю,  В  этом городе родились мои дети. В этом городе они произнесли свои первые в  жизни слова. На его улицах я гулял с своими маленькими сыновьями. Для любого родителя  его дети самые красивые.  И  мои  дети были  для меня такими. Здесь они пошли в садик, Для старшего хождение в садик было  сущей мукой . он начинал  реветь у  подхода к садику .Вечером встречал мой приход громогласным  ревом .Жалея его ,я часто  брал  больничный  лист в детской поликлинике ,молодой детский врач, которая вздыхала увидев меня и не скрывала своих  симпатий ко мне , безоговорочно выписывала требующуюся  бумагу. Бывало, я злоупотреблял ее влечением ко мне. Как то я попросил жену зайти и забрать  у нее какую-то справку. Вернувшись с поликлиники, она  с порога начала хохотать. Долго  не могла успокоиться, пока я не прикрикнул –Да скажи ты что случилось ? - Представляешь, Пыльнева назвала тебя- Самым красивым  мужчиной на свете !  И  бросившись  на диван ,зашлась  снова в хохоте . Надо же мой. муж красавец. Что-то я не замечала .Через много лет я пытался ее найти. Говорили  ,что она работает  в  психбольнице,  на Сибирском тракте. Ее видели мои знакомые. водившие своих детей в  ту  пору в   13- детскую поликлинику .Как я ей  благодарен , за те чувства которые  она испытывала ко мне , за бесхитростность в их  выражении   и искренность .Что говорит о ее большем человеческом сердце  и прекрасной  душе. Помню нам родителям дали задание. Принести игрушку, сделанную руками самих родителей. На работе мне попался на глаза большой текстолитовый круг, лежащий за токарным станком на полу. Токарь,  Всеволод   Андреевич пожилой ,похожий статью , на добродушного  медведя.  Пробурчал-  Ну конечно выточу для тебя Бахыт , и ручки сделаю как ты говоришь .Ну а покрасишь ты сам . К вечеру изделие было готово. Получился штурвал корабля укрепленный на стойке напоминающий нос корабля. Покрашенный в бронзовый цвет он выглядел великолепно. В автобусе пассажиры задавали мне вопрос. Где вы купили такую игрушку ? .  В этом городе  они пошли в школу, целая жизнь для  них детей , и закончили  ее . А для нас родителей ,счастливое мгновение .И в  этом  городе погиб мой младший сын .В  этом городе он и похоронен .Здесь  живет его сын маленький Максимка .Он  не знает про своего отца ничего. Мой маленький, родной человечек.  Мой сын перестал его признавать своим сыном ,после сплетен которые развели его друзья .  Как то невестка привела Максимку к нам . Сын немедленно удалился в свою комнату где закрылся,у  него к этому времени окончательно разладились отношения с невесткой.На мое удивление  Максик только начавший говорить  внятно ,начал прохаживаться  около двери  и гордо говорить -Там  мой папа , там папа- и столько было в нем радости и счастья что у него есть папа.. Как- то мой сын сказал –А  ты уверен .что Максим от меня? На что я ответил –Это не важно,главное он считает меня своим дедом.Про  меня ему  говорят -дед Бахыт ,брат  отца мамы .Я соглашаюсь на эту роль ,хотя чувствую что  мой маленький внук любит меня ,независимо от навязанной мне, может и нужной сейчас роли. И как укор всем этим хитростям, растет моей копией .Моя сваха, его бабушка по матери ,то ли с огорчением , то ли с восхищением сказала как- то мне- Даже смеется как ты. И гримасы твои. Тоска по погибшему сыну ест и грызет меня днем и ночью.  Часто приходившие навестить меня,  друзья и знакомые заставали меня с красными от  слез глазами. Брат мой ,я помню как ты плакал узнав о смерти моего сына.  Я помню твои слова-Такого парня потеряли.  Я иду по заснеженным улицам Екатеринбурга ,вечер   в поселке Малый  Исток  .Слышу голос своего сына ,Папа привет! Я не оглядываюсь. Знаю, если оглянусь ,он спрячется и я не  услышу  его больше его сегодня. Папик привет, как сегодня у  тебя дела?  Я не выдерживаю, резко поворачиваюсь -Сынок!  За  большими наметенными сугробами,  мелькают чьи-то тени.  Слышу фразу –Бедолага, совсем  свихнулся после смерти сына ,ему он  всюду  мерещится.  Недавно ехала в автобусе, так он одного паренька  за своего принял. Заплакал на весь автобус, его  женщина старая вывела на остановке. Я  помню ,было жаркое лето, мой сынок уселся за руль нашей Волги, стоявшей у гаража на  улице. Ему было  десять лет, на нем только шортики. И  он  захлебываясь от  восторга, рассказывает  детский анекдот про  панталоны на дядьке, куда забежали собачки или  что-то в этом роде. Проходившая мимо женщина воскликнула -Какой  у вас мальчик красивый, ну прямо как куколка. Она не знала , что когда мы жили на  одной из центральных улиц  Екатеринбурга, многие жильцы нашей девятиэтажки называли моего младшего сына,  Игрушечным мальчиком. Рассказав мне анекдот  выскочил из машины, увидев соседского мальчишку,  Ломоносова Мишку, кричит ему- Привет гомосек! За  Мишей не заржавеет, он тут же отвечает-Привет гомосечка!.Сейчас зима , прошло много лет с  той счастливой поры, я подхожу к дому, где сейчас квартирую, он  расположен рядом  с моим домом,  бывшим домом. Мой дом пустует, он давно продан.Слышу сзади  серебряный смех, снова  голос сына- Папа пока!  Я  чувствую что медленно схожу с ума. На днях мне снова приснился он . Он стоял неподалеку от меня и смеялся. Он был такой счастливый, в жизни я таким его не видел. Потом он приходил три ночи  подряд и мы играли с ним шашки. Недавно он пришел  совершенно серьезный и я спросил его- Ты  куда попал сынок , в рай или ад?. Он ответил  -Все зависит от тебя, если будешь в жизни вести себя папа порядочно. я попаду в рай, если нет то в  ад. Помню начало 90-х .приехала твоя жена, со старшим сыном. Когда отправлял  их гулять на улицу, мой младший обнял твоего и сказал-Мой братик ко мне приехал. Ведь им было по  3-4 год. Как получилось что мы потеряли своих сыновей, ты временно ,я навсегда? Он провожал меня на поезд, мы сидели в машине у его друга Тахира, ждали когда объявят посадку. Шел дождь со снегом, Величественный памятник бойцам Уральского Добровольческого Танкового корпуса, или как называли немцы «Корпус черных ножей» покрылся снегом. В вагоне прощаясь со  мной , мой сын внезапно всхлипнул, чего я от него  не ожидал …Каким-то чувством, седьмым,тридцатым он видно понял что видит меня в последний раз…Брат мой младший , пройдут годы и вернется твой сын.И  пусть радость поселится в твоем доме , и топот детских ножек не будет утихать ни днем ни ночью .. Я болен, заброшен,каждый  мой день это борьба за выживание…И самое удивительное,  мне удается одерживать победы ,там где  кажется остается лечь и помереть…Брат  мой младший…когда приедет твой сын. Наладится все в его жизни и может судьба забросит на Урал.Выкроет время, поедет на Окружное кладбище ,  найдет могилу  моего потухшего солнышка, поклонится и скажет-Здравствуй братан, долог  был мой путь к тебе,прости..Зашумят сосны над его могилой,солнечные лучи спрячутся за облаками… и твой сын явственно услышит..Мой братик  ко мне приехал –И  столько нежности будет в голосе моего не долюбившего…не пожившего  на этой  неуютной для  моего сына Земле…