Украине придется погасить долг перед Россией

Александр Дудчак

Тема долга Украины перед Россией в 3 млрд. долл. вновь на слуху. Министр финансов Украины Александр Данилюк в эфире телеканала  «Еспресо.TV» заявил, что Украина не видит причин для возврата России долга в $3 млрд, которые были получены Киевом накануне Евромайдана в 2013 году, когда главой государства был Виктор Янукович.
О долге заговорили вновь не случайно – разрешение спора по этому вопросу между Украиной и Россией влияет на выдачу очередного транша Международным валютным фондом. МВФ не торопится, а Украина испытывает явный цейтнот.
На Украине избегают диалога с Россией по трехмиллиардному долгу, и не считают нужным даже отвечать на предложения, сделанные Россией. В конце апреля 2016 года Министерство финансов России, откликнувшись на просьбы украинской стороны, все же согласилось перенести слушания в Высоком суде Лондона по делу о взыскании с Киева задолженности на сумму $3 млрд, чтобы у только сформированного на тот момент украинского правительства была возможность оценить ситуацию, пересмотреть позицию по этому вопросу и начать добросовестные переговоры с Москвой по выплате долга.
Хоть просьбы исходили от Украины, тем не менее, там это было воспринято как слабость России. Минфин Украины тогда отреагировал на уступку России так: «Несмотря не недавнее категорическое заявление об отказе предоставить Украине дополнительное время для подачи возражений против иска…Россия все-таки полностью отказалась от этой позиции».
Данилюк заявляет, что кредит Украина взяла под давлением. Однако такие заявления не имеет ничего общего с действительностью. Данилюк забывает, что именно МВФ отказал в конце 2013 года в кредитовании Украины, и причиной тому был отказ правительства Азарова увеличить тарифы на коммунальные услуги для населения. Зато теперь, когда практически единственным значительным источником вешних заимствований остался МВФ, нынешнее украинское руководство готово выполнить и перевыполнить любые требования Фонда.
Глава украинского Минфина умалчивает о существенном отличии в условиях выдачи российских кредитов и кредитов от МВФ. Россия не выставляла политических требований, не требовала внести изменения в законодательство страны и произвести те или иные перестановки в Кабмине – все то, чем сопровождается каждый транш от МВФ.
Кроме того, Данилюк не вспоминает, что кроме соглашения по кредитованию Украины в размерах 15 млрд. долл, между Украиной и Россией были подписаны крайне выгодные для Украины договора в области ядерной энергетики, авиастроения, банковской сферы и др. И, именно поэтому, правительство Азарова могло себе позволить использовать полученные 3 млрд. долл. на социальные выплаты – появились перспективы стабильного развития экономики в сотрудничестве с РФ и другими странами ЕАЭС. В отличие от нынешнего, то правительство выполнило свои социальные обязательства.
И если уж Данилюк в своих фантазиях пытается связывать российский кредит с отказом Януковича подписать Соглашение об ассоциации и ЗСТ с ЕС, то пусть напомнит – что же положительного принесло подписание этого Соглашения Украине? Кроме убытков Украина ничего так и не получила.
Все же рассчитаться по долгам Украине придется. Да и Украина до декабря 2015 года успешно обслуживала этот кредит, выплачивая проценты по нему, тем самым подтверждая законность обязательств, взятых на себя обеими сторонами. В качестве компромиссного варианта, долг в 3 млрд долл. перед Россией может быть включен в программу финансовой помощи МВФ. Слово «помощь» в данном случае следует писать в жирных кавычках.
Вряд ли МВФ, при всей своей политической ангажированности допустит создание прецедента, по которому ответственность по кредитам несет только то правительство, которое их брало.