Монашество в миру

Максим Странник Петров
#### Для чего нужна нам внутренняя отрешённость?

по фильму "Утренний обход" (1979, СССР), реж. Аида Манасарова, сценарий - Анатолий Гребнев, в гл.роли - Андрей Мягков

Что делать человеку, если он талантлив, щедр душой, бескорыстен, готов отдавать свои силу и энергию на благо других, трудиться на благо общества, но не разделяет стремления общества к потреблению, к достижению корыстных целей, к борьбе за статус, положение, за страсть к накопительству? Он не стремится занять чьё-то место, использовать своё служебное положение, чтобы устроить какие-то свои дела. Он не считает своих друзей средством упрочить своё положение в профессиональной и общественной жизни. И брак наш герой рассматривает как соединение двух любящих сердец, а не как расширение границ возможностей за счёт статуса родственников жены.

Знакомьтесь. Лев Сергеевич Нечаев. Талантливый кардиолог, особо одарённый диагност (он по слуху определяет малейшие отклонения в ритме и тоне сердца, ставит безошибочный диагноз с помощью одного стетоскопа). Заведующий отделением в больнице. Он строг с пациентами. Держит дистанцию с больными и их родственниками. Не берёт взяток: ни борзыми щенками, ни деньгами. Но он переживает за каждого пациента. Особенно, за пожилых, потому что понимает, что самое лучшее лекарство для них - это теплота и забота их близких, их поддержка, их любовь. Но у самого Льва Сергеевича нет ни семьи, ни детей. Он развёлся с дочкой своего учителя, прожив с ней 4 года. Причина в том, что она пыталась вписать его именно в модель того языческого общества, где корысть является главной движущей силой.

Образ Льва Нечаева воплощает Андрей Мягков в фильме "Утренний обход" (1979, СССР). Он живёт один в большой квартире. Здесь его периодически навещают его друзья-коллеги. С собой они постоянно притаскивают каких-то своих знакомых, которых даже герой Мягкова видит в первый, а иногда, и единственный раз. Но он философски и без упрёка принимает их всех. Всё, что есть у Нечаева стабильного, это его работа. Это то, к чему он относится серьёзно, с полной отдачей. Всё остальное он воспринимает отстранённо, отрешённо: прихоти и неделикатность друзей, меркантильность коллег по работе, норов своего старого "москвича", который не желает по утрам заводиться. Я не случайно выделил слова ОТСТРАНЁННОСТЬ, ОТРЕШЁННОСТЬ. В них ключ к пониманию образа Льва Сергеевича, его жизненного кредо. Он похож на монаха, который внутренне отрешился от соблазнов светской мирской жизни, но не скрылся за стенами монастыря, а активно живёт и работает в этой действительности. Некий такой монах в миру. "Внутренне отрешился" означает, что его желания, устремления не лежат в плоскости той системы ценностей, которую исповедует современное ему общество. Вокруг Нечаева люди, не обделённые в талантах. Но их талант давно подключён в область их корыстных интересов. Его друзья приходят к нему, чтобы разгрузить себя после тяжёлой недели, когда им приходилось участвовать в каких-то административных склоках и разборках, семейных дрязгах, в защите собственного статуса и своих амбиций. Здесь же, в квартире друга они могут расслабиться, сменить свои роли деловых людей на роли повес, живущих беззаботно и весело. Когда пришедшим с Юрой и Виктором студенткам Виктор признаётся, что он хирург, Юра жалуется Льву, что Виктор портит всё дело, называя вещи своими именами: "Что он делает? Сейчас они начнут его уважать".

Приехавшая в Москву из другого города однокурсница Льва Клара гостит у него. Она кандидат наук, отличница здравоохранения, деловая женщина в очках и с принципами. Но она не смогла создать семью, потому что её жених не разделял её взглядов на жизнь, и она его просто выгнала.

Его старый друг Алик, по профессии адвокат, в своё время увлечённо и бескорыстно сочинял неплохие песни для души, для друзей, для компании. Но женившись, попал под каблук своей жены, оставил адвокатуру, и стал "писать тексты" для шлягеров, участвовать во всевозможных союзах, комиссиях, президиумах, создавать себе имя, заводить контакты с нужными людьми и работать с утра до вечера.

"Я тебе завидую, что ты лентяй. А стало быть, живёшь непринуждённо. А я член всех этих комиссий... У меня список на руках: этому помочь, у этого день рождения, этому лекарства, этому юбилей."

Жена Алика: "Была мода на лентяев... Кончилась. Теперь все хотят жить нормально. А для этого надо работать." (0:55:55)

Коллега Льва Сергеевича по больнице и его подчинённый использует своё положение врача, чтобы устраивать нужных ему пациентов. Родственники одной пожилой пациентки приходят к Нечаеву, чтобы их бабушку подольше держали в больнице, и они смогли отдохнуть получше. Сынок другой пациентки спешит оформить завещание: а вдруг матушка не успеет оставить сыночку своё имущество.

А тут Клара, увидев, что мужик не занят, пытается взять Льва в оборот, и упорядочить его жизнь: фильтровать звонки, прекратить ночные посиделки, и засадить Нечаева за написание научной статьи. А там и диссертацию в перспективе...

Таким образом, все люди, окружающие доктора, корыстны. Лень, отстранённость Льва Сергеевича дают ему возможность отрешиться от суеты, происходящей вокруг него, от своего эго, не зачерстветь душой, не стать циником, как часто это случается с врачами. Он слушает сердца своих пациентов. На самом деле, он слышит их души. Он болезненно воспринимает чёрствость детей и внуков пожилых пациентов, думающих только о своём комфорте. Его тревожит, что он всё время вынужден закрывать глаза на хамство, равнодушие, цинизм.

-А как у тебя с конфликтами на работе?
- У меня их нет. Я их избегаю. (0:19:00)

Единственным человеком, с которым Льву Сергеевичу хочется встречаться, это его новая знакомая девушка-студентка  Аля. Она чем-то похожа на Нечаева. Живёт легко, душой, чувствами. И в докторе она находит с самого начала человека не корыстного. Но воспринимает это как некоторое равнодушие к миру. "С тобой легко, потому что тебе всё равно". Они очень быстро находят общий язык.

Но обстоятельства уже не могут оставлять Нечаева в состоянии неустойчивого равновесия. Как говорит ему его пациентка: "Мне кажется, у вас сейчас такой период, когда вам нужно решить для себя что-то окончательно" (1:12:00). И он воспринимает это как руководство к действию.

Лев Сергеевич обвиняет своего коллегу в некомпетентности, стяжательстве, доводя ситуацию до открытого конфликта. Сына пациентки с завещанием он оскорбляет, называя проходимцем, и выставляет чуть ли не с кулаками из кабинета.

Достаётся и Але. Она искренне влюбляется в Нечаева. И его это пугает. Он пытается разорвать с ней отношения.

В языческом обществе, где нет понятия единобожия, где мир в представлении человека управляется множеством божков, идолов, сил, человек не способен к диалектическому мышлению. Т.е. не может соединить противоположности. Для него мир делится на чёрное и белое, добро и зло. Либо ты стоишь на стороне добра, либо зла. Но понятие добра и зла у каждого своё. Поэтому сначала человек держится одной стороны, а потом, когда проблемы только усугубляются, перескакивает на противоположную. Медаль же всегда имеет 2 стороны. Но эти две стороны составляют одно целое. И разделить их невозможно. В этом смысл единобожия. Один источник всего сущего. А значит, понятие добра и зла относительно. Одно уравновешивает другое, одно перетекает в другое. Символ "Инь-ян" отражает это единство. Процесс развития мира выражен в основном законе диалектики - законе единства и борьбы противоположностей. Только через конфликт, через разрешение противоречий происходит выход на качественно новый уровень. Но государство, где официальной религией является материализм, делит весь мир на два враждующих лагеря: социализм и капитализм. Непримиримая война двух систем, двух мировоззрений. Коллективистского и индивидуалистического мышления. "Кто не с нами, тот против нас". Это фраза родилась из неправильной трактовки евангельского: "Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот расточает". Но относилась последняя фраза к тому, что есть только два пути для человека: к Богу и от Бога, к развитию или деградации. Однако её распространили на мирские дела, разделив Божественную волю на власть бога и власть сатаны.

Да, Нечаева кидает из одной крайности в другую. Он ошибается. Но он не сдаётся. Как его окружение, он не хочет принять мораль общества за истину в последней инстанции. Он ищет. Но для этого он должен максимально отстраниться, выйти за пределы системы. Быть монахом в миру. И открытый финал позволяет нам надеяться, что у него это получится. Однако сила мировоззрения языческого общества, которое его воспитало, слишком сильна. По инерции она тащит героя за собой. Это символично выражает финальная сцена фильма. В очередной раз Лев Сергеевич не смог завести свой автомобиль, и его тащит на буксире поливальная машина. Двигатель уже завёлся, но водитель не слышит его сигналов, потому что треплется с пассажиркой. Суть этой сцены в том, что общество потребления насильно тащит его своей дорогой по языческому пути, а у него нет сил свернуть. Да, возможность здорового пути будет только тогда, когда и общество начнёт поворачивать в сторону к христианскому мировоззрению.

Опыт Льва Нечаева не уникален. Герой фильма "Учитель на замену" (2011, США) тоже стремится к отрешённости в своей жизни, пытается оторвать себя от всех тех вещей, которые так привязывают нас к миру: семья, дом, карьера, близкие люди. Он даже характер работы своей учителем выбрал таким образом, чтобы не оставаться на одном месте. 3-4 месяца, и снова в путь, в свободное плавание. Новые стены, новые коллеги, новые ученики, новые лица. И никаких привязанностей. И такая мучительная попытка оторвать от себя человека, которого судьба ввела в твою жизнь, и за которого ты начинаешь чувствовать свою ответственность. Кстати, оригинальное название фильма точно передаёт суть картины: Detachment - Отрешённость.

Это должно быть естественным состоянием человека. Внутри себя на уровне души мы должны быть независимы от внешнего мира. Снаружи же вести активную жизнь. Но у современного человека, как и у человека на протяжении последних 2000 лет, шло сращивание тела, сознания и души. Душа и сознание превращались в функцию тела. Поэтому материализм и говорит о том, что бытие определяет сознание. Невозможность определить и соотнести между собой понятия души, сознания и тела приводили к тому, что человек становился рабом своих желаний. И стремление выжить приводило к тому, что желания рассматривались как зло, от которого надо избавиться. Монастырь служил местом, которое исключало контакт с внешним миром. А раз так, то уменьшало и возможность возникновения соблазнов. Но одно дело преодолеть зависимость от соблазнов, от желаний, и другое - убегать от них. Можно при аллергии не жить в местности, где цветут вызывающие аллергию растения. А можно вылечиться, чтобы растения не вызывали болезнь. Монах, который ушёл в монастырь для временного отрешения от мирской суеты, усиливает контакт с Богом и помогает себе усилить работу по внутреннему изменению своего мировоззрения, отношения к миру, преодолевает зависимость от своих инстинктов. И потом ему уже либо не нужно монашество, либо он избирает путь просвещения других, проповедует те знания, которые получил. А есть другая категория монахов. Они ушли от внешнего мира, который их убивал. Для многих это была просто альтернатива: либо покончить с собой от душевной боли, либо насильно изолировать себя от соблазнов. Но эти люди в монастыре не меняются. Они просто продлевают свою жизнь в этом теле, избегая конфликтов. Реальные изменения не могут произойти простым устранением раздражающих факторов. Я не научусь конфликтовать, если буду избегать конфликтов. (А конфликт - это развитие. Всё в нашей Вселенной построено на конфликте.) Поэтому часто в классической литературе мы видим, как персонажи, ушедшие в монахи, остаются агрессивными по отношению к людям или по отношению  к самим себе при малейшем соприкосновении с миром людей. Фактически, восточная философия пришла к тому, что желания - зло и надо отказаться от желаний, достичь состояния просветления, и закончить цепочку перерождений.

Но всё это помогало, пока энергетика человека была слабовата. Сейчас мы подошли к тому, что энергия человечества возросла настолько, что уже мысль способна убивать. И неправильное мировоззрение может уничтожить и всё человечество и нашу планету. Задача состоит в том, чтобы научиться разделять мир души, мир тела и мир нашего сознания. Если на уровне тела, сознания я могу быть агрессивным, защищать себя, свои убеждения, добиваться каких-то целей, ощущать себя как самостоятельную личность, то на уровне души я открыт, искренен, чувствую своё единство со всем миром, с каждым человеком. Здесь я как листик одного дерева. На уровне души я не имею право противопоставлять себя другим. Таким образом, сегодня необходимо внутренне быть отрешённым, подчинённым Божественной воле, не зависеть от окружающего мира, от своих желаний, инстинктов. А внешне иметь свои желания, цели, развивать себя как личность, то есть обладать собственной волей, конфликтовать с другими, и через разрешение конфликтов, через поиск компромиссов познавать мир, развиваться. И это состояние можно сравнить с состоянием монаха, который всегда внутренне отрешён от мирской суеты, внутренне постоянно ведёт диалог с Богом, молится.  Но при этом ведёт активную деятельность, строит, занимается хозяйством, учит, воспитывает детей, просвещает людей, лечит, реализует свои таланты, данные ему Свыше. То есть живёт полноценной жизнью. Вот такое монашество в миру всем нам уготовано. И монастыри, те, которые были на протяжении последних двух тысячелетий, уже не нужны. Каждый должен строить свой собственный монастырь, в своей собственной душе. Ибо «Царствие Божье внутрь вас есть» (Лк.17:20-21)