Неевклидовая геометрия

Ефим Шейнис
Они встретились на Невском в семь вечера у аптеки. Это удобное место предложил Георгий: сразу же можно зайти за нужными принадлежностями.
- Как мы сегодня проводим вечер, - после привычного поцелуя спросил он, - о, ты сегодня такая нарядная! Парк, кино, театр, концерт? Говорят, "Кавказская пленница" отличный фильм. Там играет знаменитая тройка: Вицин, Моргунов и Никулин. Пойдем?
Обычно решение принимала Люся.
- Сегодня мы идем в ресторан.
- В ресторан? - удивился Георгий и озабоченно потрогал карманы, - знаешь, я на ресторан не рассчитывал. И я без галстука.
- Не беспокойся, деньги я взяла. Мы отметим сегодня важный день.
- А что сегодня за день?
- Ты не смотрел на календарь? Сегодня День системного администратора.
- Люся, правда, что мы будем отмечать.
- В ресторане узнаешь.
Официант принес закуски, и они наполнили рюмки.
- Так и быть, скажу. Сегодня исполнилось ровно три года, как мы с тобой познакомились. И я хочу знать, когда ты сделаешь мне предложение?
- Неужели прошло три года? Люся, это не так просто, как ты думаешь. Завести семью - большая ответственность. Я уже все обдумал. Мы поженимся, как только я справлюсь с тремя проблемами. Я должен получить повышение по службе, моя нынешняя зарплата недостаточна, чтобы содержать семью. Вторая проблема - квартира. Мама не согласна, чтобы мы с тобой жили в отцовской квартире. У меня намечается заграничная командировка, возможно, на год. Я поднакоплю денег, вступлю в кооператив, и у нас с тобой будет своя квартира. И последнее, ты знаешь, моя мама не считает, что ты для меня подходящая жена. Я должен ее переубедить. Вот и все. Ну, довольно ссориться. Пойдем, вот ключи, опять есть свободная квартира до 12 ночи.
- Я не пойду.
- Люся, я еле выпросил ключи у приятеля и уже купил кое-что в аптеке.
- Я тебе верну деньги.
- Люся, что с тобой?
- Георгий, это не так просто, как ты думаешь. Пойти с тобой, это большая ответственность. Сначала мне надо выяснить три вопроса: люблю ли я тебя, любишь ли ты меня, и когда кончится мой испытательный срок. Вот и все.
Она встала.
- Не провожай меня...
Домой Люся пришла мрачная, повесила пальто и бросила на вешалку берет. Родители сидели за столом.
- Поужинаешь с нами? - спросила мама.
- Я сыта.
Отец отложил газету, снял очки и встал.
- Мне пора на смену. А ты так рано вернулась - он, что, не достал ключи?
- Папа, отстань, и так тошно. Мне уже 26, а он не мычит и не телится.
- А ты поставь вопрос ребром.
- Я поставила. Он просит подождать. У него есть куча причин.
- Причин или отговорок? Если я не ошибаюсь, вы встречаетесь уже три года.
- Да, как раз сегодня мы отметили трехлетний юбилей.
- Я тебе сразу сказала, этот профессорский сынок тебе не пара, - напомнила мама, -
Ты его так любишь?
- Я уже сама не знаю. Пойду, лягу.
Она долго не могла уснуть. Вспоминала, как они познакомились на вечере отдыха в  Академгородке ровно три года назад. Пригласительный билет на двоих в Дом ученых достала ее школьная подруга.
- Мы подцепим двух профессоров, - сказала она, - или хотя бы доцентов. Я там уже многих знаю. Надень короткую юбку, у тебя красивые ноги.
Сначала выступали барды. У каждого была своя гитара. Пели о весне и о любви. "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Потом, когда барды ушли в ресторан, начались танцы.
- Я приглашу на белый танец вон того в синем галстуке, - сказала Люся, - как его зовут?
- Его зовут Георгий, он доцент. Но он откажется, я видела, он уже двум девушкам отказал. Что-то пишет в блокнотике, не от мира сего.
Когда диск-жокей объявил белый танец, Люся решительно подошла к Георгию и вопросительно посмотрела ему в глаза.
- Извините. Я занят.
- Георгий, если бы вы знали, как я ненавижу мыть пол в общежитии.
- Какой пол?
- Я заспорила с подругой, что буду с вами танцевать. Если я проиграю, то в ее дежурство буду мыть пол в общежитии. Спрячьте ваш блокнотик. Это белый танец. Меня зовут Люся.
Она решительно положила ему руку на плечо. Доцент спрятал блокнотик, и они закружились в вальсе.
- Георгий, а что вы записывали?
- Так, некоторые мысли.
- Как Эйнштейн?
- Нет, как Лобачевский.
- Это ваша фамилия?
- Это фамилия математика, который жил сто лет назад. Он придумал новую, неевклидовую геометрию.
- Осторожно, не наступайте мне на ноги. Разве в геометрии можно что-то придумать новое?
- Можно. Представьте себе прямую и рядом с ней точку. Сколько, по-вашему, можно провести через эту точку прямых, параллельных данной прямой?
- А зачем?
- Что зачем?
- Зачем проводить эти прямые?
- Люся, сколько у вас было по геометрии?
- Два. То есть три.
- А где вы работаете?
- В музыкальной школе. И, представьте себе, прекрасно обхожусь без геометрии.
- А нотная запись? Ведь ноты располагаются на пяти параллельных прямых. Геометрия есть везде. А ваши стройные ножки, они ведь тоже параллельны, хотя где-то пересекаются. Вот это и есть неевклидовая геометрия, которую придумал Лобачевский.
Музыка кончилась.
- Спасибо за урок геометрии. А я и не знала, что мои ноги пересекаются. Какой вы умный. Ваш Лобачевский не стал бы говорить такие пошлости.
- Люся, извините. Это была неудачная шутка. Можно, я вас провожу?
- А что скажет ваша мама?
- Откуда вы знаете, что я живу с мамой?
- Вы такой ухоженный и аккуратный, отглаженная рубашка без единого пятнышка. Если бы это была жена, она бы не отпустила вас на танцы одного.
Когда они вдвоем выходили из зала, она незаметно показала подруге язык. Георгий  проводил ее домой, и у подъезда спросил:
- Разве это общежитие?
- Про общежитие я соврала. Только без рук. Пока.
Так они начали встречаться...
Надо что-то решать, подумала Люся и с этой мыслью заснула...
Когда Георгий отвез ключи и пришел домой, его мама не спала.
- Ты так рано вернулся и чем-то расстроен. Что она от тебя хочет? Похоже, ты выпил?
- Да, Люся предложила пойти в ресторан.
- В честь чего?
- Мы отмечали День системного администратора.
- Так, она начала тебя спаивать. Не ври матери.
- Мама, она хочет, чтобы мы поженились. Мы ведь встречаемся уже три года.
- Только через мой труп. Если бы был жив твой папа, он тоже был бы против. Ты знаешь, почему она так за тебя держится? Ей нужна профессорская квартира, машина и дача. Она не нашего круга. Ты видел, как она держит вилку в правой руке и не умеет пользоваться ножом, как она кладет локти на стол и разговаривает с набитым ртом. Между тем, ты нравишься дочке папиного приятеля. Ты это знаешь. Умница, настоящая леди. И не станет спать с тобой до свадьбы. Как я мечтаю, что наши две профессорские семьи объединятся. Кстати, нас туда пригласили на чай. Пойдешь?
- Только ради тебя.
- Вот и хорошо. Иди спать...
Через несколько дней Георгий позвонил, и сообщил, что он уезжает в Москву, где присоединится к делегации ученых, с которой вылетит в Голландию по обмену опытом. Он попросил Люсю прийти на Московский вокзал попрощаться. Когда она с букетом цветов вышла на перрон, посадка уже заканчивалась, но Георгия она увидела издалека. Он стоял у вагона с двумя женщинами, одна из них была его мать, другую она не знала. Эта вторая, блондинка, звонко смеялась, встряхивала головой, чтобы была видна ее роскошная прическа и поправляла Георгию галстук, положив руку ему на плечо. Георгий время от времени поднимал голову, возможно, искал Люсю, но она спряталась за колонну. Когда поезд тронулся, он обнял и поцеловал обеих женщин и вскочил на подножку. Люся бросила цветы в мусорную урну и быстро пошла прочь. В теорему о точке и прямой вкралась ошибка, точек оказалось две. Ее душили слезы.
- С кем это ты прощалась, с другом, знакомым, женихом? - услышала Люся мужской голос.
- А тебе какое дело? - неожиданно приняв обращение на "ты", она с ненавистью посмотрела на незнакомого мужчину в сером плаще с дорожным кейсом в руках.
- Поверь мне, он не стоит твоих слез.
- Я не нуждаюсь в советчиках, - резко сказала она и быстро пошла прочь. Неужели она выглядит настолько несчастной, что ее уже жалеют незнакомые люди? В привокзальном кафе она села за столик с чашкой кофе и глубоко задумалась. Наступил поворот в ее судьбе, надо что-то делать. Он сказал, что через год решит. А может, не решит. Кто эта, вторая?
- Ты меня не прогонишь, можно я сяду? Как тебя зовут?
Тот же незнакомец в сером плаще. Примерно ее возраста, открытое приветливое лицо, добрые серые глаза.
- Садись. Люся.
- Люся, ты, наверное, хочешь знать, кто я и почему с тобой заговорил?
- Я сама тебе это скажу. Ты приехал в командировку и сразу решил найти... ну, в общем, знаешь, кого. Что еще? Ты женат, трое детей. Два мальчика и девочка.
- Ты угадала, но только частично. Я, действительно, в командировке. И про трех детей ты сказала правильно, только они будут у нас с тобой. В остальном ты ошиблась. Люся, выходи за меня замуж!
- Ты в своем уме?
- Абсолютно. На учете не состою. Давление 120 на 80, температура 36 и 6, пульс 65. Можешь сама проверить. Люся неожиданно взяла двумя пальцами его теплую руку. Ровно 65.
- Я даже не знаю, как тебя зовут и откуда ты.
- Евгений Степанович Рыжик из Свердловска.
- Значит, если я выйду за тебя замуж, то стану Людмилой Ивановной Рыжик? Так, а семью ты содержать сможешь, кто ты по профессии?
- Инженер.
- Простой инженер?
- Пока простой, потом стану старший инженер.
- А потом станешь главный инженер. А квартира у тебя есть?
- Есть.
- Где ты живешь с мамой.
- Да, но мы уже договорились, если я женюсь, мама переезжает к замужней сестре.
- Тогда последний вопрос: ты, что, меня любишь?
- Что за вопрос, да я искал тебя всю жизнь! Это любовь с первого взгляда. Я предчувствовал, что из этой поездки вернусь женатым! Значит, решили, берем такси и едем в ЗАГС.
- Так сразу?
- Так сразу. А вон та симпатичная парочка за соседним столиком будет нашими свидетелями. Ребята, подсядьте, пожалуйста, к нам, есть важное дело. Мы с Люсей решили расписаться, и просим вас быть нашими свидетелями.
- Только что ты спросил, как ее зовут и сразу в ЗАГС, - засмеялся парень, - а мы с Любой уже знакомы три месяца, и она сопротивляется. Почему бы нам тогда не присоединиться, а вы будете нашими свидетелями? Мой папа позвонит, и нас распишут вне очереди. Как, Люба, поехали за паспортами?
Люба покраснела и наклонила голову.
- Ну, вот и договорились, - обрадовался Евгений, - встречаемся в ЗАГСе через час.
Запыхавшаяся Люся вбежала в комнату.
- Мама, где мой паспорт? Я выхожу замуж. Скорее.
- Что, таки решили? А папы нет дома. Ты бы переоделась. Куда ты так спешишь? А где он?
- Таки решили. Переодеваться некогда. В ЗАГС. Он ждет в машине.
- Ну, с богом, доченька. Жалко, папа на работе. Поздравляю. А как же его командировка? 
- Спасибо мама. Приготовь, пожалуйста, что-нибудь к столу. Ты скоро все узнаешь.
- У нас есть еще пятнадцать минут, - сказал Евгений, - где тут можно купить цветы? Ты любишь гладиолусы?
- Евгений, давай скажем маме, что мы давно знакомы. Иначе она решит, что я сошла с ума.
Вечером Люся привела Евгения домой.
- Мама, познакомься, это - Женя, мой муж. Он инженер, живет и работает в Свердловске. Через месяц мы уедем к нему. Мы вместе вступали в пионеры.
Мама выронила тарелку.
- Это к счастью, - сказал Евгений и стал собирать осколки...
Через год Люся приехала на лето к маме с двухмесячным сыном.
- А тебе пришла телеграмма, - сказала мама.
- От кого?
- От Георгия.
- Он еще помнит наш адрес?
- Он сообщает, что приезжает в субботу и просит тебя его встретить. Пойдешь?
- Ну что ты, мама, я ведь должна кормить Павлика каждые три часа. Обойдется.
Когда Георгий пришел в воскресенье с букетом тюльпанов, ему открыла Люсина мама.
- Георгий, вы вернулись!
- Здравствуйте! Я вернулся. А почему меня не встретила Люся? Где она?
- Люся гуляет в соседнем парке.
Люсю он увидел сидящей на скамеечке с книгой. Пахла сирень. Рядом стояла детская коляска.
- Георгий, ты вернулся! Как тебе идет этот заграничный костюм!
- Что вы заладили с мамой одно и то же. Конечно, я вернулся. Как я мог не вернуться, ведь наши с тобой жизни пересеклись. Он наклонился и поцеловал Люсю.
- А что это за коляска?
- Это мой сын.
- Сын? Откуда?
- Георгий, ты ведь знаешь, откуда берутся дети. Я вышла замуж.
- Этого не может быть! Я так за тобой соскучился!
- И снова выпросил у приятеля ключи до 12 ночи?
- Люся, почему ты тогда не пришла меня проводить на вокзал?
- Я не могла. Заболела мама.
- А если бы ты пришла, я бы сделал тебе предложение.
- Прямо на вокзале?
- Прямо на вокзале. А ты не ответила ни на одно мое письмо. Люся, мне предложили в Голландии контракт на три года. Я не могу без тебя. Кто он? Ты разводишься, мы женимся и летим в Голландию. Ребенка я усыновлю. Согласна?
- Георгий, ты ведь ни разу не признался мне в любви.
- Но я ведь пришел.
- А что это значит?
- Это значит, что я тебя люблю.
- А как же та, вторая?
- Значит, ты была на вокзале?
- Ну, была. Дай подумать. Как я хочу в Голландию! И мы побываем на выставке тюльпанов?
- Конечно!
Она посмотрела на часы.
- Час дня. Уже поздно. Мне надо кормить Павлика. Я пойду.
- Люся, что ты решила? Ты мне не ответила.
- Я решила, что мне пора домой. И я тебе ответила, просто ты не понял. Я же сказала: УЖЕ ПОЗДНО. Наши жизни не пересеклись. Твой Лобачевский ошибся.