Деревянная Россия..

Владимир Бойко Дель Боске
Я вижу старую покосившуюся избу на фотографии и понимаю, что так уже больше не строят. Не зачем строить из бревна, да и еще окна украшать резными наличниками и кокошниками. Кому это все нужно теперь? Другое время, другой век, другие технологии, другие люди, не те, что жили раньше, не те, что говорили на каком то другом языке, не совсем понятном нам, нынешним жителям общества потребления.
Раньше, сделать резной оклад на окне стоило не дорого, точнее совсем ничего не стоило, все делалось самостоятельно, самим хозяином дома, главой семьи. Плох был тот человек, который был не в состоянии худо бедно вырезать что либо из дерева.
На дворе 21 век. Век высоких технологий, глупой рекламы и общества потребления. И никому даже в голову то и не придет вырезать что либо из дерева с целью украшеня. Зачем? Никого не удивишь. Да и по телевизору об этом в рекламе ничего не сказано. Зачем же выпендриваться, мучаться, что либо выдумывать соседям на смех, да и забор же должен быть высоким вокруг строения, а как иначе то? Иначе то и нельзя? Вдруг кто что-нибудь увидит и позавидует, а то еще того хуже, пролезет ночью то да сожжет все. А за забором ничего и не видно, и соответственно нечего деньги тратить, искать резчика по дереву, договариваться, нервничать, переживать за процесс. Нет, ни к чему все это.
Пытаюсь объяснить сыну, что такое старина. А точнее Русская старина. Подбираю слова. Оказывается это достаточно сложный процесс. В современном языке осталось мало слов, помогающих в этом непростом деле. Привожу примеры из Суздальского музея деревянного зодчества,где мы были с ним несколько лет назад. Но все равно понимаю, что занят решением практически невозможной, поставленной самому себе задачи. Задачи воспитания в человек любви к Родине. Любви к России, не той ура патриотической, какую нам преподносят из телевизоров, предвыборных агитаций различных партий,всевозможными путями пробивающимися к власти. Нет, не той искусственной любви в глянцевым картинкам рекламных брошюр, на которых изображена лжеРусь. Придуманная и сфабрикованная ради личных интересов того или иного, стремящегося к власти и пытающегося обогатиться предпринимателя. А той настоящей, построенной на понимании основ всего на чем основано то общество, в котором ты живешь, и из которого ты вышел в свет. Тех кирпичиков, остатков старины, обломков прошлого, еще чудом сохранившихся кое где по закоулкам нашей необьятной страны из которых и состоит фундамент понимания реальной действительности и восприятия мира, а не той искусственной глянцевой, выставленной на показ иностранным туристам хорошо сколоченной наспех из свежих Турецких стройматериалов картинки.
Как же грустно передвигаясь по стране видеть погибающую историю. Развалины храмов, жилых домов, да наконец просто бывших заводов, дошедших до нас из глубины истории. Каждый из которых несет частичку того отрезка нашей страны, кои вместе составляют реальное, не навязанное нам искусственное представление о стране.
Но более всего поражает не любовь, а точнее, местами даже какая-то ненависть населения ко всему старому и от безразличия дошедшему до нас в не наилучшем виде. Местной администрации по большей части не просто наплевать на остатки былого, а скорее не до жиру, справиться бы с более насущными проблемами, свести бы концы с концами, сохранить поселения вообще, как таковые, в атмосфере хронического недофинансирования и нехватки денег, бездорожья, пьянства и полнейшего безразличия.
Вот так вот стоит и разваливается деревянная Россия на наших глазах. Теряется бесследно связь с прошлым, с нашими пращурами. Мне порою кажется, что современные люди даже мыслят как то по другому, не целостно, а местечково, кусками. Мы раздроблены на маленькие лоскутки большого одеяла, которое некому собрать вместе и сшить в одно целое, что бы было тепло им укрываться, когда на улице бушует непогода.
А старая деревянная архитектура, удивляющая нас своей красотой, даже в разрушенном состоянии продолжает прозябать в неведении и запустении. Сколько представителей различных «школ» в деревянном зодчестве разваливается по всей стране? Сколько еще можно спасти? Того малого количества специалистов и людей, непосредственно интересующимися восстановлением, спонсоров и меценатов, так поразительно ничтожно мало.
Мы критикуем Европейские страны за их прагматизм и расчет, надеясь в свою очередь на русский авось. Но сколько в свою очередь деревянных храмов, так называемой северной архитектуры дошло до наших дней, почти в идеальном состоянии во многих странах северной европы? Взять к примеру Польшу, Нидерланды, Норвегию. В этих странах помнят своих предков, уважают историю. Там есть храмы 13 века! И практически в идеальном состоянии!
В погоне за современными технологиями надо помнить и о прошлом, не забывать то, чем славна и интересна наша великая родина. Нельзя только подсчитывать прибыль с вложений, надо еще и заботиться о том главном, без которого и не было бы самого понятия – Русская архитектура. Ведь оно основано именно на всех этих развалинах и руинах, которые могли бы быть символами страны, но судьба распорядилась по другому. Тяжело осознавать все это, но не иметь возможности чем либо помочь, ощущать полное собственное бессилие. И при этом продолжать и далее жить с этим ощущением не известно сколько еще лет, и скорее всего до конца дней своих.
27.07.2016.