учум

Нина Шарыгина
Как то в восьмидесятые я сподобилась уехать на курорт. Учум. На грязи.
Врачи решили, что моим ногам от таких процедур станет легче. Но…
Короче: зима. Декабрь. Новогоднее настроение. Палата на двоих. Походы на лечение в разные корпуса. Знакомство с режимом санатория – курорта.
А ветра! Заворачиваешься во все тряпки, что привёз с собой и насквозь просифонивает.
Ну, прошло какое-то время. Адаптировалась к климату. Тем более уже на носу Новый год! Стали придумывать, как провести его. Как на лечение ходить, в какое время.
А грязь эту суют во все дырки: и по гинекологии, и стамотология, и желудочники, и артрит – артроз… Сказка!
Стоим на процедуру. Очередь. Вновь приехавшие ещё не знакомы с этим.
Одна женщина спрашивает медбрата – а можно в платье?
Тот – да хоть в шубе! Только потом грязь не отстирывается.
Дело в том, что мы ложимся на топчан на полиэтилен и медики заливают нас горячей грязью, заворачивают и лежим 15 – 20 минут.
Одна женщина всё же легла в платье и потом очень горевала, что не отстирывается.
А почему? Да понятно почему… весь персонал не медсёстры, а медбратья! А наши женщины настолько зажаты, что это для них транс… Мужик ведь! Да и не мужик, а молодой человек, сынок для наших дам.
После процедуры душ и всё в норме. А бодрость какая! Улыбка. Ну, ещё и это – мужик потрогал, посмотрел…
В другой раз стоим в очереди, а там снова новички. В одну сторону стоят мужики, в другую женщины. Разделено простынью, как шторой. А разговор и тех и других слышно хорошо. Вот мужики (старые) разговаривают: ты пробку-то взял?
Тот – да взял… вчера уже наученный.
А новичок: ребята, а зачем пробка?
Ну как зачем?.. тебе грязь введут, а как она там задержится? Затыкать надо.
Ой, а я не знал. Чо делать-то?
Ну беги! Успеешь ещё.
Ушёл. Так скоро – скоро, чуть не бегом. Прибежал, весь в поту, запыхался.
Ну и вскоре зашёл. Слышим просит: вы мне пробку-то вставьте, не могу я сам. Ну пожалуйста. Не получается у меня.
И так минут пять. Пока его медбрат не послал в эротический поход…
Мы уже падаем от смеха…
Выходит весь красный, распаренный. Ни на кого не глядит.
А вообще-то и отдыхать было некогда. Весь день проходил в очередях на процедуры. Я брала с собой вязанье, чтоб не просто так время терять. За 20 дней связала две ажурных кофточки и платок пуховый, на который нитки тут же у женщины купила.
Курорт находится в котловине, как в чаше и потому вокруг только горы. Вот мы на Новый год и отправились в поход. Человек семь. Сначала холодно было, а потом, наверху – чай, кофе, коньячок по семь капель. Класс! Обратно почти все ехали на пятой точке.
Посёлок маленький и работы кроме лечебницы никакой нет. Вот ребята и приходят все сюда. А после Армии рвут когти в город.
Я отдохнула чудно, тем более раньше нигде никогда не была. Врачи сказали через год повторить. Какой год! Я выдержала восемь месяцев. Началось сильное обострение, кости крутило – спать не могла и ходить. В другой раз поехала по горящей путёвке, летом. Выпросилась со слезами у медиков. Хватило мне этих двух раз лет на пять. Козочкой скакала! Ничего не болело. Сына родила! Это в сорок-то лет…
А потом опять и по сей день мои ножки болят. Завкома нет, я пенсионерка и денег нет. Каждую ночь хоть на стенку лезь… Варикоз и артроз. А уже туда, в Учум нельзя. Сердце моё не выдержит этой горячей грязи. Да и вообще никуда нельзя. Слишком много болячек за свою жизнь приобрела. Уже не лечатся. Как могу перемогаюсь, лечу по мере сил и разума. Ничего… Живы будем - не помрём!
Господь видит, что нам надо.
-----------------------