Картинка из далекого детства

Виктор Костылев
   
    Солнце пряталось за высокими стенами городских зданий. День катился к закату. По тенистым аллеям сквера гуляют люди. На лавочках  молодые мамы, а рядом -беспокойная ребятня катается на: каруселях, качелях, гоняет мяч. Под впечатлением увиденного, я вспоминаю свою пролетевшую юность.
 
    Сквозь густые заросли сквера, вижу лесные массивы неторопливо покрывающиеся разноцветием. Как сказочные летательные аппараты, медленно и беззвучно 
опускались их посланцы, знакомясь с земным покоем. Солнце, в последние дни лета, решило побаловать нас.

    После дождливой недели погода стояла теплая, солнечная. На лужайках вновь слышен стрекот кузнечика. А на полевых цветах, слегка опустивших свои потемневшие головки, бесшумно порхали мотыльки. Своими многоэтажными, лохматыми космами шапок, сосны прятали солнечные лучи в своих колючих зеленых лапах.
               
   В лесу было пасмурно и парко. Под ногами стлался влажный, мягко пружинистый зеленый ковер. Стоять на месте нельзя. Хлюпая под ногами, почва лениво опускалась. На поверхности выступала вонючая, бурая жидкость.

    На моих ногах бродни. Это легкие, самодельные кожаные болотные сапоги с высокими голенищами. Тишина. Кажется, что в этом  не ласковом лесу никого кроме меня и комариных полчищ нет. Мое лицо надежно защищено  от воинствующих хозяев тайги накомарником.
 
     А вот и березки. Невысокие, стройные, со слегка потемневшей листвой, они стояли особняком, притихшие. Здесь гораздо больше света и суше. Под молодыми деревьями прятались красавцы красноголовики и великаны- боровики. Их много и у
меня появилась работа.

     А дальше, по узкой тропе выстроились: рыжики, маслята, волнушки. Когда-то
Россия экспортировала за рубеж в дубовых бочках консервированные рыжики. Этот
товар пользовался большим спросом. Купечество не упускало своей выгоды, да жители таежных мест не были в накладе. Народ оберегал тайгу от непредвиденных бед и пожаров. Возгорание леса было редкостью.

     А дальше, на болотных кочках- ягодные сады. Ух! Сколько их здесь! Вот брусника разбросала свои краснобокие космы с наливающимися ягодами. А рядом: голубика, черника, костяника. А вот и красавица морошка. Успевай снимать пробу и наполняй корзину. А за спиной ощутимый вес пайвы наполненной грибами.

     Пора отдохнуть. Поставив на зеленый ковер корзину и освободившись от пайвы, я прилег возле тропинки. Хотелось пить. Комары тучей кружились вокруг меня.

     Сзади раздался легкий хруст валежника. Это Саша неосторожно наступил на сухую ветку. Он хорошо знает здешние места и легко ориентируется. Он-охотник, я- грибник, мне двенадцать лет.

      Рядом раздается глухой щелчок. Это выстрел малокалиберной винтовки, за ним
следует другой, третий... Забыв о пайве и корзине, ноги сами несут меня к нему. Вижу, рядом на дереве спокойно сидящего рябчика. Меня охватывает азарт.

    -Саша,- тихо прошу,- дай хоть один разок стрельнуть?
Улыбаясь, он оценивающе смотрит на меня.
-Возьми,-говорит, передавая винтовку и пять патронов.

      Я старательно заряжаю, выставляю планку прицела и очень долго, старательно целюсь. Ох! Как не просто стрелять из винтовки навскидку, стоя под пристальным
взглядом опытного человека. А рябчик сидит, и ждет.

      Прозвучал выстрел. Мне показалось, что лесная птица пригнула свою маленькую головку и пуля прошла мимо. Я вновь заряжаю и стреляю. И опять, показалось, что рябчик поднял свою маленькую лапку и пуля вновь пролетев не задела его.  А рябчик сидит. Так я стрелял пять раз...

      Надоело лесной птице, чирикнув на прощание  охотнику-неудачнику, он улетел,
   -Эх ты! Стрелок!- говорит Саша,- ну, да ладно, пусть летит. Уже вечереет, пора домой.
      Дома за ужином, Саша рассказывал о моих способностях стрелка. Сестрица, слушая рассказ, улыбалась.
   -Смейтесь, смейтесь! -говорю,- а разбирать грибы и ягоды придется вам. Вот так!  Я-грибник!
    Память. Сколько лет прошло. А она хранит в своих глубинах эти прекрасные
картины детства. Глядя с балкона на молодежь, я с грустью вспоминаю те далекие,
непростые,  но интересные, послевоенные годы.