Бегство от совести

Ник Пичугин
Этюд

1.
    Начнем с цитаты.
    "Насколько легче жилось бы на свете, если бы каждый человек относился бы к себе с уважением!
    Есть люди, спокойно и без всякой конфузливости говорящие про себя: «Я знаю, что я дерьмо». Они даже видят в этом некую доблесть, особый вид честности. Правда, за безжалостным признанием непременно следует продолжение: «И все вокруг тоже дерьмо, только прячутся за красивыми словами».
    – Бросьте, – говорит он. – Меня не проведешь. Все одним мирром мазаны".
    Каждый наш поступок вызван непременно не одной, а многими причинами. Иные из них достойны уважения, иные постыдны. Виктимный циник перечисляет (с искренним, заметьте, возмущением) исключительно причины второго рода. Без подобных растолкований люди, согласные считать себя дерьмом, не смогли бы жить – это развалило бы всю их картину бытия.
    Прошу прощения у читателя за словарь. И я даже не могу спрятаться за авторство Б. Акунина, поскольку сам не раз отмечал подобную терминологию, когда тема разговора касалась этого комплекса.
    Собственно, описательная часть «виктимного цинизма» на этом и заканчивается, но самое интересное, как известно, дает анализ. Именно аналитические навыки и вкус к размышлению необходимы для того, чтобы видеть вторые, неприглядные мотивы человеческих поступков; конформист на это неспособен. Циником становится человек не с правой резьбой, как у всех, а с левой. Но как же личность дошла до такого… анального состояния?

2.
    Изгнанная из общества духовная личность работает, тем не менее, именно для общества, это область самовыражения творческого человека, цивилизация – его проект. Если бы не идеи избранных Иных, человечество до сих пор жило бы в пещерах.
    «Своим продвижением на пути к земному раю, каковой лучшие умы наши почитают за конечную цель эволюции, человечество обязано прежде всего людям необыкновенным, ибо именно они толкают, а то и за шиворот тянут нашу цивилизацию вперед.»
    Пока это просто холодное наблюдение, все в порядке. Но когда такие мысли появляются у духовной личности – это первый симптом моральной деградации. Я, может быть, неудачно выразился? Личность работает для себя, а не для общества; которое – лишь объект приложения его творческих сил. (Что такое «разумный эгоизм», знаете?)
    В эссе «Почти как люди» я показал редукцию обычного человека (конформиста) к пограничному психотипу «дурака»; механизмом этой редукции является «бегство от истины»: тенденция давать все более нелепые ответы при повторении попыток. Деморализация  мыслящей личности («Иного» по С. Лукьяненко) идет по похожей схеме, только здесь она вызвана повторением попыток быть порядочным человеком – все более неудачных попыток – и, как следствие, все менее моральных. Человек с правой резьбой убегает от истины, а с левой – от морали.
        «Вас били по физиономии, а вы упорно долбили, что человек по природе добр… или, того хуже, что человек – это звучит гордо. И кого вы только не называли человеком! Объекты совсем не хотят, чтобы их изменяли. И потом, они настолько неприятны, настолько запущены, так безнадежны, что их не хочется изменять. Понимаете, они не стоят того. Пусть себе догнивают – они ведь не играют никакой роли. На благо кого же мы должны, по-вашему, работать?» – такую примерно форму имеет Темный соблазн, приводящий к виктимному цинизму.

3.   
    Но не всегда «бегство от совести» заходит столь далеко. Мы все – «моральные скептики»… за исключением гениев и святых. Гораздо более тяжелый (и редкий) случай: «сервильный прагматик».  Как правило, он ограничивается «философией бутерброда»:
    – Мне все равно, кто мне платит, лишь бы на хлеб с маслом хватало.
    Изменяется целевая установка, сервильный прагматик отказывается от самовыражения («самореализации» по Маслоу); в этом его виктимность. Он не хочет больше работать для  общества и предпочитает, чтобы общество работало для него. Потому что он умный и элегантный в своем белом смокинге.
      – Вы же называете себя порядочным. – тихо сказал Фандорин.
      Хозяин поморщился:
      – Зачем говорить пошлости? Вы ведь культурный человек.
      Он приспосабливается, возвращается обратно в толпу, с радостью его принимающую… не зная, кого она принимает. Обыватель с левой резьбой никогда не будет «как все», избравшему один путь не дано пойти по другому. В нем окончательно и навсегда утверждается принцип: «Человеку необыкновенному закон не писан». Вопрос только в том, сколько духу достанет руководствоваться этим принципом на практике.

4.
    Мы очень мало знаем психологию личности. Работы Маслоу и Фромма мало что изменяют в этом незнании, поскольку они (исследователи) не отличают конформиста от Иного. Гораздо больше дает художественная литература, в которой духовная личность описывает свой внутренний мир. Однако это внутренний мир Светлого. Духовный мир Темного – их коллективная тайна, но догадаться можно… Жалко и необязательно выглядят рассуждения Алисы Донниковой о свободе. Завулон молчит. Но догадаться можно. Потому что главное, все-таки, не в свободе. 
    Чем отличается Темный нонконформист от Светлого? Это еще простой вопрос! А вот – как он отличается? Вся взрослая жизнь человека – это дрейф в сторону той социальной ниши, где ему удобно; куда влечет его психотип, сформированный в детстве и отрочестве. Момент бифуркации происходит незаметно, неощутимо! и никто не знает, какие травмирующие обстоятельства к нему приводят… Возможно – все.
    Очень хорошо – в динамике – это показано в фильме (и книге) «Чучело». Там  ведь есть не только главная героиня, но и главный герой, и неизвестно, кто главнее. Он не конформист, он просто боится в открытую противопоставить себя толпе. И уже научился и привык – в качестве компенсации за малодушие – за потерю самоуважения! – использовать эту толпу, сливаясь с нею. Использовать для удовлетворения собственных нужд; пока только – нужды в самоуважении в форме тщеславия… Происходит рождение злодея.

5.
      «Мир ловил меня, но не поймал». Я не думаю, что многие понимают Григория Савича. Речь идет не о сладких соблазнах, на которые без труда ловят обывателя; «лоха», говоря его же собственными словами. Сковорода был личность, и что ему сладкие соблазны! О горьких соблазнах говорил он, о Темных; и легко же ему было говорить это в шалашике над Ворсклой! Нет, я его не осуждаю. Есть давления, которые человек выдержать не может. И если чувствуешь, что не выдерживаешь, – надо возвращаться. Чтобы сохранить себя – свою душу то есть. Но снять проклятие с народа можно только одним способом – приняв его на себя. Пройти сквозь проклятие и остаться собой невозможно, это закон природы. Который доказывается исключениями.

2014 

Источники цитат:
1. Б. Акунин. «Весь мир – театр»
2. Б. Акунин. «ФМ»
3. Е. Лукин. «Вранье, ведущее к правде»
4. Э. Лебон. «Психология народов и масс»
5. Сергей Лукьяненко. «Звездная тень»
6. Сергей Лукьяненко. «Дневной Дозор»
7. А. и Б.Стругацкие. «Гадкие лебеди»
8. А. и Б.Стругацкие. «За миллиард лет до конца света»
9. А. и Б.Стругацкие. «Хищные вещи века»
10. Конфуций. «Лунь юй»