Облепиха

Мишаня Дундило
Есть в Бийской губернии деревня такая - Шульгинка, знаменитая своими плантациями облепихи.  А еще тем, что в конце 80-х годов прошлого века на оных плантациях можно было фантастически хорошо заработать.

На моей основной работе орудия производства - квантометры фирмы ARL, электронный микроскоп, несколько ЭВМ и зарплата 220 рублей в месяц.  На плантациях - деревянный козел, "шмыгалка" из куска пружинной проволоки и лоток, висящий спереди на шее.  Нехитрое оборудование, далекое от науки и техники.  Но весьма существенно, что за каждый килограмм собранной и обработанной ягоды платили рубль.  Отдельные труженики умудрялись сдавать в день по сотне килограммов и более.  Сто рублей - это месячная зарплата молодого специалиста, двухнедельная зарплата профессора или квалифицированного токаря. 

Работа состоит из двух этапов: собственно сбор, когда сверху из-под "шмыгалки" сыплется тебе в лоток устрашающая смесь ягоды с листьями, колючками и прочей шелухой, и очистка - переборка ягоды в лотке и удаление мусора.  В то пору (80-е годы) ни тот, ни другой процесс не был механизирован.

Облепиха - уникальная ягода, обладающая уймой целбных свойств.  Никто не объявлял труженикам, где и как используется собранная облепиха, но благодаря сарафанному радио все облепишники знали, что продукт прямой наводкой направляется в бийский почтовый ящик, где проходит соответствующую обработку и превращается в эффективный противорадиационный препарат для использования в войсках.

Облепиховая вытяжка лечит практически всю гастроэнтерологию, все кожные и гинекологические заболевания, вплоть до рака, способствует заживлению ран и ожогов.  Забегая вперед, скажу, что мой отец (царствие небесное) долго и безуспешно лечился от рожистого воспаления кожи.  Изготовленное мною облепиховое масло устранило проблему менее чем за месяц.

Облепиха иногда просто творит чудеса.  Работал со мною в бригаде пожилой мужик - он никогда не надевал шапки, его могучая полуседая шевелюра торчала рогами во все стороны, склеенная брызгами летящего из-под "шмыгалки" облепихового сока.  Спрашиваем: дед, а чего ты рогатый, как олень, ходишь?  Хоть бы раз башку помыл, в порядок себя привел.  А дед отвечает: вот тем себя в порядок и привожу, что в соке купаюсь.  И с гордостью показывает фотографию, сделанную, судя по отсутствию морщин на лице, много лет назад.  Череп мужчины средних лет украшала огромная плешь.  Сок облепихи полностью восстановил волосяной покров на голове старика.

До первого посещения плантаций я про облепиху ровным счетом ничего не знал.  Выяснилось: вариаций этой ягоды достаточно много, от мелкой красной удлиненной, легкой и весьма крепко сидящей на ветке, до крупной, круглой, формой и цветом (но не вкусом, конечно) напоминающей белую смородину.  Первый вариант - это для новичков - пусть мало зарабатывают, но получают производственную тренировку.  Второй - для экспертов, отработавших как минимум один сезон.  Помню, поставили меня в первый день на длинно-красную ягоду, собрал я за двенадцать часов пяток килограммов (на пять рублей - вдвое меньше, чем послевузовский молодой специалист за то же время).  На следующий день шел проливной дождь и собрал я еще меньше.  Все - решил, толку тут ни с меня, ни мне никакого, вернусь в Питер.  А бывалые мне и говорят: не ссы, все через это проходят, через неделю разгонишься, сам себя не узнаешь.  Так оно и получилось.  Через неделю я начал сдавать по тридцать - сорок килограммов.

В следующий уборочный сезон я был уже типа ветеран, собирал тяжелую желтую ягоду и сдавал от пятидесяти до ста кг в сутки, в зависимости от обстоятельств.

Работа была достаточно травматичная, ибо ветки покрыты колючими шипами, проколы и царапины на руках - дело обычное, житейское.  Но одно дело травмы слесаря, другое - облепишника.  Облепиховый сок делал свое благое дело, повреждения кожи заживали моментально.  Но бывали исключения, когда руку разбарабанивало как флюс и пальцы теряли способность гнуться - наступала нетрудоспособность.  Для жертв облепиховых шипов был создан специализированный сервис в поликлинике райцентра Советское, в километрах, как мне помнится, в двадцати от Шульгинки.  Приезжаешь - а там длинная очередь, движущаяся достаточно быстро.  Входит чувак в кабинет с раздутой конечностью, через полминуты раздается короткий вопль, через три минуты приглашают следующую жертву.  Никакой анестезии при вскрытии абсцесса, зато все очень быстро.  Укол антибиотика на прощание, повязка - и гуляй, Вася.  Женщины и девушки орали меньше парней.

Я не миновал описанной процедуры, но мрачные воспоминания остались у меня в голове не от занесенного (а через миг протыкающего плоть) скальпеля, а совсем от другого момента.  Накануне выдали получку (платили еженедельно наличкой) - 360 рублей, более чем в полтора раза больше моей ежемесячной зарплаты в Питере.  Деньги я хранил в фотоупаковке, меж капсул с фотопленкой - поди разберись, в какой капсуле пленка, а в какой деньги.  Безопасно.  В Советское тронулся на прицепе трактора ранним утром, еще в темноте.  Для пущей надежности получку решил взять с собой.  Капсулу с деньгами сунул в задний карман моего могучего и тысячу раз проверенного рюкзака, сшитого из капрона.  Задернул молнию.

С рюкзаком не расставался ни в дороге, ни во время процедуры "вскрытия трупа".  Но только выбрался на улицу и пощупал карман, ужаснулся - капсулы не было.  Капсула выкатилась неизвестно когда и где через здоровенную с лохматыми краями дыру.  Версия: дыру крыса прогрызла, уж очень характерная была картинка.

Ну и в заключение, чего уж греха таить, все (и я в том числе) воровали высушенный облепиховый жмых. Иначе - жом. Готовился он так: уворованная ягода отжималась мясорубкой, мялкой или просто двумя плоскими камнями, сок стекал на расстеленный лист полиэтилена.  Далее нужно было дождаться, пока сок подсохнет и превратится в так называемое "брыдло" - полувлажную и более никак не просыхающую субстанцию с характерным запахом.  Оставшуюся после перемола твердую фракцию (семечки, кожура) смешивают с брыдлом, периодически перелопачивают эту смесь и досушивают до посинения (собственного).

Имел я с собой "дутик" (не подумайте, что задыхающуюся жертву) - пуховую альпинистскую куртку, из которой был извлечен весь пух, а в образовавшиеся пустые пространства были вложены длинные "кишки", сваренные из тонкого полиэтилена - вместилище для жома.

Довольно трудно и небезопасно было вывезти жом из зоны плантаций, но если уж вывез - кум королю.  Жом - сырье для изготовления облепихового масла.  Имея за отпуск годовую зарплату на "легальной" сдаче ягоды, среднестатистический облепишник зарабатывал еще больше с продажи масла.  Итого - два, а то и три дополнительных ежегодных заработка.

О технологии экстракции полезных компонентов из жома можно рассказывать долго...  лично я, как дипломированный химик, использовал фракционную вытяжку на холоду под вакуумом...

На этом позволю себе закончить облепиховый рассказ.

P.S.  Вспоминаю моего друга, паука Василия.  Меня в той Бийской губернии со страшной силой одолевали комары.  Все бы ничего, но я аллергик, для которого каждый комариный укус — проникающее пулевое ранение.  Ночевал я в палатке на частной территории за руп в сутки, и комары меня грызли почем зря.

И вдруг я обнаруживаю: комаров вокруг тыща, а в палатке нету!!! Зато в палатке, где комаров нету, сплел паутину ужасный П А У К.  Пауков я со страшной силой боюсь (могу представить соответствующие ссылки).  Но в данном конкретном случае  паука я выгонять из палатки не стал.  Паук грыз и уничтожал моих врагов.  Я дал пауку имя Вася и мирно жил с ним до конца моей облепиховой эпопеи.